• Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Андрей Оглезнев (архив)

Чиновники не смогут покупать за бюджетные деньги иномарки — такое решение Дмитрий Медведев озвучил кабинету министров на прошлой неделе. По его словам, на приобретение товаров и услуг из федерального бюджета выделяются огромные средства. 

— Поэтому, исходя из общих соображений, лучше, когда они достаются отечественным компаниям, а не иностранным производителям. В том случае, конечно, когда отечественные компании способны конкурировать с иностранными производителями по качеству и ценовому критерию, — цитируют главу правительства федеральные СМИ. 

Большинство экстренных служб Приамурья давно пересели на отечественную технику.

Дмитрий Медведев подчеркнул: документ не означает полного отказа от сотрудничества с иностранными компаниями, а, наоборот, предусматривает развитие производственной кооперации российскими предприятиями, в том числе и в виде локализации производства по целому ряду технических образцов. 

Иными словами, постановление направлено на централизацию производства автотехники в России и привлечение иностранных инвесторов на территорию страны. В общем-то, тенденция не нова, и многие иномарки уже представлены в отечественной сборке. Например, в соседнем с Благовещенском Владивостоке еще в 2013 году с конвейера сошла первая партия внедорожников Toyota Land Cruiser Prado — заказ ушел в Москву. В Приамурье пунктов сборки иномарок пока нет, а вот дилерские автоцентры зарубежных концернов, что называется, в ассортименте — от «корейцев» до «американцев». Одним из крупных амурских дилеров на сегодняшний день является благовещенская компания «Атик-Моторс». Собственно через ее автосалоны совершается большинство покупок автомобилей-«иностранцев» для нужд администраций городов и районов региона.   

— Ажиотажа в связи с постановлением не будет. Тенденция такова, что 99 % автомобилей по конкурсу — российского производства, — комментирует ситуацию генеральный директор автохолдинга «Атик-Моторс» Михаил Гайдук. — Сегодня многие иномарки даже суперпремиум-класса собираются на территории России, так что проблем по госзакупкам транспорта у амурских муниципалитетов не возникнет. Вероятно, некие сложности ждут федеральных чиновников, предпочитающих автомобили представительского класса — некоторые модели того же Mercedes-Benz или BMW премиум-класса, как Bentley и Maybach, производятся исключительно зарубежными концернами на территории европейских стран.

 Как отмечает Михаил Владимирович, не спровоцирует постановление и изменений ценовой политики на авторынке Приамурья, да и в России в целом. Вероятно, из-за смещения приоритетов и снижения поставок иномарок в Россию изменения стоимости авто могут произойти в западных странах.

Постановление направлено на централизацию производства автотехники в России и привлечение иностранных инвесторов на территорию страны.

 О чистоте, здоровье и конкуренции 

Как следует из постановления, «географические» приоритеты касаются не только легковых автомобилей, но и спецтехники. Премьер-министр отметил: постановление вводит запрет на государственные и муниципальные закупки различных видов техники иностранного производства, но речь идет не только об автомобилях чиновников, но и об общественном транспорте, спецтехнике экстренных служб, бюджетных организаций и коммунальщиков. Каким образом будет действовать запрет на иностранную технику для муниципальных предприятий, пока непонятно. 

Так, у благовещенского муниципального перевозчика Автоколонна 1275 в парке есть корейские автобусы, а в автопарке городского «Дорожно-эксплуатационного управления» работают китайские подметальные машины. 

Во времена СССР уборочную технику закупали в Киеве. Где ее брать теперь в пределах России — вопрос. Так же не ясно, каким образом амурчане и гости Приамурья будут выбираться из самолета, приземлившегося в аэропорту столицы региона, если импортные автотрапы станут вне закона. Да и что делать с имеющимися? Как отмечают на предприятиях, разъяснений документа еще не последовало.

 Не известен пока механизм действия постановления и для государственных учреждений здравоохранения, также приобретающих оборудование на конкурсной основе с помощью госзакупок. В недалеком будущем шлагбаум на зарубежную технику будет установлен и для них. 

У коммунальных служб Благовещенска основу автопарка пока составляют «иностранцы».

— Ознакомительные рекомендации к нам уже поступили, но вопросы еще остаются. Есть медицинское оборудование, которое в России попросту не выпускается, — поясняет главврач Амурской областной клинической больницы Алексей Пак. — Например, компьютерный томограф 64-срезовый российский есть, а от 128 и выше можно купить только у иностранного производителя. Сейчас мы закупили отечественный рентгеноаппарат «Электрон», нареканий нет, техника современного поколения. А вот рентген для исследований кровеносных и лимфатических сосудов — ангиограф — приобрели немецкой марки Siemens. Купили бы российский, но в нашей стране на сегодняшний день аналогов ему нет. Будем надеяться, что постановление даст толчок к развитию высокотехнологичной медтехники на территории России. 

Впрочем, на совещании кабинета министров Дмитрий Медведев отметил, что, несмотря на улучшение ситуации на данном рынке, не стоит полностью отказываться от медтехники иностранных производителей до тех пор, пока российская продукция не сможет с ней конкурировать.

 — Наша медицинская промышленность встала на ноги. По сравнению с тем, что мы имели лет 10—15 назад, это, конечно, небо и земля. Огромное количество современной аппаратуры производится в России, но это не значит, что в этом случае нужно отказываться от чего-то, чего в нашей стране нет. Это очень тонкая грань, здесь нужно внимательно поработать, — подчеркнул вице-премьер.