О бойне на Украине и Януковиче

Тема Украины стала одной из ключевых на пресс-конференции — ей был посвящен большой блок вопросов и не один монолог президента. Расставляя точки над «i», Лукашенко отметил, что «всегда находил общий язык с любыми политиками, которые были у власти в Украине... Не только с Кучмой и Януковичем, но и с Ющенко, Тимошенко, с Турчиновым, с Петром Порошенко...» Так происходит и сейчас. Он признает: «То, что произошло на майдане и после — это был антиконституционный государственный переворот».

— Кто виноват? Президент Украины господин Янукович — только он. Да, он заявлял, что ни одна человеческая жизнь, капля крови не стоит какой-то власти. Ну а сколько сейчас жизней потеряли? Тысячи? Никто не знает сколько… При Януковиче была создана такая система управления страной, такая система поборов, взяток, коррупции, которая была просто нестерпима для народа. Потеряна была управляемость, политики начали драться друг с другом. И получилось так, что Виктор Федорович со своими соратниками финансировал (кто бы мог подумать) «Правый сектор». Он создал силу, которая его потом и уничтожила, — констатировал опытный политик.

По словам главы Беларуси, у него был свой ​​план урегулирования конфликта на Донбассе: «Я голову давал, что мы стабилизируем ситуацию… Но мой план принят не был, значит, эта бойня кому-то нужна…»

На Западе никогда Лукашенко не любили и не полюбят. Я прямолинейный человек. Я хочу показать, что политику можно делать чистыми руками. К сожалению, это никому не нужно…

О ценах на белорусские товары и демпинге

Еще на Белорусском вокзале в Москве обратила внимание на высокий ценник мясной продукции из Беларуси. О подорожании белорусских продуктов на российских прилавках шла речь и на пресс-конференции.

Цены на наши товары выросли примерно на 5—7 процентов, а у вас на отдельные продукты в два раза подскочила цена. Мы ведь поставляем продукцию не в сети, а в основном вашим оптовикам, поэтому ищите причины подорожания у себя, — посоветовал Александр Лукашенко. — Скажу откровенно: причина одна — в вашей безалаберности и бесконтрольности. Раз ты частник, рынок — не трогай, что хотим, то и воротим… В Беларуси этого нет. У нас госторговля процентов 25—30 занимает… Я лично был инициатором того, чтобы государственная торговля осталась.

Белорусский лидер признался, что устал уже от упреков по поводу того, что Беларусь демпингует ценами на молочную продукцию и технику.

— Почему против нас воюют ваши молочники, мясопереработчики? Потому что сами конкурировать не могут. Вам далеко до нашей продукции лишь только по одной причине: когда Союз развалился, вы перешли на ТУ, то есть понизили уровень, критерии требовательности к продуктам питания, а мы сохранили госстандарт... Было трудно выживать, но мы перетерпели тот период и выиграли.

Убеждая журналистов в своей правоте, Александр Григорьевич привел конкретный пример по Кемеровской области, где были недовольны тем, что белорусы поставляют в регион технику по низким ценам. Что он ответил губернатору Аману Тулееву?

— Я говорю, Аман, по каким ценам ты хочешь продать продукцию МТЗ? Завтра на огромную площадь перед твоим исполкомом я привезу трактора по демпинговым ценам. А ты перепродай их в два раза дороже и забери деньги себе. Мы вам, дорогие братья-россияне, продали по ценам низким, а вы своему народу продайте в два раза дороже. А нас устраивает эта цена. 

О борьбе с коррупцией

Постоянно подчеркивая заинтересованность в сотрудничестве с Россией, глава братского государства выразил недовольство качеством нашего оборудования, которое Беларусь в разное время закупала для своих предприятий.

5

часов с лишним длилось общение в формате живого диалога с презедентом Беларуси Александром Лукашенко

— В России уже качество не то…. Вот что значит приватизация и брошенные предприятия. Сейчас хотят что-то произвести, производят — и беда. С российским оборудованием беда, — констатировал Лукашенко, по словам которого на некоторых предприятиях Беларуси произошло снижение качественного уровня производства из-за «провала с модернизацией в соседней стране».

