Его тревоги разделяют и другие поставщики продуктов питания области. Причиной волнений стал Федеральный закон № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он в начале года сменил на посту своего предшественника — 94 ФЗ. На прошлый закон жаловались как заказчики, так и участники торгов. После двух лет разработки и обсуждения возможных поправок появился новый документ. Нововведений в нем оказалось более чем достаточно, но смогли ли они удовлетворить всех участников системы госзакупок — выясняла «Деловая среда».

Одна из основных претензий обеих сторон относилась к самой системе проведения торгов. Как известно, приобрести товар или услугу заказчик мог одним из трех способов. Первый вариант — котировки. В этом случае участники приносили бюджетной организации свои заявки с суммой, за которую они готовы взяться за работу, на бумаге.

— Бумажный документооборот снижает прозрачность проведения торгов, здесь человеческий фактор со стороны заказчика играет большую роль, чем при других способах размещения заказов. Это, конечно же, не устраивало исполнителей, — комментирует заместитель начальника управления государственного заказа Амурской области Елена Иванова. — Поэтому 94-й разрешал проводить котировки только на небольшие заказы суммой до 500 тысяч рублей. 44‑й закон существенно изменил эту норму и ограничил применение котировок.

Большинство торгов проходили по второму варианту — электронному аукциону. Здесь повлиять на выбор исполнителя у заказчика нет возможности — выигрывает тот, кто предложит наименьшую цену. Этот факт и вызывал наибольшее недовольство: например, добросовестные компании не могли получить заказ потому, что «халтурщики» слишком сильно снижали стоимость. В итоге добросовестные организации лишались возможности заработать, а «бюджетники» получали головную боль из‑за поставок товара или услуг несоответствующего качества или вообще отказа от исполнения контракта. Поэтому заказчики ждали от нового закона механизмов, которые позволили бы им исключить участие в торгах недобросовестных исполнителей. 

— Некоторые шаги в этом направлении были сделаны уже в 94‑м ФЗ. В конце 2013 года, благодаря поправкам, появилась и возможность одностороннего расторжения договора, — продолжает замначальника управления госзаказа Приамурья. — До этого времени расторгнуть контракт можно было только по решению суда. А эта процедура затягивается, как вы знаете, на долгие месяцы. И до окончательного решения деньги просто «зависали» — объявить новые торги было нельзя.

Поэтому так важно было, чтобы в список участников аукциона в принципе не попадали недобросовестные компании. Наиболее успешно с «отсевом» справлялся третий способ размещения заказов — конкурс.

— Этот вариант позволяет установить дополнительные условия для участников: мы можем прописать требования к компании, например затребовать данные о квалификации сотрудников, опыте работы организации и тому подобное, — говорит Елена Иванова.

Данный способ позволяет отфильтровать сомнительные компании, однако пользоваться им 94‑й ФЗ разрешал далеко не всегда. Например, если предметом заказа становились сложные технические конструкции, научные разработки и тому подобное.

Заказчики надеялись, что 44‑й расширит этот список. Однако закон заменил аукцион конкурсом лишь для поставщиков продуктов и компаний, организующих общественное питание. Остальные популярные лоты остались в аукционном перечне. Правда, ремонтные и строительные работы также уходят на конкурс, если их сумма превышает 150 миллионов. Но это случается редко, говорят в областном управлении госзаказа.

Еда по конкурсу

Казалось бы, «пищевики» должны быть рады такому нововведению. Однако участники торгов полны сомнений в эффективности новой системы.

— По новым правилам нам необходимо собрать около десяти справок из различных организаций, и если половина документов, например, справка из МВД и арбитражного суда имеет длительный срок действия, то справка из налоговой должна быть взята незадолго до подачи документов на аукцион. А ведь только на запрос в контролирующие органы уходит иногда от двух до четырех недель, — комментирует начальник отдела госзаказов «Хладокомбината» Благовещенска Игорь Бондарев. — Мы можем просто не успеть обойти все органы к началу торгов.

Конечно, когда речь идет о миллионных заказах, руководство компании готово потратить время и силы на сбор документов. Однако закупка продуктов питания — не самые дорогие лоты. Поэтому не исключено, что производители просто не станут тратить время и силы на небольшие контракты. В этом случае нишу тут же займут перекупщики, что в итоге отразится и на конечной цене услуги.

— О какой прозрачности можно говорить с этими конкурсами? На электронном аукционе хотя бы видно каждое действие участников, а тут у заказчиков есть все возможности вставлять палки в колеса, — делится другой предприниматель, попросивший не называть его имени. — Например, потребовать дополнительные справки о квалификации сотрудников или о техническом состоянии оборудования. А продукты — вещь субъективная. Не нравится, например, завхозу мой хлеб, привык у другого производителя булки себе покупать. Но раньше аукцион не оставлял ему выбора, а теперь — пожалуйста.

Помимо этого, закон № 44 разделил конкурс на несколько видов: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, а также новый вид торгов — запрос предложений.

