Насколько сильно торговые запреты ударят по нашему малому бизнесу? С этого вопроса мы начали беседу с известным в Приамурье предпринимателем, генеральным директором Амурской ярмарки Анатолием Телюком.
— Предприниматели в России, даже если их посыпать дустом, все равно выживут, — с горькой иронией начал разговор Анатолий Васильевич. — Правда, будут чахнуть, долго болеть и могут потом умереть, но на этот период они выживут. Турецкие, западноевропейские или какие‑то там еще торговые запреты — это все нам знакомо, и ничего нового тут нет. Я уже больше 20 лет в бизнесе, настолько много всего пережил, что меня ничего не удивляет. А предприниматели, я надеюсь, приспособятся, переориентируются, и все будет нормально. Сменят поставщиков и будут продолжать работать. А тот, кто не сможет адаптироваться, уйдет с рынка. Малый бизнес потому и называется малым, что очень мобильный. Преимущество его в том, что он может быстро перенастроиться. На это и расчет.
Поэтому плевать мы хотели на все эти турецкие дела. Будем стоять до тех пор, пока налогами не задавят и не уничтожат окончательно малый бизнес. А такая перспектива просматривается. Для нас сегодня гораздо страшнее внутренняя политика — «изобретения» наших чиновников и налоговиков. Их меры для малого бизнеса гораздо болезненнее, чем все акции, связанные с турецкими поставками. Если кто‑то специализируется только на Турции, конечно, пострадает. Но это, думаю, временное явление.
— Вы, как арендодатель, можете дать послабление предпринимателям, чей бизнес завязан только на Турции и кому сейчас будет особенно трудно? Готовы снизить плату за аренду хотя бы временно?
— Во-первых, надо еще посмотреть, будет ли у них трудный период. Это еще надо доказать. А во‑вторых, уже на протяжении нескольких лет мы не поднимали арендную плату — несмотря на все инфляции и девальвации. Это уже само по себе можно расценивать как послабление. Нередко решаем вопросы в индивидуальном порядке. Предпринимателей, кто возит турецкие товары, у нас немного. При этом основная масса из них работает не только с одной стороной — поставщиком, а, как правило, с тремя-четырьмя и более.
— Как вы лично отнеслись к реакции Кремля на сбитый турками наш военный самолет? Есть распространенное мнение: «Врагов у России и так хватает, не надо их еще множить, причисляя к таковым турецкий народ». Стоило ли вводить торговые запреты?
— Вы, наверное, знаете, что я по образованию историк, еще и философ к тому же. Потому для меня тема отношений с Турцией хорошо знакома. Никогда Турция не была другом России. Это еще мягко говоря. Об этом нельзя забывать. Ни в коем случае не идти на обострение отношений в сложившейся ситуации, но нам всегда надо держать с турками ухо востро. Если президент Турции путает карман своей семьи с политикой государства, что является фактом доказанным, его избиратели должны сделать выводы. Турецкое правительство, в общем‑то, поставило мир на грань войны. Если бы в руководстве НАТО все‑таки не было трезвомыслящих голов, как и у нас, естественно, то неизвестно еще, чем этот инцидент мог закончиться.
1250
грузовых фур с товарами из Турции, по сообщениям Reuters, были заблокированы на российских пограничных постах и ждут разрешения на въезд в Россию. Уже оплаченный товар ждут и амурские предприниматели
В последние годы мы бросились в объятия Турции — они для нас чуть ли не друзьями «нараспашку» стали. Это всегда вызывало у меня скептическую улыбку. Надо все‑таки помнить о той беде, которую турки нанесли всем православным, христианам, России прежде всего. Почему мы забываем о том, что 150 лет назад было на Балканах, что турки творили в Армении? Где наша историческая память?! Сотни лет они были России враги, а тут вдруг стали чуть ли не союзники. Свою сущность они показывают уже не первый раз. Это обязательно надо учитывать. Но мы же всепрощенцы… Что, мы пропадем без турецких помидоров? Вырастим своих больше.
— К слову, о помидорах. Вчера мой знакомый вернулся из Краснодарского края. Он поразился, что в магазинах там только турецкие помидоры — и в городах, и даже в станицах.
