Эта зима в Приамурье прошла спокойно — без срывов и потрясений. О том, как коммунальщикам удалось добиться таких результатов и какие перемены ждут одну из самых проблемных сфер, наш корреспондент разговаривал с начальником управления эксплуатации коммунального комплекса и топлива министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Владимиром Константиновым.

— Владимир Александрович, отопительный сезон подходит к завершению. Уже можно оценить, насколько он оказался успешным для наших предприятий ЖКХ и для потребителей?

— Существует один негласный критерий оценки деятельности предприятий ЖКХ: чем менее заметна их работа, тем она лучше. Нет поломок или аварий, не мерзнут в своих домах люди — на нас никто не обращает внимания. А вот если что-то случается, наша служба сразу становится заметной. На сегодняшний день отопительный сезон в целом проходит стабильно. Серьезных проблем с технологическим оборудованием — котельными, водозаборами, очистными сооружениями — не возникает. Мелкие поломки устраняются в пределах нормативов.

— В чем заключаются эти нормативы?

— К примеру, при срочных ремонтных работах потребитель не должен оставаться без воды более 20 часов, а без тепла — более восьми. Крупная авария, устраняя последствия которой, работникам ЖКХ пришлось превысить эти нормативы, в этом году была только одна. В Шимановском районе на линии электропередачи произошел порыв, восстанавливать который пришлось около 23 часов. Жители четырех сел оставались все это время без тепла и воды. Но местные предприятия ЖКХ работали оперативно, насколько это было возможно. Так что для неполадки такого масштаба это очень неплохой результат. А в целом аварийных ситуаций возникло на треть меньше.

— Что же помогло организовать бесперебойную работу в этом сезоне?

—  В течение четырех лет мы создавали диспетчерские службы в городах и районах области. Сейчас они функционируют практически во всех муниципальных образованиях. Ежедневно в областную диспетчерскую службу поступает информация о текущем положении дел в территориях, поэтому теперь каждое предприятие в нашем министерстве на особом контроле. В течение последних нескольких лет значительно увеличились расходы на обновление оборудования объектов коммунального комплекса из бюджетов разного уровня. В период подготовки к текущему отопительному периоду губернатором области была выделена субвенция в размере 150 миллионов рублей. В результате комплекса всех мер износ оборудования сократился на четыре процента. Это позволило более качественно подготовиться к отопительному периоду. Персонал многих предприятий прошел серьезное обучение на нашем учебно-производственном комбинате. Операторы котельных, машинисты насосных установок обязаны регулярно обучаться и сдавать экзамены представителям управления Ростехнадзора. В прошлом году требования к экзаменам ужесточились, так что на работу в котельные допускают только грамотных специалистов. Немаловажно и то, что коллективы на многих предприятиях ЖКХ в последнее время заметно молодеют, пополняются свежими талантливыми кадрами. Все это благоприятно сказывается на работе коммунальщиков. Количество убыточных предприятий уменьшается, прибыльных — растет. В этом году убытки областных ЖКХ сократились на 25 миллионов рублей, около 30 процентов всех предприятий сработали с прибылью.

—  То есть у амурского ЖКХ большие перспективы?

— Хочется в это верить. Во всяком случае, уже сегодня мы можем говорить о постоянном улучшении качества работы коммунальщиков. Уже пятый год действует областная программа модернизации. Согласно этой программе на объектах ЖКХ по всей области постепенно происходит замена оборудования. Это позволяет существенно снизить энергозатраты, а значит, сэкономить средства на производство тепла и подачу его населению. В рамках модернизации, например, полностью заменено оборудование в котельной «Поляна» села Возжаевка. Теперь здесь работают котлы с высокотемпературным кипящим слоем. В Райчихинске, Варваровке, Константиновке установили современное оборудование и провели реконструкцию тепловых сетей. Новые высокоэффективные котлы закупили и установили в Тамбовском, Серышевском, Ромненском, Михайловском, Ивановском районах. В прошлом году нам удалось войти и в Федеральную целевую программу модернизации. Это означает, что теперь, устанавливая современное оборудование в районных и городских котельных, мы отчасти можем рассчитывать и на деньги государственной казны. На нескольких объектах уже был проведен ремонт за счет федеральных средств.

 — Современное оборудование уже проявило себя в деле?

— Конечно. Новые котлы, применение энергоресурсосберегающих технологий позволяют значительно экономить. Например, в Райчихинске теплосеть проложили одним из самых современных методов — бесканальным. Это позволило уменьшить расходы на производство работ на один миллион рублей. В Константиновке уложили все предварительно изолированные трубы, снизив коэффициент тепловых потерь для них до 5 процентов. Новые котлы, которые установлены сегодня в котельных многих районов, имеют коэффициент полезного действия до 85 процентов, притом что старое оборудование вытягивало лишь 35. В результате модернизации области удается экономить 375 тысяч тонн угля и 24 тысячи тонн мазута в год.

—  Скажется ли такая экономия на тарифах?

— Это сложно прогнозировать. Тарифы ведь зависят не только от затрат ЖКХ на сам процесс производства тепла. Существуют расходы на закупку и доставку топлива, которое, как известно, дорожает не по дням, а по часам. Только за три месяца этого года закупочная цена на дизельное топливо выросла с 17 до 24 рублей за литр. Поставщики поднимают цены на уголь, энергетики — на свет. Коммунальщикам в свою очередь также приходится повышать тарифы. Если же держать их на одном уровне, то может получиться ситуация, подобная той, с которой столкнулись жители Сковородинского района. В последние годы там были проблемы с регулярным и качественным отоплением. Одна из основных причин — это то, что здесь никто не повышал тарифы в течение трех лет и предприятия ЖКХ несли большие убытки. Нечем стало рассчитываться за коммунальные услуги. Нам удалось сдвинуть ситуацию с мертвой точки с помощью Федеральной службы тарифов. Сейчас ставки там доведены до экономически обоснованного уровня, а значит, есть надежда, что отрасль ЖКХ района войдет в нормальное русло и жители смогут получать качественные коммунальные услуги. Кстати, в целом по области за этот год тарифы поднялись на 10 процентов, притом что закон предусматривает возможность повышения в пределах 21 процента. Мы и в дальнейшем будем стараться держать тарифы в допустимых рамках.

— Владимир Александрович, есть надежда у жильцов коммунальных домов на то, что в их домах и прилегающих коммуникациях когда-нибудь тоже будет проведена модернизация?

— Износ инженерного оборудования коммунального комплекса — одна из наших «больных» точек. На сегодняшний день он составляет более 60 процентов. Проблема — и капитальный ремонт многоквартирных жилых домов. Для того чтобы решить ее как можно скорее, области необходимо стать участником еще одной федеральной программы, которая позволит получать средства на капитальный ремонт жилья. Но для этого в Приамурье необходимо создать определенное количество ТСЖ. Сейчас ведется работа в этом направлении, и где-то в конце июня станет известно, удалось ли нам войти в программу.

— Когда начнется подготовка к новому отопительному сезону?

— Уже началась. Это долгий и трудоемкий процесс. Сейчас идет координационный период, готовятся и утверждаются планы. Затем, как только закончится подача тепла в квартиры, будут проведены гидравлические испытания и начнем готовить оборудование к работе в условиях суровой амурской зимы. Сегодня есть все для того, чтобы эта работа была успешной.