Антидемпинг

— Нам справки собрать не сложно. Мы участвуем в конкурсах на ремонт, реконструкцию, строительство объектов — это не мелкие заказы. У компаний нашего уровня другая проблема — рэкет, — делится на условиях анонимности специалист одной из строительных фирм области. — Несколько лет назад, когда аукционы только начали проводить, к нам почти перед каждым конкурсом заявлялись товарищи и прямым текстом говорили: или вы делитесь прибылью, или мы будем скидывать стоимость заказа на аукционе.

Действительно, демпинг на торгах — вторая большая проблема госзакупок.

— У нас были случаи, когда один из участников понижал стоимость выполнения контракта до ноль рублей ноль копеек, — вспоминает Елена Иванова. — Понятно, что выполнять работы такой исполнитель не станет, но поскольку конкурс признан состоявшимся, заказчик вынужден заключить контракт и только после этого требовать его исполнения.

Здесь 44‑й ФЗ явно выигрывает у 94‑го: новые полномочия в отношении недобросовестных поставщиков гораздо шире.

— Сейчас, если участник закупок снижает цену больше чем на 25 процентов, он должен обосновать в письменном виде и подтвердить расчетами, как он собирается выполнить заказ с помощью заявленной суммы. Кроме того, такой исполнитель должен предоставить обеспечение заказа средствами своей фирмы размером в полтора раза больше итоговой суммы контракта, — рассказывают сотрудники управления госзаказа Амурской области. — Снизивший цену и при этом не выполнивший контракт участник попадает в реестр недобросовестных поставщиков. При этом если раньше руководитель такой компании мог создать новую организацию и вновь участвовать в торгах, то теперь в черный список попадает и сам учредитель. По новым правилам заказчик обязан отклонить заявку от участника, если ее руководитель «засветился» в черном списке с другой своей фирмой.

Управляющие и комиссии

Впрочем, далеко не всегда закон виноват в том, что заказчик в итоге получает не соответствующий качеству товар.

— Например, по условиям торгов мы заказываем охлажденное мясо. Этот пункт прописывается в договоре, и цена устанавливается соответствующая. А в организацию же поставщик привозит замороженное мясо, и заказчик его принимает, — делится Елена Иванова. — Такая халатность происходит нечасто, но тем не менее способствует процветанию на рынке недобросовестных поставщиков.

Новый закон предусмотрел ответственность не только для исполнителей, но и для заказчиков. Теперь в каждом учреждении контролировать прием товара или услуги должен специальный человек — контрактный управляющий или группа людей — контрактная служба.

— Эта норма вступит в силу в апреле. Смысл в том, что теперь ответственность за качество и соответствие закупки будет нести определенный сотрудник, — говорит заместитель управления госзаказа Приамурья. — Эта обязанность должна быть прописана в должностной инструкции.

Логика разработчиков нововведения понятна: деньги на закупку организация тратит государственные, поэтому и отношение к исполнению заказа может быть не таким, как если бы товар приобретался за собственный счет. Теперь же за использование бюджетных средств будет нести ответственность конкретный человек. Как правило, контрактными управляющими назначают специалистов с экономическим образованием — бухгалтеров, экономистов или заместителей руководителя.

В начале пути

Однако все эти нововведения пока лишь изучаются обеими сторонами — практики взаимодействия заказчиков и исполнителей по 44‑му ФЗ в области пока нет. Зная о предстоящих нововведениях, абсолютное большинство учреждений поспешили провести торги до начала этого года, в декабре. И сейчас только приступают к закупкам по новой схеме. Поэтому надежды, опасения и недовольства носят пока лишь теоретический характер — реальные плюсы и минусы нового закона станут понятны к концу года, когда новую систему обкатают в деле. Тем не менее поставщики уже начали рассылать запросы с просьбой предоставить нужные справки в МВД и арбитражный суд, а специалисты учреждений проходят курсы повышения квалификации для работы с 44‑м Федеральным законом.

УФАС добавили работы

44‑й закон изменил работу не только заказчиков и исполнителей, но и контролирующих органов. «Объем работы специалистов действительно вырос в несколько раз, — комментируют начальник отдела контроля закупок управления антимонопольной службы по Амурской области Тамара Малыгина. — Раньше в нашу сферу не попадал контроль планирования закупок, теперь же мы должны контролировать, чтобы торги проводились в соответствии с заявленными планами. Также наши специалисты будут отслеживать, чтобы все изменения — сроки, объемы, цены контрактов — отражались в планах».

Кроме того, специалисты прогнозируют и рост жалоб на проведение торгов: если раньше подать соответствующее заявление могли только участники госзаказа и те, кто напрямую заинтересован в его исполнении, то теперь, благодаря общественным слушаниям, это может сделать любой человек.

