Огромный факел у буровой № 321-81 мы заметили еще на подлете к участку. Наш вертолет-трудяга Ми-8 после часового перелета из Ленска аккуратно сел на деревянный настил, с которого группа журналистов со всей России шагнула в красную глину. Обувь сразу облепила грязь, но легкой прогулки никто не обещал.
На буровой сегодня работают около 40 человек. Сразу бросаются в глаза строгий порядок и дисциплина. Выстроенные в ряд жилые вагончики соединены с производственной зоной деревянными тротуарами. Перемещаться по буровой без спецодежды категорически запрещено. С интересом облачаемся в газпромовские бушлаты и каски. При приближении к факелу выясняется, что струя вырывается из трубы с таким шумом, что не слышно собственного голоса. Однако этот рев не пугает медведей, поэтому выходить за пределы площадки журналистам строго запретили.
В день нашего приезда основное оборудование вахтовики уже готовили к консервации. И лишь инженеры проводили свои измерения. «Приток газа был получен 6 дней назад. Еще дней через пять мы завершим испытание и перекроем струю, потушив факел. На этом работу на буровой № 321-81 на данном этапе можно считать законченной», — объясняют нам буровики.
Вырывающийся из трубы мощный огонь переливался цветами. Газ вырывается под давлением 100 атмосфер. До поверхности за секунды он проходит почти 2 километра — глубину пробуренной скважины!
Начальник отдела по испытанию и освоению скважин управления по организации ГРР по Восточной Сибири ООО «Газпром геологоразведка» Сергей Лодин на буровых не одно десятилетие. Сейчас его задаче не позавидуешь — за час-полтора попытаться объяснить нам, чему его учили пять лет в институте и все годы на производстве. Журналисты, как дети: что, зачем да почему. С удовлетворением узнаем, что факел полностью управляем и никаких неприятных сюрпризов подземная газовая струя людям не несет. Огонь бьется в сотне метров от буровой — это технологическое требование. «То, что показывают в кино, как газ или нефть взрываются на буровой, на самом деле не удача, а страшная катастрофа. Так быть не должно. По специальным отводам газ выходит из скважины и сжигается. Так было и на этой скважине, и на всех других, где мне удалось поработать», — рассказывает Сергей Лодин. По его словам, на данном этапе появление газа для буровиков безусловно приятный, но вполне прогнозируемый результат. Так что шампанское при зажжении факела российские буровики уже давно не открывают.
40
скважин уже пробурили на уникальном Чаяндинском нефтегазоконденсатном месторождении. 100 атмосфер — под таким давлением вырывается газ из трубы
Имея возможность сравнивать с другими регионами, Сергей Лодин утверждает, что особых трудностей газовики в Якутии не испытывают. Проблемы, конечно, создает удаленность от дорог и населенных пунктов (наша скважина находилась примерно в 160 километрах от Ленска, что на юго-западе Якутии). Однако похожая ситуация по всей Сибири. Исходя из таких условий, геологи давно определили: летом нужно бурить, а зимой перевозить оборудование. Так будет и с этой буровой, которую, как только мороз скует якутские реки и мари, повезут на новое место.
Лицензию на уникальное Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение Газпром получил в 2008 году. Тогда же сделали проект геолого-разведочных работ, согласно которому здесь уже пробурили более 40 скважин, девять из которых — в текущем году. На момент написания статьи еще на двух скважинах, кроме 81‑й, шли испытания. В целом работы идут полностью по графику. На предыдущей стадии изучения геологи составили объемную модель Чаяндинского месторождения, но именно бурение позволит точно определить размеры газоносной площади и уточнить ее запасы.
Специалисты с интересом изучают состав якутского газа и прочат ему большую востребованность.
Из справки Газпрома
Газ Чаяндинского месторождения имеет сложный компонентный состав, в том числе содержит значительные объемы стратегического ресурса для высокотехнологичной промышленности — гелия. На Чаянде впервые в России в промышленном масштабе будет использована технология мембранного извлечения гелия из природного газа непосредственно на промысле. Она позволит направлять в газопровод то количество гелия, которое будет востребовано рынком.
Открытое еще в конце 80‑х, Чаяндинское месторождение благодаря своим огромным запасам должно сыграть ключевую роль в масштабной газификации Дальнего Востока. Проектная добыча газа здесь составляет 25 миллиардов кубометров в год, что больше потребления любого российского региона. Часть голубого топлива Чаянды попадет и в Китай. Именно с Чаянды начнется газопровод «Сила Сибири», первый участок которого протяженностью более 2200 километров к концу 2018‑го протянут до Благовещенска. В это же время заработает и Амурский газоперерабатывающий завод в районе Свободного, где из чаяндинских углеводородов будут выделять особо ценные этан и гелий. Затем от Ковыктинского месторождения Иркутской области до Чаянды построят 800‑километровый трубопровод, и далее — 1000 км от Свободного до Хабаровска, соединив таким образом «Силу Сибири» с действующей газотранспортной системой «Сахалин — Хабаровск — Владивосток».
Вахтовики на Чаянде приезжие. Подрядчики объясняют это тем, что коллективы сложились давно и вводить в них на год-два новых людей вряд ли целесообразно — тайга экспериментов не любит. Однако Газпром ищет пути взаимодействия с местным населением. Так, здесь действует договор о партнерстве между администрацией Ленского района и «Газпром геологоразведкой», по которому уже направлено порядка 7 миллионов на помощь ветеранам, ремонт детского сада и строительство церкви в Пеледуе. В этом году аналогичные договоры заключены с администрациями Мирнинского и Кобяйского районов Якутии.
…Почти выполнив свою задачу, скважина сиротливо грелась в последних лучах осеннего якутского солнца. Через некоторое время с соблюдением всех необходимых требований она будет законсервирована.
Через четыре года на смену геологоразведке на Чаяндинское НГКМ придет добыча.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии