Клиентов в современных видеопрокатах привлекают качественным обслуживанием.Клиентов в современных видеопрокатах привлекают качественным обслуживанием.

Сегодня, по данным управления по развитию потребительского рынка и услуг, в амурской столице осталось лишь пять точек видеопроката. Пять лет назад их было в три раза больше. Четыре из существующих ныне магазина как раз и принадлежат «Голливуду». Впрочем, в администрации отмечают — не все мелкие точки попадают под учет. Но и без того ясно: сегодня бизнес на видеопрокате, не выдерживая конкуренции с интернетом, находится на грани окончательной гибели и вот-вот издаст последний вздох.  

Бизнес в убытке

Пятачок перед входом в одну из точек «Голливуда» в центре Благовещенска пестрит большими плакатами с анонсами последних киноновинок, лестница и двери влекут внутрь улыбками кинозвезд. «Гравитация» «Мачете убивает», «Джобс: Империя соблазна» —баннеры недвусмысленно намекают, что последний из могикан  благовещенского видеопроката предлагает вполне актуальные и интересные фильмы. «Голливуд» открылся в далеком 2001 году, начинал с видеокассет, потом перешел на ДВД-диски, разросся до сети, а сейчас, пережив многих разорившихся конкурентов, стал одним из последних видеопрокатов Благовещенска.

То, что бизнес уже не приносит былой прибыли, Яна Свигачева не скрывает.

— Да, действительно, это так, цифры по прибыли, конечно, уже не те. Проходимость падает с каждым годом, все меньше и меньше клиентов. Вы сами понимаете — интернет все перебивает, понятно, что для продвинутой молодежи это более удобно, — разводит руками бизнес-леди. — Конкуренция вся убежала в интернет.

Как и в прежние времена, взяв диск, в залог оставляешь паспорт или деньги. Подавляющее большинство клиентов предпочитает последнее. Хотя многие с удовольствием приходят и просто покупают диски для домашней фильмотеки.

Пытаясь привлечь клиента, в нагрузку к фильмам здесь предлагают и другие товары: продают музыкальные диски, флешки, наушники, «болванки». Дают в прокат   видеоигры, хотя их все-таки чаще покупают, причем дети.

— Также у нас продается побочная продукция для детишек — раскраски с героями мультфильмов, стали пользоваться спросом пазлы, даже посуда для ребятишек есть, ручки. Пока мама выбирает себе диски, ребенок что-то выбирает. Ребятишкам здесь интереснее время проводить, — улыбается Яна Свигачева, оглядывая свой уютный, просторный магазин.

В магазине действуют акции. Например, взял три фильма — четвертый диск сможешь посмотреть бесплатно. В день в среднем в прокат уходят 30—50 фильмов, в выходные и праздники — больше, а иногда  гораздо меньше. День на день не приходится. Особый наплыв был в новогодние каникулы. Так, например, популярного зарубежного сериала «Игра престолов» сейчас в магазине даже нет в наличии: горожане разобрали посмотреть в праздники.

Ставка на постоянного клиента

— С нами остались наши постоянные клиенты, которым, видимо, лень лазить в интернет что-то искать. Есть еще патриоты, есть клиенты, которые все равно с нами и даже покупают фильмы, видимо, в коллекцию, — отмечает предпринимательница. — В филиалах помещения поменьше, и проходимость меньше, но там — свои клиенты, кто ближе живет, кому удобнее туда ходить.

Полки магазина заполнены многочисленными фильмами. Здесь за годы работы скопилось около семи тысяч дисков. Ассортимент и в главной точке, и в филиалах идентичный: новинки поступают одновременно. Месяца через 1,5—2 или три после кинопремьеры новенькие лицензионные ДВД диски уже на полках. Главная ставка сейчас в «Голливуде» — на персональный сервис. Часто клиенты приходят сюда в результате работы «сарафанного радио», по рекомендации знакомых.

Для позитивно настроенного продавца Ивана преимущества просмотра фильма, взятого в прокат, очевидны:

— Вот даже сравните цены с кинотеатром: в среднем сходить на фильм с девушкой стоит порядка тысячи рублей, билеты на двоих, попкорн взять. А тут — 80 рублей всего, на паузу поставил, притормозил, по телефону поговорил, снова смотришь. Тем более сейчас огромное количество 3-Д телевизоров.

