В столицу Приамурья Александр Александрович прибыл во вторник днем и уже вечером представил публике свой трехчасовой моноспектакль «Загадка Коко Шанель», в котором развенчал мифы о великом модельере ХХ века. До показа Васильев посетил магазины и музей, пообедал в китайском ресторане и встретился с амурскими журналистами.

Женственность никогда не вернется

— Александр Александрович, рады вас видеть в Благовещенске и надеемся, что это взаимно.

— А я как рад. Не успел и слова сказать, как мне женщины тюльпаны дарят. На улицах узнают, ручкой машут, на программу «Модный приговор» просятся. Поэтому очень хорошо, что я к вам приехал. И это только начало нашей дружбы с Благовещенском.

— Говорят, русские женщины самые красивые…

— То же самое говорят украинцы про своих женщин, но китайцы, живущие через реку Амур, уверены, что самые красивые на свете китаянки. Грузины считают красавицами грузинок, итальянцы — итальянок. Мнение, которое вы озвучили, принадлежит русским мужчинам. И это прекрасно, что сильная половина одного этноса любит слабую половину этого же этноса, а не другого. Хуже было бы, если б русский мужчина сказал: «Самые красивые — африканки». И не было бы у нас достаточного количества мужчин для размножения.

— Есть такое утверждение, что мода развивается по спирали, постоянно возвращается. А что никогда в этот мир не вернется?

— Никогда не возвращается женственность. В эпоху хиппи она была потеряна навсегда и больше никогда не вернется. Женщины по своей воле постепенно стали мужчинами. Они хотели голосовать, курить в обществе, материться, пить пиво из горлышка. Женщины мечтали получать такую же зарплату, как мужчины, водить машину, носить брюки, отрезать коротко волосы. И этого они добились. Теперь, родимые, пеняйте на себя. У нас в России 55 % женщин и 45 % мужчин. Дам на 17 миллионов больше. Поэтому побеждают самые яркие, самые раздетые, самые раскрашенные, самые стройные, самые ухоженные. А мужчины — всякие. Их берут любыми. Моют, причесывают и используют по назначению.

Джинсы — это неприлично

— Что является основой вашего гардероба?

— Брюки, конечно. Всегда ношу брюки и рубашки, другого не приемлю. В основном это индивидуально сшитые, а не купленные вещи. У меня мало трикотажа. Я считаю, что трикотаж при моей фигуре — не самое лучшее. Много ношу пиджаков, особенно сейчас, когда веду программу «Модный приговор». Когда я был молоденький, вообще никогда их не носил, считал, что это ужасно, любил кардиганы. И джинсы по молодости да по глупости носил.

— Почему по глупости?

— Я считаю, что это неприлично.

— У вас интересная брошь на шарфике.

— Это старинное серебряное украшение «Звезда Сахары», изготовленное берберами. Я его купил в Марокко. Оно эффектно выглядит на сцене. И этот венецианский пиджак я тоже специально надел для зрителя. В свете софитов он переливается.

— Что из современной одежды вам не нравится?

— Кроссовки. Я никогда их не ношу. У меня нет ни одной пары. Вообще не люблю резину на теле. Не ношу ничего штампованного. Это пускай другие носят.

— Вы разрабатываете костюмы и интерьеры для театра, оперы и балета. А с современным российским кино работаете?

— Нет. Один раз ко мне обратился Никита Михалков за рекомендациями. Но для того чтобы работать в кино, не надо вести «Модный приговор». Это ежедневное теле-шоу, и оно отнимает очень много времени. Записываем четыре программы в день. Съемки идут 12 часов. Вы же на экране не видите, что снимается в 11 утра, а что далеко за полночь. На экране все — «доброе утро». При таком плотном графике остается очень мало времени. Иногда сижу на съемках в «Модном приговоре», глаза закрываются, сейчас упаду в кресло. Тогда я поворачиваюсь в профиль, чтобы камеры не видели, что глаза закрываются, вроде слушаю и говорю: «Нет, нет, такое надевать нельзя...»

— Вы научили наших мужчин носить шейные платки, а чему вы научили наших женщин за историю «Модного приговора»?

— Лучшая реклама «Модному приговору» — новый образ Надежды Бабкиной. Помните, какой она к нам пришла? Фольклорной певицей, а стала — иконой стиля. Я ее называю дива дивная, русская Джина Лоллобриджида. И ей моя похвала нравится. Теперь Бабкина — безупречна.

Замуж — только по расчету

— Вынесите модный приговор амурчанкам.

— Одевайтесь тепло. Девушки, не ходите с голым пупком на морозе, не носите прозрачных колготок зимой, если вы хотите иметь детей в будущем. Не кокетничайте на улице, это пустое. Знакомство на улице к хорошему не приводит. Не принимайте счастливый секс за предложение к свадьбе. Это беда большинства девушек. Если зажглось в кровати, значит, надо жить с этим человеком и радоваться, но замуж только по расчету. Без расчета браки не существуют. Что вас будет связывать через 15—20 лет, кроме этой гимнастики? Это вопрос воспитания № 1 в России. У нас неправильно относятся к браку, поэтому столько матерей-одиночек и несчастных женщин.