Законная учеба

Чтобы разобраться с новым законом, бюджетные учреждения отправляют своих сотрудников на специальные лекции. ДальГАУ предложил свои услуги на этом рынке, и его курс оказался весьма востребованным. «Мы начали набирать группы в ноябре прошлого года. Лекции проходили как в Благовещенске, так и на территории области — если собиралась группа, — комментирует руководитель регионального консультационного центра ДальГАУ Елена Старкова. — Курс рассчитан на 120 часов».

Изучить новые правила в сфере госзакупок успели в Благовещенске, Тамбовке, Зее. На очереди — Тында, Новобурейский, Архара. Занятия преподавателей расписаны до апреля, а Благовещенске — до июля, и тем не менее желающих еще хватает.

Поддержка для «малышей»

Позитивных изменений ждали от нового закона и представители малого бизнеса. Зачастую «малыши» не могли принять участие в торгах из-за того, что крупные игроки перебивали цену. При этом, согласно 94-му ФЗ, от 10 до 20 процентов от общей массы госзаказов каждой организации должны были выполнять субъекты малого предпринимательства. 44-й ФЗ изменил процентное соотношение — теперь «малыши» должны выполнять не меньше 15% работ на госзаказах, верхней границы нет.

Какие еще нововведения принес Федеральный закон № 44

— Экспертиза. Теперь заказчик обязан на стадии исполнения контракта привлечь эксперта (собственной организации или со стороны), и его заключение также может стать основанием для одностороннего разрыва договора.

— Планирование. С этого года каждый заказчик должен в начале года представить годовой план закупок. Норма призвана прежде всего облегчить работу поставщиков — теперь они смогут заранее распланировать свою работу с поставщиками или объемы производства. Заказчик имеет право вносить изменения в план, но не позднее чем за 10 дней до начала торгов. Для амурских учреждений это нововведение не должно стать проблемой, уверены в управлении госзаказа Приамурья. Дело в том, что наша область уже несколько лет составляет планы госзакупок на год.

— Общественные обсуждения. Существовали и до вступления в силу 44‑го ФЗ, однако раньше распространялись только на крупные контракты (пример — проектирование благовещенского моста через Зею). После опубликования годового плана закупок любой желающий может изучить этот документ и задать вопросы заказчику. Последний, кстати, обязан дать ответы. Повлиять на исход торгов такие активисты-общественники не могут, зато имеют право обратиться в ФАС с заявлением о нарушении законодательства, если оно было. До этого года право принадлежало только участникам торгов и тем, кто был прямо заинтересован в исполнении контракта.

— Обоснование цены контракта. Раньше не было единой системы расчета, каждый заказчик выставлял стоимость в соответствии с собственными представлениями о предполагаемых тратах. 44‑й ФЗ урегулировал эту норму. Теперь же при расчетах организации должны пользоваться разработанными областью методами — например, метод рыночных цен или затратный метод.

— Штрафы. Сейчас выставляются не на усмотрение заказчика, а в соответствии со специальным нормативным актом. Закон предоставляет специальную формулу расчета, которая зависит прежде всего от цены контракта. По оценкам специалистов, теперь невыполнение контракта будет обходиться исполнителям в несколько раз дороже и даже может стать причиной банкротства недобросовестной компании.

МНЕНИЕ

Евгений Соколовский, глава КФХ «Сев»

— Амурским аграриям новая система торгов предпочтительнее. Хорошо бы проводить конкурс в два этапа, чтобы на первом отсеивали всех перекупщиков и оставляли только местных производителей. Иначе нашему фермеру выиграть конкурс почти нереально! Зачастую заказчик сам предъявляет такие требования, что вынуждает нас уйти с этого рынка. Например, в одном лоте прописывает картофель, морковь, капусту и лимоны, бананы, яблоки. Понятно, что такой контракт выиграет перекупщик. Не так давно одна известная амурская организация, делая закупку,  указала обязательный сорт картофеля — «андриетта поздний красный». Но его в природе просто не существует! Понятно, что честным производителям не удалось получить заказ. А картошку, кстати, заказчик потом получил самую обычную. И подобных случаев немало!

Надеюсь, с новым законом больше значения будет придаваться качеству продукции — тогда местные овощи наконец-то получат преимущества перед китайскими.

ЦИФРЫ

3 тысячи рублей — минимальный штраф для заказчика при нарушении процедуры госзакупок

13 800 рублей — стоимость  двухнедельных курсов повышения квалификации, посвященных 44-му ФЗ, их прошли 343 амурчанина

Самые популярные госзакупки:

1 — ремонтные и строительные работы

2 — лекарства

3 — медоборудование

4 — продукты питания

5 — ГСМ

6 — остальное

Сколько жалоб на госзакупки поступило антимонопольщикам

2006 год — 37  

2007 год  — 119  

2008 год — 109

2009 год  —197

2010 год  —199

2011 год — 207

2012 год  — 200

2013 год — 237

Соотношение обоснованных и необоснованных жалоб в 2013 году

47 % — обоснованные

53 % — необоснованные

Источник: УФАС по Амурской области