Ракеты на Восточном будут заправляться нетоксичным топливом, а разгонный блок, который работает на гептиле, будет включаться на высоте 200 километров. Об экологической безопасности строящегося космодрома Восточный амурчанам рассказал глава Федерального космического агентства Владимир Поповкин, а также ученые и конструкторы ракет.

В минувшую субботу в Углегорске прошла встреча специалистов космической отрасли с общественностью. В зале клуба собрались местные власти, депутаты, жители Углегорска и представители общественных организаций Приамурья. За последние несколько месяцев вопрос экологической безопасности стал одним из самых актуальных среди амурчан: некоторые общественные деятели уверяют, что топливо гептил опасно для жизни в Амурской области, а люди, поддавшись панике, собирают чемоданы и планируют переезжать в другие регионы.

Глава Роскосмоса Владимир Поповкин признался, что инициировал встречу, чтобы расставить все точки над i. Назвал важным вопрос об экологии и  губернатор Олег Кожемяко. Для полной информации о безопасности Восточного были приглашены те, кто лучше всего знает, что такое космодром и какой риск существует при его работе. Владимир Поповкин сразу предупредил, что готов ответить на любые вопросы, и не слукавил: обсуждение безопасности Восточного затянулось на несколько часов.

Что попало в космос, обратно не возвращается

Конструкторы были предельно откровенны: на презентации показали макет  ракет, иногда выступающие заставляли собравшихся почувствовать себя будущими инженерами ракетной отрасли. Представители ФГУП «ГПН РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», которые собирают ракету «Союз-2», продемонстрировали составные части трех модификаций этой ракеты. Напомним, именно она полетит с Восточного в 2015 году. «С самого начала было решено, что наше предприятие изготовит ракеты для Восточного, — рассказал заместитель генерального конструктора «ЦСКБ-Прогресс» Дмитрий Баранов. — Ракета «Союз-2» будет иметь несколько модификаций: 1А, 1Б и 1В.

«Союз-2» — одна из самых надежных ракет в мире, уверяют ее создатели. Два первых варианта этой ракеты уже прошли испытательные пуски, 1В — более легкий вариант «Союз-2» —  находится в разработке. В этих ракетах в качестве топлива используются керосин и нафтил — родственник керосина, подчеркнул Дмитрий Баронов, чтобы отмести домыслы, что вещество — родня гептила. В головной части всех ракет будет использоваться блок — в более легкой ракете это блок выведения «Волга», для средних и тяжелых машин разгонный блок «Фрегат». В обоих блоках применяют несимметричный диметилгидразин — тот самый гептил — в качестве основного компонента топлива. Его свойства уникальны, используется он на всех мировых космодромах. К слову, разгонный блок остается летать в космосе — формально это загрязнение космического пространства, но вполне допустимое всеми мировыми соглашениями.

По мнению конструкторов ракеты, опасность представляет отработанная первая ступень. В месте падения  кроме пролива керосина и пероксида водорода, который используется в двигателях ступеней, на месте падения может возникать пожар. Кстати, по информации конструкторов, отклонение при падении первой ступени практически исключено.

— Вторая и третья ступени не долетают до поверхности земли — они сделаны из алюминиевых сплавов и сгорают в атмосфере, — отметил Дмитрий Баранов. — Теоретически,  до земли могут долетать только небольшие детали. Первая ступень падает с 20 километров почти целиком. Район падения требует дополнительного внимания, для этого есть специальные подразделения, которые сразу выезжают на место и предотвращают возникновение пожара.  Что касается гептила — это вещество, которое имеет довольно высокий класс опасности, однако его использования не избежать, — констатировал выступающий.

На видеокадрах присутствующим подробно показали новый французский космодром в Гвиане. С него тоже летят российские ракеты. На кадрах запечатлены ракеты, которые полностью заправляются гептилом. Как пояснил в своем выступлении начальник отдела Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ФГУП «ЦЭНКИ») Виталий Самброс, сейчас такие ракеты активно используются и в США, и в Европе. Китай также отправляет в космос ракеты на гептиле, причем даже пилотируемые корабли заправляются этим топливом. Оно будет использоваться и на космодроме, который сейчас строится на острове Хайнань.

— Амурчане очень любят отдыхать в Санья, — высказался по этому поводу глава Роскосмоса Владимир Поповкин.  — Вот там рядом и строится этот космодром, откуда полетят ракеты на гептиле.

Гептила будет меньше

Несмотря на то, что гептил на Восточном будет, ученые спокойны: самое большое внимание уделено другому топливу — керосину. Его будет в разы больше, чем на Байконуре и Плесецке, а, значит, именно оно может нести в себе риски. Гептил же сгорает высоко в небе и, как показывает практика, от него не остается и следа.

— С 2000 года произведено 39 запусков с разгонным блоком «Фрегат», — рассказал первый заместитель генерального директора ФГУП «НПО им. С. А. Лавочкина», которое производит блок, Юрий Власов. — Включается разгонный блок после отделения от ракетоносителя на высоте около 200 километров от земли. Он представляет собой шесть баллонов, компоненты топлива гептил и амил. Большинство космических аппаратов как отечественного, так и зарубежного производства используют различные виды этого топлива, и на ближайшие десятилетия альтернативы ему не существует. Мы не говорим о том, что это топливо безопасно, но сегодня существует такая система, такой комплекс работ, который позволяет обеспечить 100 процентов безопасности в работе с этими компонентами. Заправка происходит на специальных заправочных станциях, они есть на всех космодромах, и такая же станция будет на Восточном.

— На космодром мы будем привозить небольшую пусковую дозу топлива плюс резерв, — отметил начальник центра ФГУП «ЦЭНКИ» Виктор Кузнецов. — Мы отказались от железнодорожных цистерн, для перевозки используются специальные контейнеры. К слову, Германия, откуда мы везем гидразин (гептил), запускает уже второе производство этого вещества. Ну, вы знаете сами, какие там все синие и зеленые. Цена гидразина очень высока, поэтому мы обращаемся с ним крайне аккуратно, какие уж тут проливы. Заправочная станция на космодроме будет отвечать всем требованиям безопасности: мы ведь хотим привлечь зарубежных партнеров.

Общественность высказалась об экологии

На встрече в Углегорске свое мнение о космодроме высказали члены общественных организаций и депутаты. Звучали предложения организовать экологический парк на территории Восточного, а также просьба доводить больше информации о космодроме до населения. Свою позицию выразили представители Свободного, Углегорска и Шимановского района. Все они выступают за создание космодрома. 

— У нас в районе созданы предприятия, КФХ — необходимо, чтобы их продукция шла на космодром, — отметил глава Шимановского района Сергей Алипченко. — Мы уже получили 5 миллионов рублей в бюджет от НДФЛ, для нашего района это существенные деньги, это говорит и о том, что люди работают и их заработная плата растет. 

Председатель амурского экологического клуба «Улукиткан» Наталья Калинина спросила, может ли Владимир Поповкин дать руку на отсечение, что ракеты «Протон», которая заправляется гептилом, на Восточном не будет. Глава Роскосмоса еще раз подтвердил прозвучавшую от конструкторов информацию. К слову, после дискуссии с общественницей Владимир Поповкин пообещал пригласить ее на Байконур, чтобы она своими глазами убедилась в безопасности космодрома. Отвечая на вопрос депутата амурского Заксобрания Романа Кобызова, глава Роскосмоса отметил, что даже в случае нештатной ситуации разлив опасного топлива почти исключен, самое опасное для Амурской области — это возникновение пожара. Также Владимир Поповкин пообещал проводить аналогичные встречи и предложил в следующий раз привезти в Приамурье уроженца Шимановского района Амурской области, который трудится в космической отрасли много лет.

Экологи не нашли гептила  

На строящемся Восточном ведется экологический мониторинг. За полгода экологи провели анализ состояния почвы, надземных и подземных вод, ландшафта, растительного и животного мира, метеорологических параметров за последние 35 лет самой территории космодрома и района падения отработанной ступени ракеты. При анализе ландшафта использовались космические снимки, для изучения снежного покрова ежемесячно брались пробы, рассказал заместитель директора по научной работе Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН Александр Пузанов. Как прозвучало на встрече, следов гептила на месте бывшей ракетной дивизии не обнаружено. В июне ученые заложили площадки для оценки воздействия  керосина на окружающую среду. Продолжают наблюдать и за здоровьем жителей прилегающих к космодрому районов.

«С гептилом будет совершаться минимум операций»

— Изначально при строительстве космодрома экологической безопасности уделили большое внимание, — отметил начальник отдела Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ФГУП «ЦЭНКИ») Виталий Самброс. — На Восточном могли применяться ракеты «Рокот», «Стрела» или даже «Протон», однако было решено использовать ракеты на нетоксичных компонентах топлива. Во время существования в Углегорске ракетной дивизии совершалось огромное количество операций с гептилом, одновременно только при заливе использовали 600 тонн гептила. На Восточном с гептилом будет совершаться минимум операций, на один пуск будет использоваться всего 2,29 тонны гептила, поступать будет всего один контейнер.  Длительного хранения этого компонента на космодроме не будет, отработанное топливо будет сразу уезжать в центр ликвидации.

20 сентября этого года состоятся общественные слушания по космодрому Восточный. До этого должны быть проведены две экспертизы: на технические и стартовые сооружения и на работу с ракетоносителями и разгонными блоками. Заключение комплексной экологической проверки должно быть получено  в июне 2014 года.

Возрастная категория материалов: 18+