Федеральное законодательство, к сожалению, не предусматривает оперативное предоставление финансовой помощи в чрезвычайных ситуациях. А надо было срочно решать задачи, связанные со спасением, эвакуацией людей, их размещением в ПВР, обеспечением горячим питанием, средствами гигиены. На эти цели области пришлось взять в Минфине кредит 3,5 млрд. рублей. Он был израсходован в том числе и на единовременные выплаты, закупку угля, картофеля, срочное восстановление объектов ЖКХ, дорог, школ…

— Но бюджетный кредит увеличивает и без того огромный государственный долг области и подлежит возврату, — констатировал глава региона. — Поэтому просим решить вопрос о выделении дотаций на обеспечение мер по сбалансированности бюджета пострадавшим регионам. И необходимо упростить схему выделения денежных средств из федерального бюджета — она излишне зарегламентирована, осложнена подготовкой огромного количества документов. Даже при выделенных нам 7 миллиардах рублей мы начали получать первые деньги только 9 сентября.

По словам главы региона, только после вмешательства Генеральной прокуратуры и полпреда Президента в ДФО Минфином России было принято решение об авансировании средств резервного фонда Правительства РФ в размере одного миллиарда и целевой дотации на сба-лансированность 219 млн. рублей.

Нет нормативов

В условиях резкого похолодания остро стоит проблема жилья на вторичном рынке и капитального ремонта. Но из-за отсутствия утвержденных на федеральном уровне нормативных порядков расходования средств затягивается решение жизненно важных для населения жилищных проблем. Правительство области приняло решение: работать по региональному законодательству. Не дожидаясь, пока вступит в действие решение на федеральном уровне, уже сегодня начали приобретать для пострадавших людей жилье в сельской местности по цене до 25 тысяч, а в городе — до 30 тысяч рублей за квадрат.

Субвенции — низкие

Еще одна проблема, появившаяся в период паводка, касается сооружения защитных дамб. В соответствии с Водным кодексом России водные объекты, включая реки, искусственные во-дохранилища, являются собственностью федерации. При этом полномочия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации ее последствий, оставаясь федеральными, переданы субъектам и финансируются через субвенции на мероприятия некапитального характера.

— Размер субвенций в течение последних 5 лет не превышает 23—25 миллионов рублей. Эти суммы не обеспечивают даже минимальное исполнение полномочий. При этом плата за пользование водными объектами от Зейской и Бурейской ГЭС составляет порядка 120 млн. рублей в федеральный бюджет, — говорит Олег Кожемяко. — Области сейчас требуются значительные средства на капитальный ремонт, реконструкцию и строительство берегоукрепительных гидротехнических сооружений, обеспечивающих защиту населенных пунктов от наводнения. Просим оказать содействие в рамках прокурорского реагирования для реализации программы противопаводковых мероприятий.

Возрастная категория материалов: 18+