Иначе как влиянием сверхъестественных сил это не назовешь: для того чтобы полностью постичь суть сериала, достаточно посмотреть одну, неважно какую по счету часть. В принципе хотя бы до середины.

Тем не менее одни только народы Северной Америки притащили в кинотеатры в премьерные дни третьего «Явления» больше пятидесяти миллионов долларов. Еще около тридцати добавили на других материках, в том числе и наши соотечественники — потусторонняя сила, пусть и с разной интенсивностью, определенно влияет на всех без исключения двуногих. На то, чтобы снять эту потрясающую по своей непрезентабельности картину, потребовалось всего пять миллионов американских базовых дензнаков и, если судить по происходящему на экране, не более двух недель съемок.

Незачем строить декорации, приглашать Кейт Бланшетт или хотя бы рисовать диавола на компьютере руками специалистов, создавших «Аватар». Толпы зрителей бегут занять места в зале, чтобы увидеть, как сама по себе ночью открывается дверь. Также в качестве устрашающе-развлекательного ресурса сам по себе включается телевизор, без постороннего участия шевелится простыня, качается лампа, которую никто вроде бы не качал, и время от времени раздается недовольный рев, источник которого нарисовать тоже не потрудились.

Все эти штуки должны бы по логике вещей надоесть зрителю еще в первой части — мы достаточно избалованы фильмами ужасов самого разного характера, чтобы чувствовать серьезный дискомфорт от того, что у кого-то в подвале рассыпались шурупы. Более того, российской публике вообще не должна приходить в голову связь между самостоятельным перемещением предметов, ночным скрипом половиц и потусторонними силами — в наших домах такая точка зрения слишком быстро приведет к состоянию перманентного страха перед собственным жилищем.

Тем не менее фокус продолжает работать. Да так успешно, что сомнительные сериальные актеры, которые выполняют на этом представлении роль зайцев в цилиндре иллюзиониста и при этом плохо справляются даже с этой несложной работой, не мешают публике наслаждаться происходящим. Попробуй покажи современному зрителю картину про динозавров, в которой сами динозавры так и не появятся, — втопчут в грязь и оставят без прибыли, а тут — пожалуйста, восторг.

Нет, понятное дело, что в этом и фишка — раз уж настоящие уфологи, парапсихологи и прочие исследователи «непознанного» так и не смогли за многие десятилетия ночных бдений заснять хоть что-нибудь по-настоящему впечатляющее, почему бы это не инсценировать в столь же приближенном к документалистике виде? Но в том, что создатели сериала, выпустившие уже не два и не три фильма, настойчиво отказываются проявлять фантазию и использовать некие новые ходы, чувствуется какое-то неуважение.

Третье «Паранормальное явление» в этом плане — скорее шаг назад. Попытка совместить популярный в последние годы жанр кино, снятого от первого лица, с третьесортными ужастиками восьмидесятых, обречена на логический провал. Похоже, достаточно молодые режиссеры, которых зовут Генри Джуст и Эриель Шульман, тоже подвержены всеобщему заблуждению насчет того, что стоит только нарисовать в кадре неверной рукой нечто вроде пентакля, а рядом какую-нибудь голову, слабо напоминающую козлиную, как атмосфера многолетнего и возмутительного сатанизма в данном помещении должна соткаться из воздуха сама собой. Но заблуждение-то это устарело черт знает когда!

В современном кино это смотрится уже даже не комично — как будто ты заплатил деньги за поездку в скоростном экспрессе, а попал в царский паровоз. Смотреть на него, конечно, любопытно, но ехать не хочется — по крайней мере, без предварительной осведомленности о поездке.

Сценарист третьей части (а она, если кто еще не в курсе, сюжетно предваряет обе предыдущих, являясь приквелом приквела), еще во второй показавший себя не самым одаренным представителем профессии, здесь решил прыгнуть выше собственной головы. Под всю плохо связанную между собой сюжетную нелепицу предыдущих картин была подведена не менее кривая, фальшивая и просто дурацкая основа — если бы с нее все начиналось, вероятно, продюсеры Paramount сейчас не подсчитывали бы миллионы, заработанные на мышах и сквозняках.

Вообще, Голливуд уже вложил столько усилий в создание как можно более комичного образа вселенского зла, что имеет серьезные козыри для заседания страшного суда. Враг человеческий в фильмах фабрики грез мельчает из десятилетия в десятилетие — в данном случае и вовсе переквалифицируется в управдомы. Какие-то две девчонки не дают покоя злому духу на протяжении многих лет, и все, на что он способен при этом, — греметь по ночам кастрюлями. Днем, что характерно, призрак традиционно спал — в третьей части некоторые фортели он выкидывает и в светлое время суток.

Отдельного недоумения достойна ничем не объяснимая способность американцев, живущих в восьмидесятых годах прошлого века, снимать на видеокамеру всю свою жизнь, за исключением наиболее интимной. На мой взгляд, это и с современной-то портативностью техники непростая задача — герои фильма же даже от неминуемой гибели убегают, стараясь ровно держать объектив.

Безумная окупаемость таких проектов — это в первую очередь то, что в школе химичка называла «лакмусовой бумажкой». И показывает она отнюдь не воодушевляющие результаты — наибольшей популярностью пользуется уже не раз виденное и наименее усложненное. В следующих пяти частях «Паранормального явления» нам непременно покажут самооткрывающуюся дверь — похоже, она приносит доход не хуже какого-нибудь Киану Ривза.

Возрастная категория материалов: 18+