Встречают по уборной

На старинном православном кладбище градоначальник увидел заваленную ветками, мусором и обломками железных стел территорию. Кладбище, закрытое в 1972 году, находится в запустении последние 20 лет. Полтора года назад муниципальное предприятие «Ритуальные услуги» взялось за благоустройство погоста, находящегося в центре города на перекрестке улиц Мухина — Октябрьской, однако пока сотрудникам похоронного дела удалось вывезти только часть поваленных после ураганных ветров деревьев.

— Мы поставили себе задачу — благоустройство города. В благоустройство входит все, что находится в городе, в том числе и кладбище. Я специально не поехал на действующие погосты, поскольку ситуация там более или менее нормальная. Мне не надо показывать потемкинские деревни. Мы прекрасно понимаем, что у многих здесь (на Вознесенском кладбище — прим. АП) похоронены родственники. Скоро родительский день, и я хочу послушать сейчас, а не потом: что вы планируете делать, как вы уберете, как в обычный день сюда можно прийти? То есть хочу понять, каким образом человек попадет сюда —  по колено в грязи или все-таки по ухоженным дорожкам, — объяснил причину визита Александр Козлов.

В экскурсии по территории и. о. главы сопровождал директор «Ритуальных услуг» Сергей Гофштейн. Александр Козлов первым же делом попросил показать ему оба входа на кладбище. «У нас как встречают? По входу и по уборной», — начал знакомство с объектом градоначальник. Пробираться по территории визитерам пришлось по грязи и забросанным бытовым мусором пешеходным дорожкам. Мусор оставляют тут в основном непрошеные гости — любители алкоголя и бомжи. В разных местах Вознесенского кладбища можно наткнуться на следы их посиделок.

Оп — и «город мертвых»

— Вот смотрите, чем у нас на кладбищах занимаются, — увидев шприцы и пивные бутылки под ногами, сказал Александр Александрович.

Как оказалось, центрального входа на кладбище не существует. Отсутствуют и обозначения о том, что это за территория. И если со стороны Мухина, где кладбище огорожено забором, есть кованая калитка, то вход со стороны Октябрьской является обыкновенным проездом между гаражами. И. о. главы администрации распорядился решить этот вопрос и установить ворота.

— Выходишь из гаражей, оп! — а тут «город мертвых», — удивился и. о. главы. — Я прекрасно понимаю, что эти расходы не предусмотрены в бюджете предприятия. По деньгам я буду разговаривать с экономистами в кабинете. Здесь я хотел бы решить вопрос хозяйственного отношения к территории.

Следующим замечанием стало отсутствие мусорных контейнеров и туалетов. В оправдание Сергей Гофштейн попытался объяснить, что на старых кладбищах поставить емкости для сбора мусора и туалет будет сложно — на территории не осталось свободного пятачка. Даже под пешеходной дорожкой находятся захоронения, памятники которых были уничтожены вандалами и сборщиками цветных металлов. «Не могу же я выгребную яму для туалета делать на костях», — вопрошал Сергей Борисович.

— Место можно найти, вопрос очень простой. Но только он за собой тянет и другие вопросы. Вот я сказал вам поставить туалет — значит, ГСТК вам выделит две биокабинки. Вы мне начнете рассказывать дальше об их сохранности, мол, здесь исторически собирается определенный контингент, тогда следом встанет вопрос с ограждением, освещением и обходом объекта. Я на вас не буду сейчас наседать. Давайте посмотрим на проблему с житейской стороны. До мая туалет, ворота и благоустройство должны быть. Посмотрите, как это можно реализовать, какие силы нужно привлечь. На примере этого кладбища я ставлю задачу проделать аналогичную работу на кладбищах на 8-м и 17-м километрах Новотроицкого шоссе.

Кладбищенские архивы

Сергей Гофштейн отметил, что кладбище на Мухино посещают около 100—200 человек, которые следят за могилами. Происходит это в основном один раз в году на родительский день. Захоронений же на Вознесенском кладбище в разы больше. Также ежегодно сюда приезжает японская делегация. На погосте покоятся японцы — участники китайского конфликта 1945 года. По словам директора муниципального предприятия, в аналогичном состоянии находится и еще одно из старейших кладбищ города — Молоканское. Но его благоустройством время от времени занимаются соответствующие религиозные объединения. «На сегодняшний день на содержании “Ритуальных услуг” Благовещенска находятся 12 кладбищ. Ежегодно бюджет города выделяет около 22 миллионов рублей предприятию, а необходимо 70», — отметил Сергей Гофштейн.

Убрать мусор и спиленные ветки с кладбища глава «Ритуальных услуг» пообещал до 1 апреля. Региональный координатор проекта «Историческая память» Юрий Кузнецов, присоединившийся к инспекции, попросил помощи в восстановлении могил участников Великой Отечественной войны. Это необходимо сделать к 70-летию Победы над Германией. Активист попросил поднять архивные документы и паспорта на могилы этих людей. Его коллега, руководитель исторического проекта Сергей Орлов, пояснил, что на Вознесенском кладбище было захоронено 17 участников ВОВ, похороненных в 1945 году. Все они оказались уничтожены под складскими постройками. Однако, как оказалось, «Ритуальные услуги» ведут свои архивы начиная с 1991 года. Именно с этого времени начался точный учет. До этого в документах писались размытые описания: «рядом три тополя» или «проходит ЛЭП». С тех пор уже и указателей не осталось.

— Прежнее руководство начало заниматься могилами, но в основном по отдельным годам, 1908 и 1917 годов, обширного документирования не было. Наверняка, какие-то сведения есть в органах управления ЗАГС», — поделился мнением директор предприятия.

Александр Козлов поручил в течение недели предоставить информацию о том, где и в каком состоянии хранятся кладбищенские архивы. «Необходимо навести порядок не только на улице, на газонах и местах посещения, но и документально», — подвел итог визита градоначальник.

Возрастная категория материалов: 18+