• Илья Иванович Клинков
  • Федор Сергеевич Кузьмин

«БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ ПРИНЯЛ В РАЙОНЕ ПРОХОРОВКИ»

— Мой дедушка Илья Иванович Клинков был призван из Благовещенска в действующую армию в августе 1942 года и сразу направлен в хабаровскую учебную часть. По его рассказам, у всех прибывших новобранцев сразу проверяли слух. Если слух был хорошим, то его направляли на обучение радистскому делу. После этих курсов боевое крещение радист Клинков принял в июле 1943 года в ходе Курской битвы в районе Прохоровки. Затем Илья Иванович участвовал в сражениях по освобождению Белгорода, Харькова, Полтавы, Кременчуга, Кировограда; Польши, Чехословакии, Румынии, а добивал врага уже в самой Германии. К счастью, за всю войну он не получил серьезных ранений, однажды лишь у него была контузия от разорвавшегося вблизи вражеского снаряда и два раза лежал в госпитале — когда вывихнул ногу и когда лечился от малярии в Румынии.

Когда в 1945 году наши войска уже вошли в Германию, продвижение войск было так стремительно, что тыловые части, обозы с обмундированием просто не успевали за боевыми порядками. Со смехом он рассказывал, что в апреле в Германии было уже по-летнему жарко, а солдатам приходилось воевать в зимних ватных штанах и полушубках. Полушубки они просто сбросили. В ватных штанах пришлось прорезать дыры и выщипать всю вату, чтобы хоть как-то двигаться. Выглядели освободители в выщипанных ватных штанах очень экзотично.

В штурме дед не участвовал, его часть бросили в апреле 1945 года на освобождение Чехословакии, где только к 12 мая было сломлено сопротивление гитлеровцев. После войны Илья Иванович вернулся в родной Благовещенск. Здесь он работал главным бухгалтером благовещенского Горпромторга. Я вырос на фронтовых рассказах деда, часто просил его рассказать что-нибудь о его службе. Два года назад он ушел от нас, однако оставил добрую память о себе и своем славном фронтовом пути.

Павел Жирнов, житель города Благовещенска

***

«О ВОЙНЕ В НАШЕЙ СЕМЬЕ СТАРАЛИСЬ НЕ ВСПОМИНАТЬ»

— Мой отец Федор Сергеевич Кузьмин, участник Великой Отечественной войны, умер 3 сентября 2013 года. За 3 месяца до смерти он сказал, что никого страшнее украинских националистов он на войне не видел. Сейчас я часто вспоминаю слова отца, глядя, как разворачиваются события в Украине, как расцветает фашизм. Война для моего отца была большим испытанием. В августе 1942 года на Дону, защищая дорогу к подступам Сталинграда, он попал в плен, получив ранение в ногу и контузию. Первый концлагерь был прямо в лесу под открытым небом, его охраняли немцы и украинские полицаи. Через два месяца колонну военнопленных погнали на станцию Славутич и погрузили в вагоны. Каждого, кто не мог удержаться на ногах и падал, расстреливали. В товарный вагон погрузили около 80 человек и мешок горелых семечек.

Через пять дней состав прибыл к Варшавской крепости. Всем приказали выходить из вагона. Тех, кто стоял на ногах, раздели догола и, подогнав пожарные машины, стали «мыть» холодной водой из шлангов. Затем их переправили в концлагерь в городе Эссен. Там, кроме русских пленных, были французы, англичане. Всем, кроме русских, полагалась медпомощь и нормальное питание. Французы забавлялись: бросали через проволоку шоколад и хохотали, глядя, как истощенные, измученные русские набрасывались на него. Во всех концлагерях русских кормили баландой из брюквы раз в день. Трупы выносили из казарм каждый день, грузили на вагонетки и отправляли в печи.

Иногда приезжали какие-то люди, отбирали пленных для медицинских экспериментов или для работы на немцев. Так отец попал в ремонтные мастерские, где 14 пленных ремонтировали военную технику. Потом были Нимбурк, Гамбург, Ганновер. Условий для жилья никаких, работа с утра до вечера, а кормили по-прежнему раз в день. И жестоко били за все. Весной 45-го года с запада подошли американцы. Немцы закрыли пленных без воды и еды, а сами убежали. Через 3 дня американцы освободили русских. В плену отец был 2,5 года. После освобождения предложили плыть в Америку. Но отец решил: «Хочу домой. Я так давно не видел маму и свою деревню Михайловку в Амурской области. Будь что будет!» Пошел на советский сборпункт.

До войны отец только начал работать на комбайне, был сильным и здоровым парнем. На одном плече носил центнер зерна. А когда привезли в Берлин, весил всего 38 килограммов. В Берлине хорошо кормили, оказали медпомощь. Здесь же прошел проверку КГБ. Чуть позже он служил в Берлине в роте охраны аэродрома.

Много лет о войне в нашей семье старались не вспоминать. Хотя она сама напоминала о себе. Вернувшись домой, отец сразу пошел работать комбайнером. Работал очень хорошо, был занесен на районную Доску почета. До конца своих дней очень гордился своим богатством: у него было 4 детей, 11 внуков и 16 правнуков.

Галина Герман, учитель села Новгородка Свободненского района

Пишите нам: г. Благовещенск, ул. Калинина, 126, рубрика «Следы войны», [email protected], тел для справок (4162)35-30-19.

Письма принимаем до 5 мая 2015 года.