Очень жаль — потому что несмотря на резкие отзывы критиков, фильм у Рэя получился. Отзывы профессионалов, полные какой-то личной, что ли, обиды, построены на знании первоисточника. Аргентино-испанская картина, которая в российской адаптации получила название «Тайна в его глазах», вышла на экраны в 2009 году, а в следующем получила «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке» (это как раз тогда, когда нелепый «Повелитель бури» всех победил в основных номинациях). О ленте поговорили и забыли, как забывают практически обо всех победителях этой номинации за пределами тех стран, где их создали. В США, видимо, решили, что забвения достаточно, чтобы заново рассказать эту историю усилиями четырёх студий и нескольких знаменитостей. Заметим, что пять лет назад критики также не высказывали единогласного восторга по поводу европейской «Тайны» — сегодня, на фоне ремейка, она представляется им истинным шедевром, но тогда фильм упрекали в монотонности, неуверенности и неумении режиссера совместить две сюжетных линии.
Ровно те же упреки сегодня слышит и Рэй, только к каждому из них добавлено сравнение. Впрочем, известные истории переснимают не только для сравнительного анализа, и получившуюся ленту никоим образом нельзя назвать слабой — особенно в глазах тех, кто не знает, в чем тут все дело. Послужной список известного сценариста продолжителен, а вот как постановщик, Рэй пока не очень опытен. Перед тем как приступить к съемкам, он основательно переделал сценарий оскаровского лауреата под американские реалии и вообще под себя. В частности, один из главных персонажей стал женщиной специально для Джулии Робертс — это стало одной из лучших находок создателей «Тайны в их глазах». Сюжет, построенный вокруг расследования одного и того же убийства, которое одновременно ведется в двух временных отрезках с разницей в 13 лет, стал понятнее и проще, избавившись от многозначительных пауз европейского оригинала. Впрочем, чересчур упрощенной «Тайну» не назовешь — этот фильм вообще лучше смотреть дома, а не в кинотеатре, чтобы иметь возможность вернуться к упущенным деталям.
Перед нами триллер, каких сегодня почти не снимают — с одним-единственным убийством в центре, множеством диалогов и флешбэков и хорошими актерами на основных ролях. Николь Кидман и Джулия Робертс оказались на одной съемочной площадке впервые — при этом вторая с готовностью уступает первой ответственность за женскую красоту. 48-летняя Робертс в «Тайне» предстает, по словам одного из героев, постаревшей на миллион лет — эта метафора стремится к тому, чтобы стать правдой. Вероятно, на 100 процентов продемонстрировать жажду мести за гибель дочери, ставшую смыслом жизни, актрисе не удается — именно потому, что множество сил она тратит на изображение необычайной, нечеловеческой усталости. Такой тоски нет даже в глазах персонажа Чиветеля Эджиофора, которому тоже есть от чего утомиться. На протяжении 13 лет он разглядывал фотографии уголовников в надежде найти однажды отпущенного убийцу, но это тоже метафора. На самом деле эти 13 лет он просто где-то потерял.
Троице актеров достается все главное, но здесь есть и Альфред Молина, венчающий политическую составляющую сюжета (и самую, наверное, неудачную), и Дин Норрис, который всю жизнь играет правоохранителей, а прославился только ролью Хэнка Шрейдера в сериале «Во все тяжкие», и даже Майкл Келли в роли негодяя, которому суждено стать мучеником. Все это может выглядеть нагромождением ненужных сущностей только на первый взгляд — здесь у каждого своя задача. Джо Коул сыграл одновременно и две роли, и одну — объяснить эту загадку значило бы основательно подпортить удовольствие от просмотра читателю. А делать этого нельзя: «Тайна в их глазах» обладает способностью заставить зрителя желать, чтобы все встало на свои места со страстью, подобной той, которую испытывают герои. Рэй намеренно использует прием в духе Стивена Кинга, когда разделенные многими годами одни и те же герои меняются разве что внешне и социально, но в действительности остаются теми же самыми людьми — прошлое пожирает будущее.
Дорогой находок и потерь, успехов и разочарований идут не только герои, но и постановщик, которому наверняка хватит мужества и на то, чтобы осознать собственные ошибки. Все эти «полицейские будни» несколько лишены убедительности, поступки героев не всегда кажутся оправданными, а убийца, безусловно, получился излишне шаблонный. Жестокости происходящего на экране хватило на 16+ в России, хотя большая ее часть происходит в воображении зрителя. Неторопливость и леденящее спокойствие фильма завораживают — от отсутствия лишней беготни он только выигрывает, напоминая о временах, когда на психологические триллеры была мода и один из десяти оказывался очень даже ничего. Эта почти двухчасовая история — из таких, от нее не остается неприятного послевкусия или раздражения, а идея пересмотреть еще раз не кажется дурацкой даже в наши насыщенные киноновинками дни.
Обсуждайте новости в соцсетях!
Мы есть в Twitter, на Facebook, Вконтакте, YouTube, в «Одноклассниках», Instagram и в Моем мире на mail.ru!
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии