Обезьяны наравне со слонами издревле служили азиатам незаменимыми помощниками в хозяйстве. И даже в век компьютерных технологий труд животных составляет вполне реальную статью дохода для тайского населения.
Обезьяна с дипломом
Недалеко от курорта Паттайя есть «Monkey Training Centre», который еще называют обезьяньим университетом. Ежедневно в центре проходит шоу для туристов, во время которого макаки демонстрируют ловкость и умение в сборе кокосов. Обучение здесь самое настоящее и длится несколько месяцев, в течение которых макак учат выполнять разные команды, правильно выбирать и срывать кокосы. Затем «выпускника» может выкупить любой желающий, и молодой «специалист» круглый год наравне с людьми будет собирать урожай на плантациях страны.
Нередко эту работу доверяют обезьянам на отдаленных островах королевства. Поглазеть на мартышкин труд собираются десятки зевак из разных стран. Под звучные команды снизу хвостатый сборщик ловко взбирается на пальму и, спрятавшись за широкими листьями, выбирает нужный кокос. Затем быстрыми движениями откручивает его, сбрасывает на землю и одним прыжком перебирается на следующее дерево. В мастерстве животные превосходят любого сборщика — никому из людей не под силу собрать несколько сотен кокосов за день. К тому же пальмы вырастают до 20 метров, забраться на такую высоту рискнет не всякий. За каждый сорванный орех хозяин макаки получает примерно один бат (меньше рубля), а ловкий помощник — лакомство. Интересно, что сам орех нередко называют обезьяньим. В очищенном виде он напоминает обезьянью морду — три отверстия у основания похожи на глаза и нос.
Кстати, обезьяны народ довольно характерный. Мартышка с кокосом не менее опасна, чем обезьяна с гранатой. Местные тайцы рассказывают, что на одном из островов разозленная макака кинула в голову хозяина сорванный орех и убила обидчика.
Пыльная стружка
В Таиланде, где кокосы продаются повсеместно, население в свежем виде употребляет только незрелые орехи. Зеленый кокос содержит примерно стакан-полтора жидкости, которая даже в жару под толстой скорлупой остается прохладной как в термосе. По сути, кокос — не орех, а сухая костянка, наружная оболочка которой несъедобна. Жидкость внутри, пока орех не открыт, абсолютно стерильна. Именно это качество кокоса еще несколько десятилетий назад было самым ценным для жителей Таиланда, где чистая пресная вода ценилась едва ли не больше, чем пища. До сих пор стакан с прохладной водой — первое, что подают посетителю кафе, прежде чем принять заказ. А в некоторых провинциях и сейчас готовят еду из кокосовой воды.
На любом тайском рынке свежий орех продают за 15—20 батов, на пляже он будет стоить 30—40. Зрелые кокосы в Таиланде в чистом виде не продаются. Зато их можно встретить в амурских супермаркетах, куда орехи попадают из КНР и ЮАР. Один кокос у нас стоит примерно столько же, сколько два с половиной килограмма бананов из той же Африки. Зрелые орехи в чистом виде тайцы не едят. Из твердой белой мякоти они делают стружку, которой посыпают национальные десерты, иногда добавляют в выпечку. В основном стружку в больших количествах отправляют на экспорт. Предварительно ее сушат под жаркими лучами тайского солнца, разложив на большие деревянные рамы с сетками. Зрелище, надо сказать, еще то. На сетках с кокосами и птички сидят, подстерегаемые местными кошками, и пыль ложится слоями.
Не острое — не вкусно
Местное население в пищу чаще использует кокосовое молоко. Для этого стружку прогоняют через специальный пресс, который стоит на любом фруктовом рынке. Молоко из ореха довольно жирное, выпить стакан, также как и съесть целый орех, даже голодному человеку сложно. Над соотечественниками с избыточным весом тайцы порой подшучивают, говоря, что располневшие люди едят слишком много орехов. При этом кокосовое молоко используется едва ли не во всех национальных блюдах. Прежде всего — чтобы смягчить жгучий вкус острого перца, без которого не обходится ни один рецепт истинно тайской кухни. «Не острое — не вкусно», — говорят сами тайцы, щедро посыпая еду в тарелке огненной приправой. Перец издревле служил азиатам лекарством и природным дезинфектором. Ведь чистой воды не хватало не только на приготовление пищи, но и для того, чтобы хорошо помыть продукты. Сейчас ситуация поменялась, однако традиционная тайская кухня претерпела мало изменений и по‑прежнему жгуче-острая.
В благовещенских магазинах тоже можно встретить концентрированное кокосовое молоко в жестяных банках, которое импортируют из Таиланда. Стоимость экзотики — 95 рублей за 400 граммов. В тайских супермаркетах подобные концентраты весьма популярны. Так же, как россияне привыкли покупать коровье молоко в тетраупаковках, азиаты давно перешли на кокосовые концентраты в одноразовой таре.
Кокосовый рай повсюду
Интересно, что именно для употребления в пищу, а не ради красоты ландшафта кокосами в свое время тайцы засадили едва ли не все острова в Сиамском заливе. Распространенный миф о райских островах с кокосами — не более чем сказка для неискушенного туриста. Обычно лавры кокосового рая приписывают острову Самуи, где расположены самые обширные плантации в королевстве. На самом деле в Таиланде все острова — кокосовые. В свое время пальмы высаживали на все свободные участки в рамках продовольственной программы, призванной обеспечить местное население дешевой едой и питьем. Поэтому пальмы с орехами на любом побережье Таиланда не редкость. Снискавший славу самого полезного ореха в мире, кокос в королевстве растет повсеместно.
Добавить комментарий
Комментарии