— Как женщине в теплых рейтузах и кофтах остаться женственной?

— Женственность в голосе, женственность — в аромате духов, женственность — в движении, позе, а не в том, что у нее толстые рейтузы. Конечно, в джинсах трудно быть женственной. Носите длинную юбку.

Мода — отражение истории

— Вы обладатель одной из самых крупных коллекций исторических костюмов. Где ее можно увидеть?

 — Моя коллекция насчитывает порядка 50 тысяч предметов, связанных с историей моды от семнадцатого до двадцать первого века. Она хранится у меня дома — во Франции и Москве. Я регулярно выставляю ее в разных городах: Париже, Венеции, Риме, Стамбуле, Гонконге, Сиднее, Санкт-Петербурге. Шесть месяцев часть коллекции находилась во Владивостоке в краеведческом музее имени Арсеньева. 1 декабря, как раз на 120-летие ГУМа, я открыл экспозицию на Красной площади. Если в Благовещенске найдутся люди, готовые оплатить перевозку экспонатов, гонорар, манекены, витрины, приедем и к вам. Все зависит от вашей кредитоспособности. Но привезти это все сюда не так-то просто.

— Обретет ли когда-нибудь ваша коллекция достойное хранилище и появится ли у нас музей моды?

— Если и появится, то не в России. Наше Министерство культуры очень боится любых воспоминаний. А мода — это ветка в истории. Она прекрасно отражает правду о жизни общества, как в девятнадцатом веке при царях, так и в двадцатом при большевиках, и в эпоху Сталина, Горбачева и Путина. Одежда никогда не врет, именно этой правды у нас боятся. Ведь все увидят, что до революции одевались лучше, чем при большевиках. Женщина была элегантной, а потом стала уродливой.

— А вам какая из эпох по душе?

— Мода шестнадцатого века: изящество, изысканность, пропорции форм.

— Самый желанный экземпляр для вашей коллекции, который вы никак не можете заполучить?

— Платье Марии-Антуанетты.

— Какие модные тенденции ХХ — XXI века войдут в историю, а о каких мы забудем, как страшный сон?

— Да ни о каких, к сожалению, не забудем. Главная тенденция нашего времени — это унисекс. Женщина может надеть на себя то же самое, что и мужчина. Возьмем дамские джинсы, клетчатую рубашку и наденем на молодого человека. На него никто пальцем не будет показывать. А если на мужика натянуть платье?! Скажут, что он не в своем уме. Так что, милые дамы, будьте осторожны в выборе наряда. 

Москвичи одеваются как провинциалы

— Что характерно для провинциального стиля и стиль ли это?

— Сегодня в провинции одеваются также, как и в столицах. Большинство жителей Москвы и Петербурга те же провинциалы, которые чуточку разбогатели, или не разбогатели, а просто ищут удачи в крупных городах. И одеваются они также, как у себя в Брянске и Курске. Нет особых отличий, если учесть, что в Москве вся эта одежда в два-три раза дороже, чем у вас. Благовещенск, впрочем, как и весь мир, Китай одевает. 

— Вы эстет?

— Да. Я даже руковожу на сайте «Одноклассники» группой «Эстеты». Еще я гурман. Люблю вкусно покушать. Сегодня у вас в Благовещенске ел утку по-пекински в китайском ресторане и мне очень понравилось.

— Какую кухню предпочитаете?

— Французскую и восточно-азиатскую: таиландскую, индонезийскую, сингапурскую.

— А музыку какую любите?

— Классическую: Шуман, Шуберт, Шопен, Брамс. Эта романтическая музыка, очень иллюстративная.

— Александр у вас богатая творческая жизнь и вы на своем пути встречали много известных людей. Кто вам особенно дорог?

— Меня всегда потрясала Майя Плисецкая, с которой я много лет дружу. Меня поражала Галина Вишневская. Я очень хорошо знал хабаровскую поэтессу Ларису Андерсен, которая прожила 101 год и весь ее гардероб сейчас находится в моей коллекции. Лариса и в 100 лет умела поражать мужчин. Моей близкой подруге балерине Ксении Трипалитовой 98 лет. Она водит машину, летает самолетами, ест мясо с кровью, пьет пиво большими стаканами, танцует до трех ночи и не принимает никого, пока не накрасит губы красным. И этот прекрасно, когда взрослая женщина не плачет, что у нее все болит, а хочет жить. Как-то еще одна моя подруга Алла Баянова, которая старше Триполитовой всего на один год, познакомилась с Ксенией. Алла в парике, брильянтах и изумрудах сидит за столом и говорит ей: «Девчонка»! Будьте и вы все такими девчонками. Даже в глубокой старости. 

24 книги о моде и искусстве написал ведущий «Модного приговора».

50 тысяч экспонатов насчитывает коллекция исторической одежды Александра Васильева.