• Фото: t.me/amurcsn
  • Фото: t.me/amurcsn
  • Фото: t.me/amurcsn
  • Фото: t.me/amurcsn
  • Фото: t.me/amurcsn
  • Фото: t.me/amurcsn
  • Фото: t.me/amurcsn
  • Фото: t.me/amurcsn
  • Фото: t.me/amurcsn
  • Фото: t.me/amurcsn
  • Фото: t.me/amurcsn
  • Фото: t.me/amurcsn
  • Фото: t.me/amurcsn

Для работы на объекте получили федеральный грант

Памятник археологии «Гащенка, городище-1» относится к городищам даурского типа — уникальным археологическим памятникам, характерным для Западного Приамурья. Они расположены в основном на левобережье Верхнего Амура и по берегам реки Зея. Всего в регионе насчитывается около 42 подобных объекта.

— Несколько лет назад после очередного паводка из-за проливных дождей северная и северо-западная окраины памятника, расположенного вблизи села Гащенка, стали размываться. Этот процесс, к сожалению, продолжается по сей день. Чтобы не утратить исторически важные сведения по объекту, мы решили перевести знания из материальных артефактов в научные. Для этого организовали спасательные раскопки, — рассказал журналисту директор Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области Денис Волков.

Фото: t.me/amurcsnФото: t.me/amurcsn

На эти работы организация получила грант из фонда «История Отечества» от российско-исторического общества. Он направлен на спонсирование проектов по привлечению молодежи в археологические экспедиции. Более 500 тысяч рублей были потрачены на транспортные расходы, питание, устройство инфраструктуры палаточного лагеря для взрослых и юных археологов. На участке построили временные душ, баню, туалет, столовую, кухню. 

— Мы постарались привлечь как можно больше молодых людей в работу. Ожидали команду в составе чуть больше 70 человек, но получилось даже больше, — добавил собеседник. — Точную цифру сложно назвать: по головам не считали. Но больше сотни — факт. Мы провели две смены для студентов — каждая по 21 дню. В первой было 47 учащихся, плюс руководство экспедиции. Всего, выходит, 57 человек. Во второй — 28 ребят и руководство. Итого 37 работников. Также приезжали школьники из разных населенных пунктов области, туристы из Благовещенска, Хабаровска, добровольцы из Свободного и региональной столицы. Каждый из желающих смог примерить на себя профессию археолога.

Фото: t.me/amurcsnФото: t.me/amurcsn

Найден древний прототип современного теплого пола

Раскопки начались с удаления густой растительности с территории памятника. Это обязательная процедура необходима для того, чтобы ничего не мешало тахеометрической съемке (вид геодезических изысканий, при котором специалисты измеряют положение точек объекта по горизонтали и вертикали с помощью специального оборудования — тахеометра) и последующего снятия дерна. Затем студенты-парни начали по секторам убирать землю, а девушки тщательно его проверяли на наличие археологического материала.

Более 500 тысяч рублей составил федеральный грант на проведение раскопок

Первыми и наиболее часто встречающимися артефактами, найденными на городище в Гащенке, стали грузила и их фрагменты. Это еще одно доказательство того, что в древности человек чаще всего селился по берегам рек и озер, занимался рыболовством. Рыба была одним из важных и наиболее доступных продуктов питания. Грузила изготавливали из плоских галек с выемками по бокам и подвешивали к сети для удержания ее на глубине. Позже их стали делать из глины.

Фото: t.me/amurcsnФото: t.me/amurcsn

Здесь же в ямах археологи встретили чешуйки от рыбы, ракушки. Специалисты уверены, что такие предметы подтверждают существование рыбного промысла в этой местности. Также студенты «накопали» оселки и халцедоновые заготовки для орудий. Единично встречаются фрагменты керамики, бусинки из кости и стеклянной пасты. Как отметили в Центре по сохранению историко-культурного наследия Приамурья, похожие находки были сделаны во время спасательных археологических раскопок на памятнике «Сергеевка, городище-4» в 2021 и 2022 годах.