— Согласитесь, что это идиотизм. Яблоки в сетях польские и новозеландские, в то время как на Кубани свои не знают, куда девать. Помидоры едим турецкие и китайские… До каких пор это будет продолжаться?! Когда российское руководство отреагировало на санкции Западной Европы — ввели наконец‑то эмбарго, у многих наших аграриев появилась надежда. Но опять‑таки начались «игры» — надолго это или ненадолго… Нельзя так хозяйствовать. Развитие, а тем более в аграрной отрасли, надо планировать на несколько лет вперед. Колоссальное и недооцененное богатство нашей страны, как и Амурской области, — это сельское хозяйство. Так давайте им заниматься по‑хозяйски. А у нас сельское хозяйство давно «сдали» конкурентам.
Наша область имеет колоссальные возможности для самообеспечения. До революции мы производили даже собственное вино, не хуже французского по рецептам марки лафит. Его так и называли: амурский лафит. Это вино темно-сине-красного цвета готовили из амурского дикого винограда. Я помню, что еще лет двадцать назад поднимался вопрос о том, чтобы на Благовещенском молокозаводе выпускать сыр. Ответ был такой (я это слышал собственными ушами), что молоко у нас на Дальнем Востоке не того качества, сыры из него не получаются. Потом пошел малый бизнес, начали плодиться маленькие цеха, и в индивидуальных хозяйствах тоже сыры стали делать. Я не говорю о твердых сырах — там есть свои сложности в технологии, но мягкие сыры достаточно простое дело. Почему же их в производственных масштабах не делали? Да потому что не ставилась такая задача. Проще было где‑то купить за бугром, привезти и перепродавать с накруткой — спекулятивный капитал появляется, вместо того чтобы загружать местных производителей.
Это не означает, что надо полностью перейти на собственные силы, есть такая известная идея чучхе — «опора на собственные силы». Но давайте все‑таки трезво отнесемся к создавшейся ситуации, не будем продаваться торговым сетям, которые понятно, почему закупают турецкие овощи и фрукты, вместо того чтобы работать с отечественным производителем.
— И почему?
— Картошка не мытая у нас, а у них мытая… И «входной билет» дают соответствующий. У владельцев сетей нет желания работать со своими производителями, а верховные владыки этого словно не замечают. Потом, когда петух клюнет, начинают меры принимать. Нужно заниматься поддержкой малого бизнеса. Заметьте, я не говорю «давать деньги». Поддержка — это широкое понятие. Надо быть предпринимателем, чтобы понять, о чем я говорю, на себе прочувствовать, что такое бюрократизация предпринимательской деятельности, контроль со стороны государства, псевдоконтроль — потому что все покупается и продается. Если этого не будет, а будет нормальная работа и долговременная переориентировка на местных предпринимателей, на отечественного производителя, все будет нормально и будет работать.
Мы слишком много перенесли за последние годы потрясений, чтобы испугаться ограничений в торговле с Турцией. Ничего бравурного и замечательного я тут не вижу, но и смертельного тоже. Сейчас, по крайней мере. Российское предпринимательство можно угробить только одним путем — высокими налогами. Все остальное мы преодолеем.
Возрастная категория материалов: 18+
Предприниматель, создать первый приличный торговый центр в Амурской области почему-то до Телюка никому не удалось.
Если бы он не сделал из старой швейной фабрики прекрасную торговую площадку «Амурская Ярмарка», то ему нечего было бы сдавать в аренду.
А если Вам смешно читать мысли неглупых людей, поделитесь своими, чему научились, чего достигли, что сделали доброго для города и людей и мы поаплодируем Вам стоя.
— Ольга Турвопросов много. есесно, купи-продай — самая простая схема. малые цеха — может быть. а крупное производство — сколько ща электричество стоит для предприятия? бенз скачет — тоже растущие затраты. скока где ветсправочка на тушку свиную стоит? немного да? а если перевести счет в десятки туш? вот и получается потом, что сами же граждане пишут в сетях: турецкое помидорово по 80 рэ, а родное в 2-3 раза дороже. ну и, будем честными, что за бугром считается нормальной прибылью в 3-6 процентов, то у нас и при 303 некоторые плакаются: на что в Турцию везти семью отдыхать?:) хотя понятие рентабельности давно уже установлено практикой на уровне 12-15 процентов сверхприбыли... по налогам — соглашусь, они и для рядовых скачут семимильными.
— потребитель (гость)Смешно читать мысли человека, который построил свой бизнес на сдаче Амурской ярмарки в аренду, при этом ничего не производя. Зато как рассуждает!
— Предприниматель (гость)Ха! Если Телюк такой умный, то взял бы и поднял экономику области, или АмГУ возродил (как никак кандидат наук)!
— (гость)