Старт в литературу дал «Моряк»
Макс Поляновский коренной одессит, родился в городе у Черного моря в 1901 году в семье служащего, как указано в анкетных данных. Еще будучи гимназистом, написал слова песни, которую исполнил другой гимназист, будущий известный певец и муж Клавдии Шульженко Владимир Коралли.
Кстати, Коралли потом будет играть в сценках, написанных Максом Поляновским. В 1920 году в Мелитополе вместе с художником-авангардистом Александром Тышлером выпускал агитплакаты «Окна РОСТА». В 1922—24 годах служил в ВМФ, потом работал в одесской газете «Моряк», где в одно время с ним работали и печатались Паустовский, Багрицкий, Бабель, будущие Ильф и Петров. Прекрасная компания, где собралась история советской литературы!
В 1926 году черноморец Поляновский уезжает на Дальний Восток. Чем вызван его отъезд — остается только догадываться. Возможно, им двигали любовь к далеким путешествиям и желание писать об этом книги. Поляновский активно поддерживает своего знакомого, занимавшегося уникальным для того времени жанром — кинопутешествиями.
Режиссер Александр Литвинов предпринял несколько киноэкспедиций на Дальний Восток в поисках экзотических народностей, а Поляновский писал об этом в прессе и даже посвятил одной из экспедиций в уссурийскую тайгу свою книгу «В край Удэхе» (1929 год). Книга повествует о том, как снимались документальные фильмы Александра Литвинова «По дебрям Уссурийского края» и «Лесные люди».
Еще через два года выйдет книга «Скачок через столетия», написанная в соавторстве с Литвиновым, о путешествии на Камчатку. В 1928 году Поляновский побывал на Сахалине, результатом поездки стала книга «Сахалин после Чехова и Дорошевича».
Но это будет чуть позже, а в 1926 году Макс Поляновский устраивается на работу в хабаровскую краевую газету «Тихоокеанская звезда». Но город, по признанию писателя, ему не нравится — «две горы, три норы», как остроумно описывает его с помощью поговорки Поляновский. Его знакомый по Крыму Аркадий Шпаер, работавший в то время редактором «Амурской правды», приглашает Поляновского в Благовещенск. И в феврале 1927 года Макс Поляновский становится штатным сотрудником АП.
Областной Луначарский неравнодушен к еде
Своими воспоминаниями о работе и коллегах Макс Поляновский делится в «Амурском правдисте» от 1968 года, посвященном 50-летию «Амурской правды». О журналистах и сотрудниках он пишет тепло и с юмором.
«Заместителем редактора был совсем еще молодой Алексей Радин. Он вел партийный отдел, был убежденным молчальником, зато много писал, — вспоминает Поляновский. — Я представляю себе Радина не иначе как сидящим в общей комнате сотрудников газеты и склоненным над рукописью. Он не замечал шума, не искал тишины, втихомолку делал свое дело. Свои материалы часто публиковал под псевдонимом Ивенский».
Согласно воспоминаниям писателя, занятной личностью был Евгений Толстов, секретарь редакции. Толстова за его эрудицию сотрудники называли «областным Луначарским». При этом он оправдывал свою фамилию — был очень упитанным, имел привычку перекусывать пять-шесть раз в день.
Поляновский как-то раз поинтересовался, откуда у этого Гаргантюа такой отменный аппетит. Оказалось, что в молодости он плавал на грузовой шхуне, однажды потерпевшей аварию. Много дней команда была во власти морской стихии, без еды и пресной воды. С тех пор Толстов не позволял себе равнодушного отношения к еде.
Разные люди работали в 20-х годах прошлого века в газете. Среди штатных сотрудников из местных выделялись два репортера — Спицын и Оборин, начинавшие еще в дореволюционных изданиях. По мнению Поляновского, они писали мелкие и обывательские заметки. «Приходилось объяснять им, что у советской печати иные требования, иной стиль. Нам, тогдашней редакционной молодежи, начавшей работать в советское время, приходилось нацеливать этих старых газетных «зубров», помогать им перестраиваться», — отмечает писатель.
Вплавь от редакции до типографии
Штат редакции пополнялся за счет приезжих сотрудников. Следом за Поляновским в «Амурскую правду» из Хабаровска перекочевал Александр Леонов (Илья Чернев), тоже будущий писатель, автор книг о Дальнем Востоке. Вскоре в Благовещенск из Крыма перебрался фотокор и художник Василий Акуленко. Он оживил газету рисунками, снимками, монтажами, стал писать рецензии на фильмы и спектакли за подписью «Юрий Амурский». Впоследствии сотрудничал с газетой «Гудок» и московскими журналами, участвовал в международных выставках, а псевдоним так и остался за ним.
Редакция тогда помещалась в одноэтажном деревянном доме по улице Ленина, 100. Типография была через дорогу — удобно. «Но если в летний день наползали свинцовые тучи и на город обрушивалась сильнейшая гроза… По центральной улице можно было передвигаться на лодке, словно по Амуру.
В такие дни мы оказывались отрезанными от расположенной так близко типографии», — вспоминает Поляновский. Однажды вода залила улицу до окон первых этажей. И Максу, который был выпускающим редактором, пришлось раздеться до трусов и в таком виде по пояс в воде форсировать улицу Ленина, ставшую на время рекой, чтобы попасть в типографию.
Госпремия за «Улицу младшего сына»
В 1928 году Макс Поляновский переехал в Москву, работал в центральных изданиях и занимался писательским трудом. В годы войны, по воспоминаниям сына Юрия, писатель добровольцем уходит на фронт, работает в армейских газетах. Юрий, единственный сын писателя, оканчивает танковое училище и в 17 с половиной лет становится младшим лейтенантом, воюет на передовой. Отцу сообщают, что в бою под Полтавой Юрий погибает. Но это не так, сын остается жив и попадает в штрафбат, откуда его удается вызволить.
Макс Поляновский — автор более чем 20 книг для детей и подростков. Наибольшую известность ему принесла книга «Улица младшего сына», написанная в соавторстве с другом еще с одесских времен Львом Кассилем. Книга рассказывала о пионере-герое, 12-летнем керченском разведчике Володе Дубинине, члене партизанского отряда, базировавшегося в каменоломнях во время оккупации Керчи фашистами. Мальчик погиб при разминировании подхода к катакомбам. За роман в 1951 году оба автора были удостоены Государственной (Сталинской) премии.
Александр Леонов: из староверов в писатели
Судьба писателя Александра Леонова (псевдоним Илья Чернев), работавшего в «Амурской правде» вместе с Максом Поляновским, не менее интересна. Он родился с 1900 году в Николаевске-на-Амуре в семье староверов. Его предки переселились в Забайкалье еще во времена Екатерины II, а в конце 19-го века перебрались еще дальше — на Дальний Восток. Леонов рано начал писать стихи и рассказы, поступил в Томский университет, но из-за смерти отца не успел получить образования и вернулся в Приморье. В 1919 году большая семья Леоновых переехала в Благовещенск, где тоже были старообрядцы. Несмотря на протесты и уговоры близких, Александр много ездил по городам и весям от Байкала до Японского моря и работал в газетах. Он писал для изданий Владивостока, Хабаровска, с 1927 по 1929 год был штатным сотрудником «Амурской правды».
В 1931 году он уезжает работать в Иркутск, в журнал «Будущая Сибирь». Здесь он впервые пишет прозу «Дворцы на Кульдуре», которая позже и будет переработана в роман «Лягушка не знает океана» (другое название — «Таежная армия»). Об этом романе упоминает Макс Поляновский, он повествует о событиях Гражданской войны и интервенции в Приамурье, свидетелем которых был автор. В 1933 году Александр Леонов переезжает в Москву и окончательно посвящает себя писательскому труду. Главным романом Леонова станет трилогия «Семейщина» — о жизни старообрядцев на Дальнем Востоке, в том числе и об истории собственной семьи. В трилогии прослеживается судьба рода Леоновых от прадедов до правнуков на фоне исторических событий. В годы Великой Отечественной писатель работает корреспондентом для столичных газет. После войны выходит его новый большой роман о Гражданской войне на Дальнем Востоке «Мой великий брат».
Макс Поляновский — автор более чем 20 книг для детей и юношества
«Улица младшего сына», «Тропический рейс», «25 дней в Сингапуре», «Повесть о юной разведчице», «С букварем у гиляков. Сахалинские дневники ликвидатора неграмотности», «Среди трех морей», «Маяковский — киноактер», «Толина пушка», «Дважды Татьяна», «По следам фронтового дневника».
МНЕНИЕ
Чингиз Айтматов, писатель: «В чем привлекательность таланта Макса Поляновского?.. Он отлично знал своего читателя — его романтические порывы, исключительную пластичность и активность мировосприятия наряду с нравственным максимализмом и категоричностью суждений. В соответствии с природой такого читателя Поляновский решал в своем творчестве задачи большого воспитательного содержания».
Je ne veux pas de cette mort. http://lenitsky.com/novyie-pesni-albom-budutvoim/ Un moment charniere.
—