Он был посвящен проблемам профилактики туберкулеза, СПИДа и малярии. Не зря эти инфекционные заболевания заслужили мрачное прозвище «больших убийц». Живучий вечный враг Туберкулез известен со времен фараонов. Это инфекционное заболевание вызывается микобактериями. Открыл их в 1882 году немецкий ученый Роберт Кох, отсюда и другое название возбудителя — «палочки Коха». Как известно, микроорганизмы бывают разные. Есть среди них и друзья человека. Микобактерии туберкулеза для нас — всегда враг. Они очень живучи: в мокроте больного, попавшей в воздух и постепенно превратившейся в пыль, могут существовать 10 — 15 лет, не теряя своих зловредных качеств. Сегодня существует десять основных препаратов, направленных на подавление опасных микобактерий. Но палочки Коха умудрились выработать свою систему защиты от половины из них. Новый мутирующий штамм туберкулеза XDR-ТВ, который впервые был выявлен в Южной Африке, распространился по всему миру. Его обнаружили в США, Канаде, Европе, странах, ранее входивших в состав СССР. Есть «мутант» и в России.
— Сегодня даже у первичных больных мы фиксируем устойчивые формы туберкулеза, — констатирует главный врач Амурского областного противотуберкулезного диспансера Валерий Ильин. — Мы производим посевы, а палочка Коха оказывается нечувствительна к тем лекарствам, которые у нас есть. Сказать, что мы не вылечиваем этих больных, нельзя. Но им придется лечиться очень долго — несколько месяцев, а то и лет. Только на выявление устойчивости штамма к препаратам уходит почти два месяца. И все это время человек вынужден принимать лекарства по принципу «больше и разных».
Недавно в Благовещенске состоялся форум рентгенологов. Среди его участников был крупный специалист в области рентгенологии, заслуженный врач России, заведующий отделением лучевой диагностики Санкт-Петербургского городского противотуберкулезного диспансера Александр Нейштадт. Он прочитал две лекции, одна из которых была посвящена мутациям туберкулеза.
Туберкулез поддается лечению с помощью недорогих лекарств. Но если болезнь вовремя не выявить и не начать лечение, она может видоизменяться в штаммы, стойкие к лекарственным препаратам, — рассказал «АП» светила из Санкт-Петербурга. — Есть первичная устойчивость, когда человек сразу же заражается палочкой, на которую не действуют некоторые лекарства. Вторая причина мутации штаммов — когда больные сами вырабатывают эту устойчивость. Если человек начал лечиться, то надо лечиться без перерывов. Некоторые, почувствовав себя хорошо, прекращают пить препараты. Допустим, у больного миллион палочек Коха. Мы 900 тысяч убили, но сотня еще осталась. Прекратил лечение — они размножились. Но теперь прежние лекарства на них не подействуют — нужно подбирать другие. И это одна из проблем.
Демократичный недуг
Существует ошибочное мнение, что чахотка — болезнь трущоб. Однако все формы развития туберкулеза абсолютно демократичны: они «косят» в равной мере людей разного возраста, пола, профессий и социального положения.
— Да, 70 процентов больных туберкулезом — это представители бедных слоев общества, у которых нет нормальных условий проживания, питания, — согласился Валерий Ильин. — Но 30 процентов — это вполне благополучные люди, которые живут в нормальных семьях, имеют хорошую работу, среди них есть и медицинские работники. Спросите, откуда у них туберкулез? Никто из нас не может считать себя полностью застрахованным от этого «большого убийцы».
И все-таки есть так называемые группы риска — люди, которым особенно надо опасаться заражения. Сюда входят дети раннего возраста (у них еще слабо развит иммунитет), подростки в период полового созревания, пожилые люди, а также страдающие заболеваниями желудочно-кишечного тракта, хронической легочной патологией (бронхиты, трахеиты, бронхиальная астма), ВИЧ-инфицированные и больные сахарным диабетом. Не случайно лечащий врач каждый год направляет их на флюорографию: из-за нарушения углеводного баланса защитные силы организма в любой момент могут дать сбой. Благодаря туберкулинодиагностике — пробы Манту — у 80 процентов детей туберкулез выявляется при профилактических осмотрах на ранних стадиях. Из них половина — это ребятишки в возрасте от пяти до девяти лет.
— В этот период у детей заканчивается иммунитет против туберкулеза, — говорит заведующая детской поликлиникой областного противотуберкулезного диспансера Людмила Щербань. — Ведь прививка БЦЖ — ее ставят сразу после рождения малышам — рассчитана на пять лет. У кого-то иммунитет снижается уже в четыре года. И тогда в семь лет мы повторяем прививку. Но некоторые дети успевают инфицироваться и могут заболеть туберкулезом.
Сегодня в Амурской области ежедневно три человека заболевают туберкулезом — данные официальной статистики. И практически каждый день один больной от чахотки умирает. Но это лишь верхушка айсберга, говорят фтизиатры. В реальности печальные цифры выше.
