У сотрудников центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области есть свой архив. Несколько железных стеллажей, заполненных коробками с надписями «Поярково», «Гора Шапка», «Белоберезовое», недавно пополнились еще десятком, на которых значится: «Албазинская экспедиция». В этих коробках сама древность — найденные в ходе раскопок фрагменты жизни, быта, военных действий. Над тем, чтобы эта древность ожила, археологам предстоит потрудиться не один месяц, а возможно, и не один год.
— Люди ошибочно считают, что наша главная работа в полях, — говорит начальник албазинской экспедиции Андрей Черкасов. — Но это совсем не так. Работа на раскопах, безусловно, очень важна, но обработка полученных данных — это основное. Мы ведь — не Индианы Джонсы. Мы не ищем сокровища, а воссоздаем странички истории. А это — долгий кропотливый труд, в том числе и в лабораторных условиях. Он дает нам понять, что именно мы находим, какие события происходили в конкретном месте в конкретное время.
Обработка артефактов начинается с банальных манипуляций, с которыми справится любой, даже начинающий археолог, и заканчивается совместным трудом опытных профессионалов.
— Первым делом найденные предметы нужно помыть, — рассказывает директор центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области Денис Волков. — Для этого используется обычная вода, никаких абразивов или бытовой химии. Максимум — зубная щетка. Так обрабатываются все находки — будь это керамика, пушечное ядро или кость. Очищаем только внешние загрязнения — пыль, грязь. Затем тщательно высушиваем. Потом мы должны произвести фиксацию материала. Каждый кусочек фотографируется. Для большей наглядности все снимки производятся рядом с масштабной линейкой. Фото делаются на определенном фоне, с определенным светом. Затем мы шифруем предмет — присваиваем ему номер, проводим его опись — как выглядит, что фиксируется на поверхности, из чего сделан. И все это только предварительная подготовка, на которую уходит несколько дней.
Собрать из частей целое, если есть такая возможность, — следующая задача. Как археологи справляются с ней, они продемонстрировали на примере сосуда эпохи неолита, найденного неподалеку от Албазина. Около 50 фрагментов керамического изделия путем подбора кусочков и их склеивания шаг за шагом археологи превратили в почти что целое изделие — сосуд, которым в своем нехитром быту пользовались древние люди в новом каменном веке.
Словесное описание артефактов — не единственная бумажная работа, которую ведут археологи. Планы раскопов, карты, чертежи со схематичным изображением найденных остатков зданий и сооружений дают более полную картину того, что происходило на обследуемом месте. Максимально тайны древности удается раскрыть, когда сопоставляются чертежи раскопок, проводимых на одной и той же местности в разные годы.
— Обработать все артефакты, найденные в ходе полевых работ в Албазине, мы должны успеть до начала следующего сезона. Ехать на раскоп в 2013 году нужно, уже имея на руках определенные выводы, подтвержденные документально, — поясняет Андрей Черкасов. — Для этого в течение зимы над изучением албазинского материала будет трудиться не один десяток человек. Поэтому сейчас ничего нельзя утверждать наверняка. Что мы нашли и что искать дальше, более точно можно будет сказать, пожалуй, только к весне.
Все свои выводы археологи фиксируют в научных трудах — после обработки артефактов составляются отчеты и издаются монографии. А сами артефакты сдаются в государственное хранилище. Наиболее зрелищные из них становятся экспонатами музейных залов.
Разрушить во имя истории
В Амурской области, по информации центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области, не менее 1400 археологических объектов. Археологи регулярно проводят мониторинг, паспортизацию этих объектов. Большая часть памятников старины — около 60% — расположена на пашнях, на берегах рек, и они медленно, но верно разрушаются. Кстати, археологические раскопки — это тоже разрушение памятников старины, но это необходимая мера для воссоздания истории.
1864 год — дата первых раскопок на территории Албазинского острога. Они были проведены во время амурского сплава генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева, однако значимых находок эта экспедиция не принесла.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии