Но есть тут уникальная особенность: коллектив возглавляет Елена Лиман, академик Академии творческой педагогики РФ. На это творчество нацелены и учителя, и ученики.
С компасом по жизни
К проекту «Развитие социальных и образовательных компетенций учащихся в адаптивной сельской школе», который в рамках нацпроекта принес коллективу президентский миллион, Елена Николаевна с коллегами шла не один год. Тут же давно поняли прописную истину: учебник учебником, но им открывается только одно окошко в мир знаний. Значит, нужно ребят научить работать с другими источниками информации, например со справочной литературой или Интернетом.
— Добыть информацию – одно дело, другое, не менее важное, как извлечь нужное зерно и заставить его работать на себя, на свое сочинение, доклад или ответ у доски, — поясняет директор Желтояровской школы. — Иными словами, нам надо научить школьника быть самостоятельным, чтобы он сам понял, в чем его индивидуальность, знал свои сильные и слабые стороны. Этот «компас» поможет ему самореализоваться в жизни.
О плюсах личностно-ориентированного обучения и воспитания учащихся директор, академик и одновременно член Ассоциации руководителей инновационных школ Амурской области может рассказывать часами, как и о том, что такое школа одинаковых возможностей для каждого ученика. Это «конек» Елены Лиман и всего коллектива сельской школы. Тут действует неписаное правило: не разжевывать тему, а мобилизовать ученика, чтобы он сам захотел учиться. Не вести все школьные годы ребенка за руку, а «разбудить» в нем мотивацию к самообразованию.
Процесс этот сложный, неоднозначный и, конечно же, рассчитан не на один год. В начальных классах проверяется умение не только читать, пересказывать, но и высказывать свое мнение о прочитанном. Дальше — больше. Приходит время, когда, заполняя образовательную карту конкретного ученика, педагоги оценят, к примеру, его умение работать в графическом редакторе или разбираться в законах макроэкономики. Ведь в этой сельской школе действует единственный в районе класс социально-экономического профиля. Но зачем нужна еще и эта образовательная карта, если никто не отменял дневники, четвертные и годовые отметки?
— Там оценивается знание конкретной темы, предмета в целом, а карта показывает развитие социальных и образовательных компетенций учащегося, — рассказывает Елена Николаевна. — Жизнь настоятельно требует, чтобы мы подготавливали выпускников к новым общественным и рыночным отношениям. Если ребенок сам поймет, что и зачем ему нужно, его мотивация к учебе, знаниям повышается.
В семье 140 человек
Когда Елена Николаевна после окончания Борисоглебского пединститута только начинала работать, о мотивации не было и речи. Но и тогда учителя понимали, как важно заинтересовать ученика, увлечь его своим предметом, оторвать от влияния улицы. И в сельских школах (Желтояровская не исключение) работали спортивные секции, военно-патриотические клубы, всевозможные кружки по интересам. Желтояровская СОШ, к примеру, была первой в Свободненском районе, где всерьез занялись экологическим образованием школьников. И это не раз приносило ребятам победу на областных конференциях. Сейчас школа тоже владеет солидной материально-технической базой, которая позволяет применять современные образовательные технологии. Но Елена Николаевна на своем жизненном опыте знает, что такое мотивация, или, говоря привычно, интерес. Она до сих пор помнит, хотя прошло без малого тридцать лет, как ее, молоденькую учительницу, не хотел брать к себе известный в области директор Новгородской школы, ныне пенсионер Владимир Николаевич Лесин: пусть, мол, сначала поработает, а я посмотрю...
— Меня это так задело! — вспоминает Елена Лиман. — Старалась изо всех сил быть лучшей среди десяти моих сокурсников, приехавших в Амурскую область по распределению. Может быть, именно из-за этих слов я не уехала обратно в свой Урюпинск. Первое время я с трудом привыкала к сельской жизни — даже деревенская пыль меня раздражала. В первые же каникулы поехала в Свободный, чтобы «насытиться» городским шумом. Походила по улицам, потолкалась в очередях и вернулась в Желтоярово. Могла бы, конечно, уехать отсюда, но коллектив понравился, и я осталась, приросла. Вот вам и еще одна мотивация, а причина, из-за которой я стала амурчанкой, был известный на всю страну БАМ. Можно это назвать мотивацией, любопытством или интересом, но человека по жизни всегда ведет какая-то цель.
— Какая сейчас у вас цель, Елена Николаевна?
— Та же, что и всегда: помочь ребенку развиться и создать для этого все условия. И чтобы никаких стрессовых ситуаций ни в школе, ни дома.
— Получается?
— Не всегда, — честно ответила моя собеседница.
— Вы, насколько меня информировали, с 7.30 в школе и уходите домой в такое же время, но уже вечером. Не надоело вам «многолюдье» в коридорах, классах? На необитаемый остров, в тишину, не хочется от этой суеты сбежать?
— Нет, школьная картинка, как вы сказали «суета», мне словно бальзам на душу. Люблю, когда все заняты делом, чего-то хотят, когда добиваются. Домой ухожу пораньше, если внук Коля гостит, ведь я как была горожанкой, так ею и осталась. Все мое хозяйство — это кот, зато семья у меня большая — вся школа. Это 140 человек.
Школа без трудных подростков
В такой семье, чтобы жить без стрессов, создавать условия для самореализации личности (и учителя, и ученика), надо еще одному принципу следовать: когда один за всех и все за одного. Так оно и есть. За 17 лет директорства Еленой Лиман создан коллектив, способный к серьезному научно-педагогическому поиску. А ее высокий профессионализм, умение жить интересами других не могут не увлечь окружающих. По сути дела, получилось так, что сама Елена Николаевна стала, если можно так сказать, мотивацией для тех своих учеников, кто выбрал профессию учителя. Таких выпускников только за последние десять лет уже семеро. А две — Марина Балабанюк и Альбина Ходунова — стали ее первыми помощницами во всем: и в обычных школьных делах, и в создании областной экспериментальной площадки по теме «Развитие социальных и образовательных компетенций учащихся в адаптивной сельской школе». Год работы после получения президентского миллиона за победу в нацпроекте показал: коллектив на правильном пути.
Как сообщил «АП» отдел по управлению образованием администрации Свободненского района, количество местных подростков, состоящих на учете в КДН, снизилось до одного, а в вузы поступила треть выпускников Желтояровской СОШ. Как не стремиться к саморазвитию, если школа, как неустанный побудитель к самообразованию, создала образовательные карты села, района, области — только учись!
— Во время моего очередного посещения школы, — рассказывает главный специалист-эксперт областного министерства образования и науки Елена Самсонова, — я обратила внимание на то, что здесь тщательно изучена индивидуальность каждого ребенка. А главное — определены оптимальные педагогические средства работы с каждым учеником. Сейчас идет второй этап эксперимента, цель которого — создание модели школы одинаковых возможностей для каждого обучающегося в условиях сельского социума. Как научный руководитель школьного проекта, убеждена: уникальный опыт этого коллектива будет полезен для развития всей образовательной системы области. Ведь в Желтояровской школе учатся не только одаренные, но и обычные дети, даже те, кто нуждается в коррекционно-развивающем обучении. Ученики из семей с разным социальным положением и разным уровнем благосостояния. Но каждый из них должен иметь возможность освоить не только учебную программу, но и развить свои личностные качества. Такой шанс есть только в адаптивной школе, а имено в желтояровской. Поэтому тут нет трудных, в привычном понимании этого слова, детей, и ее выпускники готовы наравне с городскими уверенно шагнуть во взрослую жизнь.
Свободненский район.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии