Дружеский визит

Это ответный дружеский визит китайской делегации. Месяц назад группа амурских велосипедистов проехалась по сопредельной территории от Хэйхэ до Удаляньчи, побывала в местах, где проходили масштабные военные сражения Второй мировой войны.  По словам россиян, китайская сторона их очень тепло встречала, а потому и они должны были не ударить в грязь лицом. «Нам бы очень хотелось привлечь наших ближайших соседей и развивать международный велотуризм, — рассказала о планах руководитель велотуристического клуба «Два колеса» Оксана Андрющенко. — Тем более нам есть что им показать здесь. В провинции Хэйлунцзян шикарные трассы, развитая дорожная инфраструктура: гостиницы, магазины, кафе. Но не это так важно для китайских велосипедистов. Им нужны наша природа, наши просторы: озера, болота, реки. В КНР запрещено разводить костер в лесу, запрещен путь и к  большинству озер и водоемов. Они, даже если и отправляются в длительные велопробеги, едут налегке и останавливаются на ночлег в гостиницах. Поэтому были шокированы, когда узнали, что мы можем ночевать под открытым небом. За такими простыми радостями они и хотят ездить в Россию».

Ивановский район был выбран не случайно. Он близко о таможни, есть краеведческий музей, местная реликвия — озеро лотосов и главное — база аэрограда «Приамурье» в селе Черемхово. Она с оборудованной площадкой для палаток, кухней, беседками, местом для костра и святая святых для каждого туриста — русской баней. Которая и усталость после трудного походного дня снимет, и здоровье поправит.

Победа одна на двоих

Китайская делегация прибыла в Благовещенск 2 сентября, в день 70-летия окончания Второй мировой войны.

— Для нас это знаменательный праздник, и мы его отмечаем, — сказал единственный владеющий русским языком велотурист, взявший имя Юра. — В Китае он считается Днем Победы над японскими захватчиками. В этот день принято устаивать народные гулянья и чтить память погибших солдат. Нам приятно, что этот день мы проведем на территории дружественного народа-победителя. Когда появилась возможность приехать в Благовещенск, мы с удовольствием за нее ухватились. Наша делегация — это не только жители Хэйхэ. Есть велосипедисты из Харбина и других городов провинции Хэйлунцзян. Многие впервые в России.

О том, что для китайских велотуристов визит в Приамурье, да еще в такой день — настоящий праздник, видно уже было на таможне. Гости пересекли границу с радостными лицами, несли плакаты с надписями, говорящими  о 70-летии Победы над фашистами. Потомки тех солдат-защитников КНР сами готовились здесь побеждать — преодолевать все трудности велопутешествия. Сами серьезно экипированы, велосипеды оснащены всем необходимым для длительной пробежки. В состав велоделегации  вошли четыре дамы. К слову, о возрасте гостей. Все они люди за сорок и выше. В КНР любимому хобби посвящают жизнь только при выходе на пенсию. Велотуризм в Поднебесной довольно дорогое удовольствие, поэтому и занимаются им обеспеченные люди. Среди амурских велосипедистов — молодые люди до 30.

— Когда мы путешествовали от Хэйхэ до Удаляньчи, у сопровождавших нас китайцев были шоссейные велосипеды. На наших дорогах на такой технике далеко не уедешь, —   рассказал велотурист Сергей Мороз. — Сейчас эти люди приехали на высокопроходимых горных велосипедах. У одного туриста двухколесное средство оснащено супершинами. Мне понравилось, что китайцы дома свои велики не хранят. Да, на улице могут так же, как и у нас, украсть хороший, дорогой велосипед. Но в Хэйхэ развита сеть велоклубов, куда китайцы отдают на хранение свою технику и при необходимости для путешествий берут велосипеды напрокат.

Отведав по русскому обычаю пирог и попив с дороги чайку, делегация из Поднебесной покатилась побеждать наши просторы. Навстречу приключениям.

Преодоление пути

Несмотря на неизведанный маршрут, гости сразу же задали хороший темп. Ехали очень организованно, подавали общепринятые знаки рукой при остановках и поворотах. Самый сложный этап — мост через реку Зею, за который так переживали организаторы — преодолели без проблем. Иногда даже умудрялись по ходу фотографировать местные пейзажи. Наших соседей удивляло, как реагируют на участников пробега местные автолюбители. Проезжающие машины истошно сигналили, водители открывали окна, выглядывали и радостно кричали. У них отношение к велосипедисту ровное, не вызывает фурор со стороны. Более того, китайские автовладельцы зачастую уступают дорогу велосипедисту, не стараются его прижать к обочине. Они — равнозначные участники движения. Опять же, в их государстве путь облегчают и велодорожки.

Как рассказал председатель велотуризма Хэйхэ Чан Вэй, год назад он проехал по КНР три тысячи километров, побывал во Внутренней Монголии, центральной части государства. После России собирается поехать на юг Китая. Тем не менее ему очень интересна Россия, он давно мечтал сюда попасть и прокатиться с ветерком. Впервые в Благовещенске Чан Вэй побывал в 1993 году. Теперь же строит далеко идущие планы — хочет приехать в область на длительный срок и пригласить в Россию не только жителей провинции Хэйлунцзян, но и южных китайцев. А потому предводитель делегации из Поднебесной интересуется, за какое время можно проехать  регион. И считает нынешний велопробег пробным.

До Ивановки домчали за три часа, хотя ситуацию осложнял сильный встречный ветер и ремонт некоторых участков дороги. В Ивановке гости с удовольствием посетили районный краеведческий музей, попозировали на боевой технике, побывали на озере лотосов. Одна из женщин-гостей в Ивановке пересела в сопровождающую машину — не смогла двигаться дальше                                                             

— У китайских велосипедистов разный уровень подготовки. Есть очень сильные туристы, дамы — послабее, отметил Дмитрий Мамонтов, один из участников совместного пробега. — Китайцы хорошо двигаются по шоссе. Это их конек, тут они впереди всех. Ну а на грунтовке мы сильнее. У них даже неасфальтированные дороги сельхозназначения в лучшем состоянии. Соседи по таким дорогам, как у нас, едут неуверенно, осторожно, особо не гонят. Тем не менее у них на трассе такая же взаимовыручка, как и у нас. На сложных участках они помогали своим дамам ехать.

Особенности национального туризма

Грунтовая, ухабистая дорога до Черемхова добавила экстрима. На туристическую базу гости приехали усталые, но счастливые. Быстро и слаженно разбили палаточный лагерь и уселись за столом. Амурчане угощали их настоящим русским борщом. В программе вечера были и костер, и парная. 

Не зря «Амурская правда» целый год вычисляла индекс борща, собирала разные рецепты и способы приготовления этого блюда. Гостям борщ сварили на настоящей русской печке.

— А где водка? — заволновались китайцы. — Мы не будем есть борщ без водки.

Соседям объяснили, что амурские велотуристы пропагандируют здоровый образ жизни. Тем не менее гости снарядили своих гонцов в местный магазин. Огромный бачок борща уплели за обе щеки.

— Очень вкусный борщ, — поделился после сопровождающий китайскую делегацию высокопоставленный чиновник их мэрии Хэйхэ Ко-Юн Ли. — Я не раз пробовал его в России, но ваше блюдо превзошло все ожидание. У вас вообще очень вкусные продукты: сметана, майонез, молоко, сыр, печенье. Понравился и ваш компот из сухофруктов. Мы такой у себя не варим, но, как вернемся, попробуем приготовить. Очень довольны приемом и встречей. У вас красивая природа, замечательные, гостеприимные люди. Уверен, такие велопробеги по обеим сторонам Амура станут хорошей традицией.

Далее китайских друзей позвали в баню. Сначала они не проявили к ней особого интереса. Зашли, умылись, наскоро ополоснулись. Затем с интересом наблюдали, как парятся русские, как хлещут себя вениками и выбегают на улицу. Самые смелые потихоньку присоединились. После баньки все вместе грелись у костра, общались, пели песни. «Мы не знаем китайского языка, они не знают русского, однако понимаем друг друга, — расказали члены турклуба «Два колеса». — И по жестам и по интонации. Велосипедный язык международный, да и интересы у нас общие».

Русские горки

Утром китайские велосипедисты пожаловались, что ночью немного замерзли. Причем заметили те, кто в баню не ходил. Русские же на холод не жаловались. Позавтракав молочной рисовой кашей, оперативно сложили лагерь и двинулись в путь. Начинался самый трудный и самый живописный участок — полное бездорожье с подъемами и спусками. Путь пролегал между соевых полей. Тут вязли в песке шины, проваливались колеса в болотистую местность. Приобретенные за день до этого навыки езды по грунтовке очень даже пригодились. Китайцы уже увереннее держались в седле, не отставали и дамы.

Особый восторг вызывали не только горки, но и бесхозно блуждающие по полям коровы. «У вас ездить опаснее, чем у нас, но мы хотим именно такой экстрим, — уверены  граждане КНР. — А ведь вначале похода очень боялись. Безусловно, за два дня мы повысили свой уровень и хотим приехать еще».

— Да, они молодцы, стойкие ребята, — похвалили гостей амурчане. — У китайцев есть чему поучиться. У них есть чувство локтя, коллективизма.  Они более организованны, послушны, без всяких оговорок подчиняются своим командирам. А это очень важно в походах. Мы же немного разобщенные, индивидуальные, каждый сам за себя. Совместные пробеги — это не только интересно, это еще и хорошая велошкола, приобретенный опыт и, конечно, новые друзья, новые дороги и новые возможности.