Здесь был Вася» по-китайски: амурские писаницы переведут в 3D — Амурская  правда, новости Благовещенска и Амурской областиРаскопать участок и извлечь артефакты — мало. Нужно их изучить. Работа археолога — это не просто работа с лопатой в раскопе. Это кропотливый труд еще в лабораторных условиях.

 

 

— По датировке пока точно сложно сказать, в каких годах были сделаны изделия, найденные на объекте культурного наследия, потому что нужно провести лабораторные исследования. Но, однозначно это, Средневековье — после Х века, — пояснил Денис Павлович. — Основной артефакт, который мы обнаружили на этом раскопе, — наземная постройка. Она представляет собой жилище древнего человека с отопительной системой кан. Она типична для маньчжурских народностей, традиционно встречалась в крестьянских домах северного Китая и Кореи. Кан представляет собой вырытые в земле каналы, прикрытые сверху каменными плитами, по которым проходил горячий воздух от печи и дым. За счет этого отапливалось жилое помещение. Если сравнивать с современностью, то кан — это своеобразный прототип теплого пола.

Фото: t.me/amurcsn

Ожидали совсем другого

По словам руководителя научно-спасательной экспедиции, жилище — это совсем не то, что команда ожидала найти на раскопе. Предыдущие исследования территории указывали: в этом месте вполне мог быть погребальный комплекс. Ведь ранее поблизости не было найдено артефактов, которые использовались в быту.

— Захоронений не нашли. Но для археолога любой результат — это результат. Поэтому работаем с тем, что имеем, — с улыбкой на лице утверждает Денис Волков. — Но и говорить, что всё городище в Гащенке — это жилой комплекс, не стану. Необходимы другие исследования. Памятник многослойный и разновременной, и кому принадлежали все найденные этим летом  предметы, предстоит исследовать и выяснить. А пока для нас остается загадкой, почему здесь всё устроено именно так, а не иначе, почему мы нашли дом, а не погребение. Зато теперь есть, над чем подумать. Ведь археологи строят свои выводы, основываясь на том, что видят в земле. Думаю, дальнейшие «вскрытия» дадут ответ.

Фото: t.me/amurcsn

Пока лето не закончилось, в лабораторию — ни ногой

Спасательная экспедиция окончена, студенты разъехались по домам, но сезон продолжается. Даже в свой профессиональный праздник амурские археологи продолжают работать в «полях». Одна из групп находится в зоне проектирования строительства Нижне-Зейской ГЭС. Специалисты исследуют объект и готовят проектные решения о том, как спасать памятники: что с делать, чтобы они не разрушались в зоне затопления.

Вторая проводит разведочные работы в районе Албазинского острога. Утром 15 августа здесь обнаружили серебряную чешуйку. Экспертам предстоит зафиксировать эту находку и описать каждый из найденных предметов.

Фото: t.me/amurcsn

— Любые артефакты очень важны для истории. Даже фрагмент косточки имеет огромное значение, — заверяет директор Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области. — Из Албазина мы поедем в Тынду — исследовать территорию строительства газопровода. Также в проекте на 2024 год обозначены выезды на различные ЛЭП, карьеры и раскопки археологического памятника в Шимановском округе. Объектов много, а лето короткое, надо успевать везде поработать. Как только снег ляжет на землю, приступим к кропотливому научному труду в лаборатории. Некоторые наши специалисты, которые не поехали в новые экспедиции, уже исследуют предметы, найденные на памятнике «Гащенка, городище-1».

В лабораторных условиях бусины, осколки печи, грузила и другие ценные находки будут проанализированы и описаны в отчете. Каждый артефакт отмоют, зашифруют, измерят, осмотрят под микроскопом. Благодаря этому эксперты смогут установить возраст предметов, их историческую ценность и прочие характеристики. Не исключено, что в следующем году на законсервированный в августе 2024-го раскоп в Гащенке вновь вернутся археологи.

Возрастная категория материалов: 18+