• Большинство почетных доноров в обиде не останутся — льготу им предоставит государство.
  • Пенсионеры, которых затронут нововведения, смогут взамен потерянных льгот получить другие.

Несмотря на слухи, нововведения затронут лишь небольшую часть льготников Приамурья, причем вовсе не тех, кто поставлен на грань выживания. Чтобы разъяснить детали нововведений, в минувшую пятницу амурские депутаты и профильные министры областного правительства специально собрали пресс-конференцию. На ней они открыто и без обиняков пояснили, почему были вынуждены временно заморозить некоторые льготы и что в действительности ждет тех, кто в настоящее время пользуется какими-либо видами господдержки в виде скидки за оплату услуг ЖКХ или получает выплаты согласно своей льготной категории. Подробнее — в материале АП.

Льготы заморозятся с мая 2013 года, однако подавляющему большинству льготников опасаться нечего.

Как заверила министр социальной защиты населения области Нина Санникова, многим из них отмененные льготы заменят другими, если эти категории граждан по закону могут претендовать одновременно на несколько видов льгот и выбирают их по своему усмотрению. И если они по новому закону потеряют какой-то вид поддержки, пробел можно будет восполнить другим.

— Вот, например: основная масса ветеранов труда — пожилые люди с букетом заболеваний, и большая часть из них имеет ту или иную группу инвалидности. Если пенсия у кого-то из них выше установленного норматива в 12500 рублей, т. е. полуторакратного прожиточного минимума (для севера области — около 14 тысяч рублей), он просто напишет заявление и станет получать льготы, только по другой категории — как инвалид, — пояснила Нина Павловна.

Похожая ситуация и в случае с почетными донорами Амурской области. Большинство из них являются еще и почетными донорами РФ, поэтому, если не попадут под действие областного закона, смогут в этом качестве получать помощь от государства.

— Если какая-то категория граждан лишается льгот по областному закону, они имеют возможность получать эту льготу совершенно по другим законам. Этих нормативно-правовых документов ведь масса, — подчеркнула зампред Заксобрания Галина Буслова.

Соцработники в свою очередь готовы оказать гражданам всестороннюю помощь. Каждый амурчанин может рассчитывать на индивидуальный подход: ему подскажут, как выбрать иную аналогичную федеральную льготу, на которую он имеет право, либо воспользоваться субсидией на оплату услуг ЖКХ, если вдруг она превысит 22% от совокупного дохода семьи. Поэтому даже если ваш доход выше установленного порога и какие-то областные льготы станут для вас на время недоступны, обязательно найдите время обратиться в органы соцзащиты до мая 2013 года.

Субсидия в помощь

Понятно, что какой-то части пенсионеров найти замену своим временно замороженным льготам не получится. Но и в этом случае есть выход. Лишившись льготы, которая в среднем составляет 1500 рублей в месяц (собственно ежемесячная выплата и скидка на оплату коммунальных услуг), пожилые люди смогут получить другой вид поддержки — субсидию на оплату ЖКУ. Многие ее раньше не получали из-за более высокого дохода, который им обеспечивали льготы.

При этом те амурчане, которые субсидией уже пользовались, могут рассчитывать на повышение суммы помощи.

— Субсидия у них будет выше, потому что в доход к их пенсии плюсовались выплаты по льготам. Доход был выше — субсидия ниже. Теперь будет наоборот: когда они потеряют выплаты по льготам, субсидия на услуги ЖКХ будет выплачиваться им в большем размере, — объясняет Нина Санникова.

Потолок будет выше

Хотя новый закон вступает в силу с января 2013 года, фактически льготы заморозятся только с мая. Напомним, четыре первых месяца 2013 года амурчанам, попавшим под действие закона, дается на то, чтобы проинформировать органы соцзащиты о своих доходах и отсутствии источников дополнительного заработка.

Самое интересное, что установленный сейчас доходный порог в 12500 рублей для южных районов области и около 14 тысяч рублей для северных к маю повысится еще дважды. А все дело в том, что за основу для определения суммы «потолка» берут полтора прожиточных минимума. И в предстоящие два квартала этот минимум еще неизбежно вырастет. Пока же порог дохода для пенсионеров определен исходя из уровня третьего квартала 2012 года.

— Поэтому на сегодня 12500 рублей — это еще как раз не потолок. К маю он однозначно поднимется, ведь прожиточный минимум повышается у нас каждый квартал, — напомнила Нина Санникова. — Возможно, к маю это уже будет 13500 или какая-то другая цифра.

При этом министр подчеркнула: официальный прожиточный минимум пенсионеров составляет 6600 рублей, и он ниже, чем средний для работающего населения области. Но при расчетах за основу специально взяли усредненный минимум, чтобы доходная планка была повыше.

Казна в минусе

Копеечные зарплаты как минимум 10% от всех работающих бюджетников, буквально находящихся за чертой бедности и не имеющих льгот, — вот главная причина, по которой власти были вынуждены на время приостановить действие льгот для некоторых категорий амурчан. Среди них, кстати, немало вполне даже обеспеченных людей.

