• Благовещенские изобретатели Андрей Дорофиенко и Дмитрий Киселев. Фото: Арина Степкина
  • Людмила Живодерова, учитель физики благовещенской школы № 22. Фото: Арина Степкина

Подзарядка на ветру

— Это только пробная модель генератора, у нее лопасти от детской игрушки, а в оригинальной модели они выпаяны вручную из пластиковой бутылки, — ребята выносят из лабораторной комнаты свое изобретение и ставят у открытого окна. — Моторчик для него мы сняли со старого принтера.

Ветреная погода играет на руку молодым ученым, и лопасти начинают раскручиваться. На вид изделие кажется допотопным — к деревянной дощечке прибиты подставка с вертушкой и маленький моторчик с лампочкой. Между собой они соединены проводом. Удивление приходит, когда лопасти начинают вращаться, к работе подключается моторчик, который вырабатывает электричество, и загорается лампочка. Современных детей лампой уже не удивишь. Для наглядности парни пошли дальше — вывели провода и подсоединили к мобильнику. Батарейка на телефоне начала подзаряжаться от ветра. По такому же принципу ребята заряжали 9-вольтный планшет. Скоро школьники планируют испробовать свое устройство на природе. Ночью генератор поможет осветить палатку или молодежные посиделки на улице.

Новинка в курятнике

Прибор, который уже нашел свое применение в повседневной жизни, — автономная лампочка. Здесь друзьям тоже помогла пластиковая бутылка. Пол-литровую емкость наполнили водой и добавили туда немного отбеливателя, чтобы жидкость внутри не мутнела. Когда свет попадает на бутылку, солнечные лучи рассеиваются на приличное расстояние и освещают пространство.

— Такие бутылки я сразу отвез бабушке в деревню, мы поставили в курятнике три штуки, и благодаря им сэкономили много электроэнергии, — похвастался Дмитрий Киселев. — К тому же они, в отличие от электропроводки, абсолютно безопасны — никаких замыканий и задымлений.

В интернете очень много интересных идей, раз другие делают, то и мы сможем.

Ребята признаются, что многие идеи для приборов находят в интернете. Полезных советов во Всемирной паутине сейчас не меньше чем онлайн-игр, смешных видеороликов и пошлых картинок. Просто каждый человек выбирает на электронных просторах то, что его больше интересует.

Подсказка из сна

Но самым перспективным изобретением любители физики считают миниатюрную гидроэлектростанцию. Прибор работает при помощи двух моторчиков и самодельной вертушки.

— Никогда еще не мыли посуду с такой радостью, как сейчас! Как раз дома свет отключили, а мы подсоединили станцию: вода льется, лопасти вращаются, лампочка горит, — радостно поделились ребята.

Работа над этим проектом шла долго и мучительно. Пока Дима в поисках нужных деталей разбирал принтеры и магнитофоны, Андрей без конца спаивал пластиковые части для прибора. «В интернете было сказано, что станция не только вырабатывает энергию, но и накапливает ее, мы не могли понять как. Не спали ночами, пытались добиться такого же эффекта», — уже со смехом вспоминают одноклассники. Разгадка пришла к Андрею во сне. Не откладывая в долгий ящик, ребята вывели провода и подсоединили как нужно. Устройство заработало.

Покоя не дает вода из-под крана, она течет-течет, энергия зря пропадает, надо это использовать!

Сейчас парни дорабатывают готовые приборы и раздумывают над новыми. Следующей зимой они хотят сделать более мощную гидроэлектростанцию с сильным мотором и крепкими лопастями. По задумке, она будет добывать энергию от сильного течения амурских рек на проруби. Банально, но к научным достижениям школьников привели любопытство и амбиции.

— Мы решили: почему не сделать что-то полезное своими руками, — говорят парни. — В интернете очень много интересных идей, раз другие делают, то и мы сможем. Еще нам покоя не дает вода из-под крана, она течет-течет, энергия зря пропадает, надо это использовать!

МНЕНИЕ

Людмила Живодерова, учитель физики с 40-летним стажем:

— Стараюсь приобщать своих учеников к практической физике с 7-го класса. Это приближает их знания к реальной жизни. «Вот она — физика!» — говорю я на своих уроках, чтобы они знали не только правила и формулы из учебников, но и видели их на практике. У нас старая школа, нет многих приборов, которые имеются в других учебных заведениях. Мы пользуемся старенькими задачниками, справочниками, учебниками. Обычно я подкидываю ученикам идею из интернета или книги, они загораются, и мы начинаем работу. Радуюсь, что для некоторых детей наш энтузиазм не проходит даром, они так увлекаются, что выбирают физику своей профессией. В прошлом году моя ученица поступила в Московский институт ядерной физики. Как педагог, горжусь, что сыграла не последнюю роль в ее выборе.

Возрастная категория материалов: 18+