• Так выглядел Талаканский створ в середине 80-х.
  • Руководство Зеягэсстроя в Талаканском створе.
  • Паводок 1986 года — котлован затоплен.
  • Начало бетонных работ в котловане стало настоящим праздником.
  • Водитель первого МАЗа с бетоном для плотины Валерий Николаев.

Закладка первых кубометров бетонной смеси в правобережный котлован станции для жителей области в то время по значимости могла сравниться с началом строительства космодрома, а может, даже и с первым запуском ракеты с амурской земли. Этим материалом мы продолжаем цикл, посвященный самым важным моментам в истории Бурейской ГЭС. На этот раз АП перенесется в дни укладки первого бетона в русло непокорной Буреи.

Первый из четырех миллионов

Напомним, что точкой отсчета в борьбе гидростроителей со своенравной таежной рекой принято считать конец сентября 1984 года, когда была начата отсыпка продольной перемычки правобережного котлована. Не успели жители области отпраздновать первое со времен начала стройки знаковое событие, как гидростроители вплотную подошли к следующему. Уже через пять неполных месяцев котлован был готов к укладке первого бетона в тело плотины. В «Амурской правде» вышел целый ряд материалов и репортажей с Буреи. Например, так характеризует новый поворот в строительстве ГЭС, а заодно и делится планами начальник управления Зеягэсстроя — Герой Социалистического Труда Алексей Шохин:

«Укладка первого бетона в плотину Бурейской ГЭС для амурских гидростроителей праздник особенный. В то же время он первый в ряду предстоящих. Трудностей хватает, но в большом деле без этого никак. Будут у стройки и другие праздничные дни — реку перекроем, запустим первый агрегат… И один из главных рубежей будет взят уже сейчас — зальем первый кубометр бетона из тех четырех миллионов, которые предстоит уложить в плотину».

Авиапоздравления

К празднику, который решено было провести 22 февраля 1985 года, местные жители подготовились основательно. В честь знаменательного события Талаканский створ украсили сотнями ярких флагов и транспарантов. На территории снова собралось много народу, а приглашенный оркестр играл торжественную музыку.

Метель, до этого сутки бушевавшая в районе, приутихла только к полудню, наконец-то выглянуло солнце. И тут над Талаканским створом неожиданно появился вертолет, из которого водопадом посыпались сотни листовок с поздравлениями амурским гидростроителям.

Ровно в 12 часов музыка смолкла — торжественный митинг объявлен открытым, и оркестр переходит к исполнению государственного гимна. На импровизированную трибуну, основой для которой стали два самосвала, стали поочередно подниматься руководители стройки, передовики, гости из других районов и городов области. «Амурская правда» пишет об этом:

«Выступающие не обошли вниманием и тот факт, что знаменательное для стройки событие произойдет как раз в канун празднования 40-летия Победы в Великой Отечественной войне. В честь двойного праздника областные власти передали гидростроителям памятное красное знамя».

Часы в бетон

На этом митинг завершился, и от слов строители перешли к делу — руководитель Зеягэсстроя Алексей Шохин дает команду начать укладку бетона в тело плотины Бурейской ГЭС. Параллельно сотрудники передовых коллективов готовят к установке памятную плиту. К слову, не обошлось здесь и без традиционного ритуала — кидать в основание котлована часы и монеты. Если верить ревнителям обычая, это делается, чтобы плотина была неподвластна времени. Сколько десятков наручных часов бросили в котлован присутствовавшие, журналисты подсчитать не успели, но подметили, что с дорогими по тем временам электронными часами ради традиции расстался и начальник стройки Алексей Шохин.

В эту самую минуту самосвал поднимает кузов, и густой вязкий бетон течет в бадью, из которой он вскоре подается на тщательно очищенную скалу в котловане. Корреспонденты АП в перерыве подловили водителя первого МАЗа с бетоном для плотины Валерия Николаева. Гидростроитель искренне радовался, что ему выпала такая честь. Этот человек приехал на Бурею одним из первых в далеком 1976 году. Сам он коренной амурчанин, вырос в Завитинске. Как только узнал, что у нас собираются возводить самую крупную на Дальнем Востоке ГЭС, сразу поехал устраиваться. Все эти годы старался не зря — имя водителя вошло в историю. К слову, Валерий Николаев и сегодня живет в Талакане — водит большой автобус, который забирает на работу и с работы сотрудников станции.

