Борьба с огнем была завершена, и большинство бывших жильцов уже покинули место трагедии. Лишь кое-где продолжались работы: люди забирали с пепелища то немногое, что уцелело после разрушительной стихии. Две семьи на разных концах улицы загружали пожитки в старенькие машины. В кузове микрогрузовика — велосипед и несколько трехлитровых банок с консервированными овощами. Семья из четырех человек готова отправляться в путь. Вдруг из машины вышла девушка, повернулась в сторону пепелища и тревожным голосом позвала: «Полкан! Полкан!»

 Да здесь он где-то, — успокоил ее молодой мужчина. — Видимо, в дом забежал попрощаться.

Через минуту большой серый пес действительно появился из остатков обугленной коробки, которая еще вчера была его домом.

Жилище супругов Буяновых загорелось одним из первых. В тот воскресный день хозяева были дома. Пожар застал жильцов врасплох. Рассказывая о случившемся, Лидия Буянова едва сдерживает слезы.

— Я не знаю, как это произошло, — вспоминает Лидия Викторовна. — Говорят, с пади шел пал. Нам позвонили соседи: «Что у вас там горит?» Выскочили, а полдома уже пылает. И соседние дома тоже. Мы успели вынести кое-какие вещи. А некоторые дома так быстро загорались, что люди сами едва успевали ноги уносить, было просто не до вещей. Тут несколько улиц погорело. А вот в этом доме — труп. Дедушка-инвалид. В панике про него забыли, а сам он выбраться наружу не смог. Теперь у нас дома нет, поедем жить к детям.

На другом конце улицы с остатками дома прощались трое мужчин. Нам они представились как дети хозяев. Пожилых родителей они уже перевезли в другое жилище — ветхий деревянный домик, в котором они жили до переезда на Садовую. Теперь пенсионерам придется налаживать свой быт с нуля. Они — одни из тех, кому практически ничего из своего имущества спасти не удалось.

— Все, что нажито непосильным трудом, погибло, — фразой из знаменитой комедии наш собеседник пытается разрядить обстановку, но натянутая улыбка на закопченном лице выглядит неестественно. — Все произошло так быстро, что, убегая, успели только тряпки кое-какие схватить да машину со двора я выгнал. Остальное сгорело буквально за несколько минут.

Во дворе сгоревшего дома — искореженный пожаром кузов микрогрузовика. Машину хозяин собирался подремонтировать к лету — на днях купил новые запчасти. Теперь автомобиль превратился в обугленный кусок железа.

И здесь вместе с хозяевами к переезду готовится домашний любимец — дворняга, которая тоже пострадала от пожара. Спасаясь от огня, собака опалила шерсть и получила несколько ожогов.

— Этому еще повезло, — заметил хозяин, — удрать успел, а вот куры у нас сгорели заживо. А у соседей — бычок.

По словам погорельцев, домашней птицы лишилось большинство их товарищей по несчастью. Многие не успели спасти поросят, коров, кошек, которые в панике забирались на горящие крыши, собак, привязанных на цепь в конуре. К счастью, из самих жителей никто не пострадал настолько сильно, чтобы впоследствии быть госпитализированным.

По официальным данным, на сегодняшний день за медицинской помощью обратились несколько человек с небольшими ожогами. Но даже они до сих пор не могут оправиться от потрясения. Растерянный взгляд и дрожащие губы — глядя на пепелище, люди как будто не могут до конца осознать, что это случилось именно с ними.

— Не могу поверить, что это произошло, — поделился с нами еще один пострадавший, который не захотел называть свое имя. — Не могу.

«Пожароопасное» поле

Всем, кто побывал на месте пожара, сложно поверить и в другое — в то, что трагедию такого масштаба никто не попытался предотвратить. Огонь пришел на окраину села с большого поля, заросшего бурьяном. Расстояние между краем поля и домами, расположенными по улице Садовой, не более 15 метров. Высокую сухую траву и жилой квартал разделяет лишь обычная проселочная дорога. Никаких рвов или других противопожарных укреплений не предусмотрено. По рассказам селян, «пожаро-опасным» поле стало давно — не обрабатывается с начала 90-х годов. Но на такое опасное соседство никто, кроме самих жителей, не обращал внимания. Палы здесь случались регулярно, однако трагедии всегда удавалось избежать: погодные условия позволяли пустить встречный пал, если огонь подбирался к селу слишком близко. Этой весной, несмотря на сложную пожароопасную обстановку, на поле все осталось по-прежнему. Никто не скосил сухую траву, никто не вырыл защитную траншею. И даже в последний час до начала трагедии, когда пал уже бушевал за пределами села, никто не предпринял попыток обуздать огонь и не пустить его за пределы поля.

Житель Екатеринославки Николай Желтоножко одним из первых почувствовал приближающуюся беду и попытался принять меры. Но один оказался в поле не воин.

— Что пал подступает к селу, мы увидели во втором часу дня, — рассказывает Николай Федорович, — бросились звонить в сельскую администрацию, но никто на это не среагировал. А ведь все, что нужно было сделать, — это выгнать сельхозтехнику, вырыть защитную полосу и перерезать дорогу огню.

В воинскую часть, расположенную примерно в 100 метрах от злополучного поля, тоже никто не побежал за подмогой: посчитали, что в воскресный день организовать выезд техники будет проблематично. Не проявили должной бдительности и сами хозяева домов: никто не вышел с лопатой, чтобы окопать собственное подворье. По словам очевидцев, огонь подступал в течение часа. За это время он успел пройти около трех километров, затем ветер усилился, и языки пламени рванули через дорогу — прямо на жилые дома.

Трагедия

Жаркая сухая погода и шквальный ветер позволили огню разгуляться вволю. Один за другим, словно спичечные коробки, вспыхивали дома селян. Деревянные сгорали сразу, кирпичные чуть медленнее. Пламя перекидывалось с одного строения на другое так быстро, что люди не успевали принимать меры. Прожорливый огонь сметал все на своем пути. Через несколько минут на место трагедии приехали две пожарные машины, но сил и средств для того, чтобы обуздать стихию, у местных пожарных оказалось недостаточно.

— Машина подъедет, выльет воду, — рассказывает очевидец Андрей, — притушит немножко и опять отправляется за водой. Пока ездит, огонь с новой силой разгорается.

О случившемся сообщили в областное управление МЧС. В Екатеринославку выслали подкрепление из Благовещенска —расчеты пожарной части № 1 и специализированной пожарной части. Пока огнеборцы добирались до места, в трагедии, разбушевавшейся на окраине села, произошел новый виток. В одном из горевших домов взорвался баллон с бытовым газом. Он, словно боевой снаряд, пролетел несколько десятков метров и оказался на соседней улице. Загорелись еще три дома. Заместитель начальника управления оперативного реагирования Главного управления МЧС России по Амурской области Николай Гребенюк и его подчиненные первыми подъехали на пожар. К этому времени на окраине Екатеринославки уже горело больше десятка домов.

— С огнем боролись всем миром, — вспоминает Николай Тимофеевич, — сплотились все: военные, пожарные, обычные селяне. Из местной воинской части пригнали технику, из соседних сел Возжаевка и Поздеевка прибыли пожарные подразделения, автоцистерны для подвоза воды организовали местное население и комбинат «Таежный», использовалась техника элеватора. Но, несмотря на все это, победить пламя было сложно. При скорости ветра 28 метров в секунду длина языков пламени достигала 8 метров, поэтому огонь распространялся очень быстро. В первую очередь стали делать противопожарные разрывы: техникой разравнивали землю на пути огня, чтобы пострадало как можно меньше домов. Остатки пламени заливали водой. Таким образом локализовать пожар удалось только к девяти часам вечера.

Первая помощь

Малый зал спортивного клуба Екатеринославки напоминает большую больничную палату. Аккуратно застеленные кровати в два ряда ждут своих временных хозяев. Однако пока никто из пострадавших от пожара сюда не переехал. Беспощадный огонь оставил без крова более 120 жителей Екатеринославки, среди них 18 детей. Большинство погорельцев забрали к себе родственники и друзья. Остальных местные власти разместили в спортзале СПТУ поселка. Этим временным жильем решили воспользоваться около 50 человек. Горячее питание и необходимое медицинское обслуживание для пострадавших организовали в первую очередь. Также администрация Октябрьского района выделила погорельцам материальную помощь на нужды первой необходимости. Правда, точную сумму, которую получили екатеринославцы, нам так и не удалось выяснить. Официально было заявлено о том, что размер компенсации составит 20 тысяч рублей на каждую семью, сами жители говорили, что пока получили только по 5 тысяч.

Речь генерала и молчание главы

Через сутки после пожара прямо на месте трагедии прошло закрытое селекторное совещание с первым заместителем руководителя МЧС России Юрием Воробьевым. В специально оборудованный подвижной пункт управления МЧС прибыли начальник ДВРЦ МЧС Юрий Нарышкин, первый вице-губернатор Виктор Марценко, начальник управления МЧС России по Амурской области Николай Прилипко. Глава администрации Октябрьского района Анатолий Басистый и представители сельской администрации ждали окончания совещания прямо на улице неподалеку. К группе сельских руководителей подошел односельчанин и, оживленно жестикулируя, стал возмущаться бездействием властей, которое, по его мнению, и привело к трагедии.