Не упусти время
— Как и многие другие заболевания, туберкулез неизлечим в запущенных стадиях при большой сопутствующей патологии. А если заболевание выявить своевременно, то оно поддается лечению. Тем более если человек стремится к этому, — уверен Валерий Ильин. — Многое зависит от самих людей — от их настроя и желания лечиться. Инфицированность туберкулезом (есть такое понятие) и больной человек — это разные вещи. Инфицированных людей много, но не все заболевают. Иммунная система сама борется с заболеванием в начальных стадиях. И в подавляющем большинстве случаев побеждает. Иначе человечество вымерло бы давно. Когда организм сам побеждает туберкулез, то устойчивость к болезни длится дольше, чем защита от прививки — в течение десяти лет.
— Наша борьба с туберкулезом привела к тому, что инфицированность снизилась до 10 процентов. Следовательно, людей, устойчивых к заболеванию, стало меньше. В этой ситуации возрастает значение раннего выявления туберкулеза, — убежден заслуженный врач России Александр Нейштадт. — Он может поражать все органы и системы, какие есть в организме, но 90 процентов — это легкие. И особенность заключается в том, что в самой легочной ткани нет болевых нервных окончаний.
Потому такое грозное заболевание, как туберкулез, рак легких, не вызывает боли на начальных стадиях своего развития. Как писал английский классик Джером К. Джером, налицо только слабость, вялость и общая нерасположенность к труду. Мало кто на это обращает серьезное внимание. Люди считают себя здоровыми. А нам надо выявить туберкулез именно на ранних стадиях, когда еще нет распада легочной ткани и больной не опасен для окружающих: главное — не упустить время. И самый эффективный метод диагностики — это флюорография.
Флюорография стала безопасной
Известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Именно «профилактический вектор» был заявлен в стратегии национального проекта «Здоровье». Он дал толчок не только переоснащению первичного звена, но и стимулировал развитие отечественной медицинской промышленности на основе новых цифровых технологий. Благодаря такому приоритету в прошлом году в Приамурье поступило 12 цифровых флюорографов петербургской компании «Электрон» — крупнейшего российского производителя современного цифрового рентгенодиагностического оборудования. Сегодня остро стоит не только проблема замены оборудования, но и кадровая. По словам главного внештатного рентгенолога областного минздрава Олега Денискина, 45 процентов рентгенологов в Амурской области — люди старше 50 лет, пятая часть специалистов — в возрасте от сорока до 50. Многим из них нелегко освоить новейшую компьютерную технику. Отечественная компания «Электрон» помогает решить эту проблему, беря на себя функции обучения медицинского персонала. Ввод в эксплуатацию и обслуживание цифрового оборудования обеспечивает сервисная служба отдела медицинской техники детской областной больницы.
Еще один плюс российской цифровой аппаратуры в том, что она приспособлена к перегрузкам в сетях, а это немаловажно особенно для амурской глубинки. По оценке специалистов, у нас подлежит замене порядка 150 рентгенаппаратов. В настоящее время в министерстве здравоохранения Амурской области разрабатывается программа совершенствования службы лучевой диагностики.
— На цифровой технике другие, более чувствительные приемники рентгеновского изображения, поэтому доза облучения в пять, а то и десять раз меньше, — говорят врачи. — На «цифре» также лучшая защита при производстве снимка, используются более современные генераторы. Поэтому и побочное рассеянное излучение гораздо меньше, чем на старых, пленочных аппаратах.
Мечта многих рентгенологов — телеуправляемые штативы. Суть их работы в том, что пациент находится в процедурной, а врач — в пультовой. манипулируя джойстиками, он управляет всеми перемищениями аппарата дистанционно. На сегодняшний день в клиниках Приамурья уже порядка восьми таких телеуправляемых комплексов, которые заменили устаревшие пленочные аппараты.
Компания «Электрон» производит и поставляет в ЛПУ современные телеуправляемые комплексы, которые позволяют проводить все исследования в цифровом формате. В них учтены все самые актуальные достижения современной рентгенологии, а также желания врачей работать на удобном и простом в обращении оборудовании.
— За год в области выполняется более 500 тысяч рентгенологических исследований. Причем на некоторые уходит по 2 — 4 листа рентгеновской пленки. Всего же расходуем около миллиона листов. Даже если стоимость одного 20 рублей, это огромные затраты для бюджета, — уверяет Олег Денискин. — При цифровых технологиях, если есть патология, то можно все записать на компакт-диск. Но главное — доза облучения резко упала, а качество изображения стало на несколько порядков выше.
По словам главного врача областного противотуберкулезного диспансера, оснащение цифровой техникой сразу же дало свои результаты. Сегодня очень много пациентов, у кого специалисты выявляют туберкулез и различные опухоли грудной клетки на начальных стадиях. А своевременно выявленный туберкулез успешно лечится в более короткие сроки.
Добавить комментарий
Комментарии