На старте — здание ГЭС

Следующее знаковое событие ждало станцию уже через два с половиной года — в августе 1987-го бетон начали укладывать в здание ГЭС. За это время гидростроители вложили в котлован колоссальный труд. Еще бы, ведь бороться с постоянно наступающей водой, непрерывно укладывая бетон в плотину, очень непросто.

Торжество в створе было намечено на 1 августа — талаканцы и гости поселка начали прибывать на Бурею с самого утра. Между тем в котловане уже по традиции звучит музыка, все увешано транспарантами. Атмосферу праздника не портит даже хмурое небо и близкие к спартанским условия в створе — на Бурее начался летний паводок. К слову, годом ранее — в апреле 1986-го — из-за весеннего паводка Бурея разлилась, и строителям не удалось отстоять котлован. Вода заполнила его вместе с техникой. После повторной откачки к следующей весне бетонная перемычка со стороны реки достигла 143-й незатопляемой отметки. Теперь затопление стройке не грозило.

Грядет перестройка

В этот раз гости собрались на монтажной площадке здания ГЭС. И снова трибуной митингующим служат два состыкованных КамАЗа — еще одна хорошая традиция. Мероприятие назначено на 13 часов. Вот что пишет о выступавших «Амурская правда»:

«Представители властей отмечают, что эта веха в строительстве станции совпала с важным событием в жизни страны — решением партии о коренной перестройке управления экономикой. По словам выступающих, в недавно разработанной программе развития Дальнего Востока и Забайкалья немалая роль уделяется созданию единой энергосистемы. В свете этого большое внимание отводится Бурейской ГЭС».

Первые лица области поздравляют с трибуны победителей трудового соревнования за право укладки первого бетона в здание станции. Выстроившимся по шеренге гидростроителям пионеры дарят цветы. Характерно, что в эти годы на стройке трудится в основном молодежь. Между тем митинг подходит к концу, и строители докладывают руководству о готовности к укладке бетона в здание ГЭС. Под звуки марша, который исполняет духовой оркестр, в первом блоке здания ГЭС устанавливают памятную плиту.

«Пока полностью ГЭС не построим»

И вот под радостные возгласы присутствующих в блок из бетоноукладчика льется первый кубометр смеси. Уже по традиции его тут же «армируют» наручными часами и монетами. Оператор укладчика «Суперсвингер» Виктор Матыскин процессом доволен: «Одного боялся — чтобы техника не подвела. Но все идет хорошо, настроение отличное». Рядом с Виктором за пультом управления сидит его трехлетний сын Саша. Виктор приехал сюда в самое сложное время — в 1979 году. Как он признался корреспондентам АП, ситуация на стройке за эти годы изменилась в лучшую сторону.

— Сейчас намного легче работать и жить. Самое трудное позади, — поделился оператор высокопроизводительного бетоноукладчика. — Мне дали хорошую квартиру, подрастают дочь и сын. Буду работать, пока полностью ГЭС не построим.

Говоря эти слова, Виктор, как и его многочисленные коллеги, еще не знал, что пуск первого агрегата Бурейской ГЭС состоится не в 1990 году, как планировали власти, а гораздо позже. До 1988 года строительство станции шло по плану, но на пороге девяностых из-за тяжелой обстановки в стране финансирование гидростроителей резко урезали. Так в Талаканском створе начался продолжительный период «застоя».

О не самых легких для гидростроителей временах и реанимации стройки уже в современной России читайте в следующих номерах и на сайте АП.

4,5 миллиона кубических метров бетона было в общей сложности уложено в плотину Бурейской ГЭС, из них 1 миллион –укатанного. 

Возрастная категория материалов: 18+