— Подожди, вот изберут тебя главой, посмотрим, как ты со всем этим справишься, — угрюмо ответил разъяренному мужику кто-то из власть имущих. С нами сельское руководство общаться отказалось.

— Мне нечего вам рассказать, — отрезал глава Октябрьского района Анатолий Басистый.

А вот генерал Нарышкин нашел для общения с прессой и время, и нужные слова. Начальник ДВРЦ МЧС сообщил, что совещание прошло плодотворно и пожароопасная ситуация в Амурской области теперь на особом контроле в МЧС РФ. Тем не менее даже это не может гарантировать амурчанам полную безопасность от огня. Защищать свои жилища должны прежде всего сами жильцы, уверен генерал.

— Меня удивляет бездействие местной администрации, — отметил Юрий Нарышкин. — Законом и нашими документами было предписано проведение ряда противопожарных мероприятий, которыми власти пренебрегли. Но не менее удивительно отношение населения к происходящему. Оградить свое собственное жилище от пожара в состоянии каждый, однако никто этого не сделал.

Цена, которую пришлось заплатить

Екатеринославке за беспечность ее властей и жителей, по мнению Нарышкина, безусловно, высока, но могла быть и выше. В борьбе с разрушительной стихией удалось сохранить самое дорогое — более сотни человеческих жизней. с. Екатеринославка, Октябрьский район.

* * *

Здесь можно оказать помощь:

Реквизиты Амурского благотворительного Фонда «Мама»: ИНН 2801124629 КПП 280101001

Расчетный счет 40703810200000000125 В ОАО «Супербанк»

г. Благовещенск К/счет 30101810200000000755 БИК 041012755

Назначение платежа: материальная помощь гражданам, пострадавшим от пожара Администрация Октябрьского района просит руководителей предприятий, частных предпринимателей, частных лиц оказать посильную помощь гражданам с.Екатеринославка, пострадавшим от пожара 20 апреля 2008 года.

Денежные средства просят перечислять по адресу: Получатель: ИНН 2821000371, КПП 282101001 Администрация Екатеринославского сельсовета, дополнительный офис 0140 с. Екатеринославка.

Банк: Благовещенский ОСБ 8636 г. Благовещенск БИК 041012603 р/с 40703810703060107181 кор./счет 30101810200000000603

Назначение платежа: материальная помощь гражданам, пострадавшим от пожара Пункты сбора вещей в Благовещенске находятся по адресам: ул. Шимановского, 8, кабинет 104; ул. Рабочая, 95.

* * *

Поможем вместе!

Редакция «АП» призывает читателей откликнуться на беду своих земляков и организует сбор вещей для пострадавших от пожаров. Ежедневно в течение недели в рабочие дни с 9 до 17 вы можете приносить в редакцию вещи и предметы домашнего обихода (крупногабаритные вещи и мебель не принимаются). Наш адрес: ул. Калинина, 126, 3-й этаж.

* * *

Беда не стала чужой

Не только Екатеринославка пострадала от огненной стихии в прошлые выходные. Напомним, что жертвами пожаров стали жители Ивановского и Завитинского районов. Также своих домов лишились люди в селе Новогеоргиевка Михайловского района, селах Серебрянка и Ледяная Свободненского района, в серышевском селе Казанка. Всего за прошедшие выходные в населенных пунктах области сгорели 79 жилых домов, без крова остались 235 человек. С начала недели в областном центре организованы пункты приема вещей для пострадавших. Уже вчера министерство социальной защиты области сообщило о том, что благовещенцы живо откликнулись на трагедию и за два дня собрали столько вещей, что их можно отправлять автобусами.

— Помочь пострадавшим желают многие, — рассказала «АП» старший специалист министерства Галина Тарасова. — в пункт приема несут все: одежду, обувь, посуду, детские игрушки. Кто-то предлагает мебель и бытовую технику. Для сбора таких громоздких предметов мы высылаем машину.

На сегодняшний день сложно сказать, в чем люди нуждаются в первую очередь. Ведь большинство из них остались вообще без какого-либо имущества. В министерстве социальной защиты работает горячая линия для тех, кто пострадал от пожаров. В течение рабочего дня по всем «горящим» вопросам можно обращаться по телефонам: 51-81-31, 59-39-82. Кроме того, как рассказала вчера заместитель председателя правительства Гузалия Минкина, в ряде районов организован сбор денежных средств в пользу пострадавших. Уже определен общий расчетный счет — средства можно перечислять на счет Амурского благотворительного фонда «Мама». В ближайшее время будет решаться вопрос о необходимости привлекать профессиональных психологов для того, чтобы помочь людям оправиться от пережитого потрясения.