Тем временем покупатель Илья лет 25 как раз подбирает себе фильм, попутно рассказывает, что живет рядом и ходит в этот видеопрокат в среднем раз в неделю уже года полтора — нравятся качество обслуживания и ассортимент. В плюсах просмотра фильма в интернете сомневается: говорит, нет уверенности в качестве, да и зачем тратить время, если можно заехать в магазин после работы и взять то, что понравится. Другая клиентка, Ирина, подбирает музыкальный диск в подарок. Ей, рассказывает она, проще фильмы сразу покупать, так как живет далеко. За несколько лет дома уже скопилась коллекция фильмов из «Голливуда».

Blu-ray вместо ДВД

В магазине есть в наличии и Blu-Ray диски, обеспечивающие куда более высокое качество изображения уровня Full HD. «Мы следим за потребностями клиентов и перестраиваемся. Все движется вперед. Когда-то начинали с видеокассет, потом перестроились на ДВД, и вот сейчас — блюрей. У многих уже есть соответствующая аппаратура для их просмотра», — говорит Яна Свигачева.

Видеопрокат как место для отдыха

«Амурская правда» пообщалась с несколькими бывшими продавцами точек видеопроката,  пожелавших остаться анонимными — владельцев, признаемся честно, мы, как ни старались, не нашли. Экс-продавец Олег проработал в таком магазине около семи лет, уволился в прошлом году — зарплата сократилась, хотя раньше была очень даже неплохой. По его мнению, на плаву все еще держатся преимущественно те точки видеопрокатов, которым, как собственникам помещения, не приходится платить за аренду. В свое время, вспоминает Олег, удар по видеопрокату нанесла борьба за лицензионный видеопродукт, не всем бизнесменам оказалось по карману привозить качественные диски. Сейчас держать точку видеопроката крайне невыгодно, отмечает молодой человек.

— Жалко, что прокатники закрываются. Потому что в этих точках ребята работают на совесть. Не на разового клиента, а на постоянного, нацелены на то, чтобы человек приходил снова и снова. В этом отношении мы были всегда своего рода психологами, дарили людям радость, умели подобрать для них то, что они хотят — и чтобы подрожать, и поржать от души, — шутит Олег.

Смогут ли магазины видеопрокатов перестроиться и все-таки выжить — большой вопрос.

— В классическом виде видеопрокатов существовать больше не будет, это понятно. Единственное, что они, на мой взгляд, могут сделать — переквалифицироваться в место для отдыха, — считает благовещенец Андрей, в прошлом  постоянный клиент видеопрокатов. — Это то, что, например, делают библиотеки в Москве. Это уже не только зал, где можно взять книги, это место, где ты можешь потусить. В московских библиотеках делают лаунж-зону, продают кофе в небольшом кафе, есть вай-фай. Человек приходит и отдыхает, а между делом берет почитать книги. Наверно, видеопрокаты могут попробовать организовать что-то подобное, среднее между кинотеатром и домашним просмотром фильма. Но видеопрокатов как таковых больше не будет. Еще пару лет — и видеопрокаты за ненадобностью отомрут окончательно.

Мнение

Сергей Давыдов, председатель Амурского регионального отделения «Опоры России»:

— У нас много предпринимателей, которые лет 15—20 назад начинали заниматься одним, а сегодня их вообще нет, либо они вынуждены были менять бизнес. Предприниматель должен быть мобильным: сегодня не получается, завтра посчитал, послезавтра свернул эту деятельность и начал другую. Я знаю людей, которые занимались видеопрокатами, а сейчас у них — кинотеатры 3Д, 4Д, 5Д. Кто не прочувствовал ситуацию и не движется вперед, вынужден уходить с рынка. Нужно искать, как модернизировать бизнес, как применить инновации.

Интернет-убийца

Убил бизнес в первую очередь интернет, который стал  более доступным. «Когда Ростелеком был монополистом и поставлял интернет весьма низкого качества, с очень маленькой скоростью, мало кто качал фильмы. Многие предпочитали пойти взять фильм в прокате, — говорит еще  один бывший работник такого магазина Семен. — Сейчас развитие интернета, увеличение его скорости и уменьшение платы очень сильно подрывают работу видеопрокатов. Есть такие сервисы в интернете, где можно заплатить за просмотр фильма 10 рублей и посмотреть в любом качестве, которое выберешь самостоятельно — ДВД, блюрей. Даже если смотреть по 2 фильма в день, отдавая по 20 рублей, в месяц это — 600 рублей. В прокате на этом фоне не так-то и дешево».

Цифры

80 рублей стоит прокат фильмов в «Голливуде»

16 объектов видеопроката работало в 2010 году в Благовещенске

13 объектов — в 2011 и 2012 годах

10 — в 2013 году

5 — по данным на 1 января 2014 года