Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

Качество — превыше всего

Если составить рейтинг популярности тем для жалоб в прокуратуру на управляющие компании, то вопросы, связанные с качеством предоставляемых услуг, занимают первое место. Поломки, аварии, замена оборудования в домах, холодные батареи и холодная вода, а также текущие трубы в подвале, которые никто не хочет латать, и переполненные мусорные контейнеры, которые никто не хочет вывозить,  — поводов для того, чтобы подключить к работе с коммунальщиками надзорные органы, у амурчан предостаточно.

— Одним из ярких примеров этого года можно назвать случай в Магдагачинском районе, когда управляющая компания в течение долгого времени не вывозила отходы и не откачивала септик в одном из находящихся у нее на обслуживании домов, — рассказывает Анна Малева. —  Прокурор, который проводил проверку по этому обращению, выявил нарушения закона и обратился в суд, чтобы понудить коммунальщиков выполнить свои обязательства перед жильцами. С подобными ситуациями мы сталкиваемся регулярно, однако большая часть жалоб на качество все-таки приходится на менее тяжкие нарушения, которые управляющие компании устраняют добровольно и в короткие сроки.

«Пересчитайте наш тариф!»

Жалобы, связанные с расчетами платы за содержание жилья, — вторые в рейтинге. И здесь, по словам работников прокуратуры, нарушений встречается действительно много.

500

нарушений жилищного законодательства выявлено органами прокуратуры за 8 месяцев 2015 года в Приамурье

—  Нами неоднократно выявлялись нарушения, когда  управляющие организации в одностороннем порядке повышали плату за содержание жилья, — поясняет Анна Вениаминовна. — В соответствии с нормами жилищного законодательства эта плата повышается по решению общего собрания собственников жилья. УК предлагает изменить ее величину, показывает расчеты, а общее собрание их утверждает. Только пройдя эту процедуру, сумму в квитанциях можно повысить законным путем. Ряд случаев, когда этот порядок не соблюдался, и она была повышена в одностороннем порядке, выявлен в Благовещенске, Зее и некоторых других территориях. Прокуроры приняли соответствующие меры. В итоге за 2014-й  и первую половину 2015 года гражданам был сделан перерасчет более чем на 2 миллиона рублей.

Капремонт с разъяснениями

Массу недопонимания и, как следствие, жалоб в прокуратуру вызвал новый федеральный закон о капитальном ремонте. Многие амурчане требовали дать разъяснения, на основании чего им придется платить новый взнос. Почти год в прокуратуру по этому вопросу ежедневно поступали десятки жалоб.

130

должностных лиц, нарушивших законодательство в сфере ЖКХ, привлечено к дисциплинарной ответственности

—  Когда было принято решение об уплате взноса на капремонт, часть граждан полностью отрицала необходимость этого платежа и нас завалили жалобами, — делится подробностями Анна Малева. — Мы вместе с органами местного самоуправления и фондом капитального ремонта области проводили обширную разъяснительную работу по этому вопросу.  В конце концов нам удалось объяснить людям, что это требование федерального законодательства, в Жилищном кодексе оно закреплено, и плата за капремонт законна. К середине лета наплыв жалоб прекратился.

В борьбе за ОДН

«Почему я так много плачу за общедомовые нужды?» — еще один вопрос, который часто задают амурчане. Разбираясь с проблемой, прокуроры довольно часто находят нарушения со стороны управляек.

47

нарушителям Жилищного кодекса пришлось заплатить штраф

— К нам обращается очень много пенсионеров. Они, как правило, экономят ресурсы, а когда приходит квитанция, выясняется, что у себя в квартире они должны меньше заплатить за электроэнергию, чем за электричество, израсходованное на ОДН. Здесь нарушения выявляются примерно в половине случаев, — комментирует Анна Вениаминовна. — Проводятся проверки, в ходе которых мы находим течь в подвалах или старые счетчики, которые позволяют неучтенным пользователям расходовать общую энергию. Проводим работу совместно с госжилинспекцией, с миграционной службой, другими органами. После устранения нарушений счета за ОДН уменьшаются.

В октябре органы прокуратуры проведут проверку деятельности управляющих компаний по всей области. В территориях проверят большинство УК, в Благовещенске — те, в чей адрес у прокуроров есть замечания

Прокуратура — не последняя инстанция

Жалобы, связанные с проблемами в сфере ЖКХ, занимают второе по популярности место среди всех обращений в прокуратуру (первенство вот уже много лет держат вопросы трудового законодательства). Люди идут в главный надзорный орган, когда не могут самостоятельно разобраться со своей управляющей компанией в возникшей спорной ситуации. При этом часто бывает так, что прокуратура становится первым, но не единственным звеном в решении конфликта.

3%

в год в среднем составляет прирост количества «коммунальных» жалоб в прокуратуру Амурской области в течение последних трех лет

— Амурчане не всегда понимают, что некоторые вопросы можно решить и на более приближенном к коммунальной сфере уровне: специальные отделы по работе с управляющими компаниями сегодня работают в органах местного самоуправления практически во всех районах области, — рассказывает Анна Малева. — Кроме того, инструментами по решению коммунальных конфликтов обладает и госжилинспекция, куда может обратиться любой амурчанин. Однако у многих сохраняется привычка идти сразу в максимально высокую инстанцию. Мы принимаем все жалобы, проводим проверки, но решение некоторых вопросов переадресуем в органы, которые уполномочены ими заниматься. Получается, что жалоба окольным путем все равно попадает в ту инстанцию, которую человек обошел.

132

управляющие компании, 300 ТСЖ и ЖСК работают сегодня на территории Приамурья

Октябрь — время «отопительных» жалоб

Некоторые обращения в прокуратуру носят ярко выраженный сезонный характер. Например, зимой жильцы многоэтажек жалуются на то, что управляйки не справляются со снегом и наледью во дворах, весной требуют, чтобы надзорный орган посодействовал в борьбе с сосульками. А с октября наступает время «отопительных» жалоб. Как только в домах теплеют батареи, амурчане начинают буквально засыпать прокуратуру жалобами на то, что в их квартирах по-прежнему холодно или недостаточно тепло.

— Основная масса обращений поступает к нам в первую неделю — с момента, когда в территориях официально стартует отопительный сезон, — подчеркивает Анна Малева. — Должна сказать, что большинство из них носит поспешный характер. Ведь часто бывает так, что подача тепла сопряжена с чисто технологическими особенностями инженерных коммуникаций конкретного дома. Грубо говоря, где-то кран не тот открыли, где-то систему завоздушило. Чтобы устранить эти недочеты, лучше обращаться в управляющую компанию, а не в прокуратуру. Ведь на то, чтобы нам провести проверку в установленные законом сроки и дать ответ собственнику, потребуется несколько больше времени, чем на визит мастера из обслуживающей организации и устранение неполадок. Также для оперативного решения вопросов, связанных с отопительным сезоном, в городах и районах области работают диспетчерские службы. В областной столице такая служба создана при администрации города. Ее телефон: 518-112. Телефон дежурного МЧС России по Амурской области: (4162) 22-61-90. По нему могут звонить жители как Благовещенска, так и территорий.

Возрастная категория материалов: 18+