— Купили в России турбину для модернизации Березовской ГРЭС, мучились год, запустить не могли. Посадили 10 человек в тюрьму, неизвестно, сколько еще сядет. Как связались — развязаться не можем…

Как подчеркнул глава РБ, он внутренне не переносит «воров, грабителей и прочих, а если еще за это платят — труба». В его стране даже для высокопоставленных чиновников нет поблажек: мгновенная реакция на коррупционные действия — уголовное наказание. Сейчас в Беларуси вносят дополнения в закон о коррупции. По настоянию президента поправки публикуют в газете и обсуждают всенародно.

— Знаете, почему я обратился к народу? — пояснил Лукашенко, — законы ведь готовят чиновники, а по нашим исследованиям они занимают второе место в коррупционных проявлениях. Поэтому хотелось бы услышать людей... Народ на несправедливость очень резко реагирует. Я это хорошо усвоил. 

«Мы не нахлебники»

Вот что хочу сказать россиянам, — обратился Батька к журналистам. — У вас там расхожая фраза: белорусы «поддаивают» Россию, за счет России живут... Мы если что-то одалживаем, то вы не думайте, что за это мы не оказываем услуги России, начиная от геополитического положения, особенно сейчас, когда мы для России — последнее окно в Европу… Украине вы в свое время платили миллиарды за Севастополь — у нас это практически бесплатно. Если иностранцы платят за проезд по нашим дорогам, то с россиян мы денег не берем. Поэтому не думайте, что мы нахлебники…

Отвергнув и несправедливые обвинения в том, что Беларусь санкционирует реэкспорт европейских продуктов в Россию в обход продовольственного эмбарго, Лукашенко подчеркнул, что «сейчас не время «щипать» друг друга по мелочам, вспоминать старые обиды и вносить нервозность в отношения под надуманным предлогом».

— Вы прекрасно видите, что происходит на планете. В это непростое время, я уверен, белорусам и россиянам нужно быть вместе. Перед лицом новых угроз мы должны быть сплоченными как никогда, не стесняться отстаивать свои интересы сообща — как экономические, так и политические, — подчеркнул белорусский лидер. — Да, у нас есть собственная точка зрения. Иногда, может быть, отличная от России. Мы об этом говорим. Но мы — стратегические партнеры, мы просто братья, и мы будем свято соблюдать наши договоренности… Если случится так, что нам надо встать спиной к спине с россиянами или мне с Путиным — мы это сделаем. В стороне не отсидимся. Танки на Москву мы никогда не пропустим.

Когда-то меня упрекали, что у меня на Западе 12 миллиардов долларов… Это пошло с Америки, Буш-младший где-то брякнул. Я публично заявил: найдете — заберите все себе. Уже лет 10 прошло — никто ничего не забрал и не нашел.

ВОПРОС-ОТВЕТ

О главной своей ошибке

 Александр Григорьевич, приходилось ли за годы вашего президентства принимать решение, о котором потом пожалели? — «Амурская правда».

— Я очень сожалею о том, что вывел ядерное оружие из Беларуси. Мы ведь это сделали абсолютно бесплатно. 1994 год... В Будапеште конференция… Клинтон с Ельциным поделили ядерное оружие и предписали всем его вывести туда, куда предписано. Наши «свядомые», как мы их называем, националисты, которые были у власти, готовы были что угодно сделать, чтобы понравиться американцам. Я уже де-факто выполнял обязательства… Наше ядерное оружие, самое современное, те «Тополя», которые вы видите сегодня в России, было выведено на территорию РФ. Да, я должен был следовать договоренностям, но, думаю, в той неразберихе никто бы на меня чрезмерно не надавил. Кучма говорил мне: «Что ты цепляешься за это оружие, мы его обслуживать не сможем». Сейчас, с высоты прожитых лет, понимаю: все бы мы обслужили, все было бы нормально, и нами бы никто не помыкал так, как сейчас. 

Возрастная категория материалов: 18+