Несмотря на то что областная казна в минусе, наш дотационный регион все равно должен исполнять Указ Президента России о повышении зарплаты работникам бюджетных организаций до уровня средней по экономике региона, а то и в два раза его превышающего. Напомним, что к 2018 году размер их зарплаты должен достигать 45 и 90 тысяч рублей соответственно. Загвоздка только в том, что собственных денег на это у Приамурья нет, а поступления из Федерации никем не гарантируются. Суммы на повышение зарплаты необходимы огромные — 4 дополнительных миллиарда рублей только на 2013 год. Федеральный бюджет готов перечислить лишь 800 миллионов. Этого катастрофически мало, учитывая, что до 2018 года, по самым скромным подсчетам, на эти цели потребуется около 26 миллиардов рублей. Именно поэтому пришлось принять решение затянуть пояс потуже. И власти начали с себя, сократив уровень расходов на 30% сверху донизу — от правительства до администраций поселков.

— Было принято решение сократить и не индексировать в 2013 году материальные затраты всем бюджетным учреждениям. Так что льготники — это далеко не единственный источник, где пришлось забрать, — подчеркнула глава бюджетного комитета Заксобрания Татьяна Фарафонтова.

Депутаты и чиновники отметили: без таких мер обойтись было нельзя. Для дефицитного амурского бюджета это, наряду с поиском иных источников для пополнения, единственная возможность найти реальные средства на повышение зарплат самых низкооплачиваемых категорий бюджетников.

— Вот представьте: ветеран труда, допустим, получает свыше 13 тысяч пенсии, при этом на данный момент работает, льготы ему, конечно, на руку. Но даже если на 1,5 тысячи рублей у него станет меньше за месяц, то общий доход не позволит почувствовать резкого ухудшения своего финансового благополучия. Параллельно хочу привести другой пример: наши низкооплачиваемые бюджетники, те же соцработники, честно трудятся, нередко обслуживая при этом пожилых людей с хорошей пенсией, выплатами по инвалидности и бесплатным пакетом госуслуг, но сами они имеют при этом среднюю зарплату в пределах 6—7 тысяч рублей в месяц. А ведь у них есть еще и дети, которых надо кормить и одевать. Поэтому мы обязаны изыскивать средства на повышение их заработной платы, иначе вскоре некому просто-напросто за нашими одинокими престарелыми пенсионерами будет ухаживать, — констатировала Нина Санникова.

При этом представители власти обещают: мера по приостановлению льгот временная, и сразу же, как только у регионального бюджета появится возможность, все вернется на круги своя. Работа над этим ведется.

1500 рублей в среднем составляет льгота для ветеранов труда: порядка 500—600 рублей — ежемесячная денежная выплата и около 1000 — ежемесячная социальная выплата (монетизированная льгота на оплату жилья).

 БЮДЖЕТНИКИ НА ГРАНИ ВЫЖИВАНИЯ

О том, как им живется на копеечные зарплаты, «Амурской правде» рассказали сами бюджетники.

— Мои сотрудники получают зарплаты от 5 до 8,5 тысячи рублей. Заплатишь с этих денег квартплату и на остатки питаешься, а у нас у всех дети, у меня у самой два ребенка-студента. Как нам дальше жить?! Когда наш труд будет оплачиваться нормально? — тяжело вздыхает заведующая отделением белогорского комплексного социального центра Алла Горшкова. — Я работаю в этой системе уже 16 лет, хорошо знаю проблемы пожилого населения, потому что работаю с пенсионерами и инвалидами. Да, тут очень большие проблемы, но размер их пенсии порой намного выше, чем наши зарплаты.

— Я работаю в частном секторе с пожилыми людьми. Очень тяжелый труд, большая психологическая нагрузка. Я получаю на руки зарплату 6800 рублей при стаже в 15 лет, а у меня двое детей. А молодые специалисты и 5 тысяч не получают, а ведь среди них есть матери-одиночки. На такие деньги жить невозможно. При этом пожилые люди в нас очень нуждаются, многие из них даже не нужны своим детям. Такой у нас важный труд, но он совершенно не оплачивается, — сокрушается социальный работник Елена Шагарова.

— У нас начинающий молодой специалист получает 7,5 тысячи рублей. Социальный работник не получает даже 6 тысяч рублей. Они не могут содержать своих детей, не могут их прокормить, — качает головой директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних города Белогорска Светлана Куприянова. — Я ветеран труда 2000 года, в 2011 году мне было вручено звание «Отличник социально-трудовой сферы». И я готова свою льготу отдать на зарплату таким малоимущим гражданам, у них такая низкая зарплата, что я готова пожертвовать.

миллиарда рублей на повышение зарплаты бюджетникам необходимо изыскать Амурской области в 2013 году.