«С Китаем работать не хочу»

Особенно переживают предприниматели, торгующие исключительно турецким трикотажем.

— У меня много друзей в Турции, знакомых поставщиков. Мы сейчас даже боимся переписываться с ними после последних событий, — призналась предприниматель Ольга Игоревна. — И турки в шоке. Раньше у них много товара скупали украинцы, но в последнее время они сдулись, а тут еще и нам запрещают покупать все турецкое. Для простых людей это обернется дефицитом качественного трикотажа. Я вот сейчас присматриваюсь к белорусскому и новосибирскому трикотажу — пока ничего не устраивает.

Одна из коммерсанток, увидев диктофон, попросила покинуть отдел, не стесняясь в выражениях.

— А что вы хотите? Люди находятся в безызвестности, в подвешенном состоянии, — вступила в разговор продавец из другого отдела. — Мы сами распродаем то, что осталось. Ждем не дождемся новый товар из Турции. Партия трикотажных платьев, пиджаков, туник должна была прийти еще в конце ноября, но до сих пор нет. А товар ведь уже оплачен!

Молодая женщина лет 28 оказалась одной из совладелиц семейного бизнеса, ориентированного на Турцию. Она согласилась поговорить, только «без фамилий и записи».

3

место, или 18,4%,  занимают текстиль и обувь в структуре турецкого импорта в Россию . Самую значительную часть поставок составляют продовольственные товары — 30,1%. На 2-м месте стоят машины и оборудование — 25,9%   

— Мы уже давно возим женские турецкие платья и другую одежду. Такого товара, как у нас, вы у других не найдете. Наш идет из Турции на Европу, поэтому качество трикотажа отличается от того «стеклянного» ширпотреба, который многие закупают и везут сюда из Турции. У меня друзья живут в Германии, держат там два бутика и еще несколько бутиков в Санкт-Петербурге. Мы частично работаем через них — берем товар по оптовой цене, а продаем здесь с минимальной накруткой, — хозяйка отдела за разговором подошла к стойке с цветными трикотажными кофточками. — Вот этот черненький пиджак, к примеру, у нас стоит 4700 рублей, а они продают в Питере за сорок тысяч. Я спрашиваю: «И берут?!». Друзья говорят: «Еще как берут. После того как сотрудникам полиции и других госструктур запретили выезжать за границу, торговля импортом лучше стала. Раньше многие выезжали на отдых и заодно отоваривались «за бугром», а сейчас вынуждены покупать товар в России». Мы делаем наценку на такой же точно товар невысокую, потому что понимаем: у нас в области покупательская способность у людей не такая, как в мегаполисе. Амурчане приходят, прицениваются, примеряют, спрашивают, когда придет новый товар. Я всем говорю: лучше сейчас покупайте, что будет завтра — неизвестно.

Вопросы, чем бизнесвумен планирует торговать, когда турецкий товар закончится, и в какую плоскость намерена переориентировать свое дело, собеседница оставила без конкретного ответа.

— Это коммерческая тайна. Могу сказать только одно: с Китаем работать я не хочу. По самым разным причинам. Как и многие другие, мы сейчас тоже в подвешенном состоянии. Будем искать обходные пути, — уклончиво заметила предпринимательница.

По информации ФТС, за 9 месяцев 2015 года из Турции в Россию было импортировано текстильных изделий и тканей более чем на полмиллиарда долларов.

Интернет-торговля в вынужденном простое

В то время как наши предприниматели осторожничают, представители малого и среднего бизнеса из других городов Дальнего Востока более откровенны. Нарабатывавшая много лет контакты с турецкими производителями детской одежды директор интернет-магазина babexi-optom Наталья Терехина надеется сохранить не только бизнес, но и турецкое направление.

«На нас конфликт между Россией и Турцией не отразится и каналы поставок интересующей нас продукции с турецких фабрик не заденет. В любом случае мы будем поставлять одежду, как и поставляли. Гораздо важнее другая проблема — курс доллара, из‑за которого копеечные раньше цены на товары резко взлетели, что сильно подкосило предпринимателей», — высказала мнение одному из дальневосточных изданий директор интернет-магазина, через который детскую одежду из Турции покупают многие дальневосточники. Вот только каким образом бизнес-леди надеется обойти торговые запреты, выяснить не удалось.

А вот интернет-магазин Platye-dv, который еще недавно предлагал жительницам Дальнего Востока большой широкий выбор брендовой турецкой женской одежды по приемлемым ценам, сегодня срочно меняет бизнес-ориентацию.

— Мы представляли на дальневосточном рынке качественную и оригинальную одежду, способную удовлетворить вкус даже самых взыскательных покупательниц. В нашем каталоге была представлена продукция таких брендов, как Aihan, Sisline, Forsara, Setre, Piena, Sogo, Macca, Body Form, — перечислила АП директор интернет-магазина вчера по телефону. — Сейчас мы распродаем одежду из последнего завоза и больше завозить товары из Турции не будем. По крайней мере, пока не будем. Политическая обстановка в стране вынуждает и нас искать другие направления. Сайт мы, конечно, сохраним, а вот одежду женскую теперь будем закупать у отечественного производителя — на российских фабриках. В этом направлении сейчас усиленно работаем.

«Сайт мы, конечно, сохраним, а вот одежду женскую теперь будем закупать у отечественного производителя».

«Мы пострадаем больше, чем турки»

Сестра моих знакомых Наталья уже 20 лет в малом бизнесе — с 1995 года ездит за товаром в Турцию, и сейчас, по ее словам, она на грани разорения:

— Я делала перерыв только во время кризиса 2008 года — стала тогда ездить в Китай за товаром, но потом снова вернулась к Турции, потому что абсолютно другой товар. Я торгую только брюками — женскими и мужскими. У турков и ткани хорошие, и пошив отличный. Равноценного товара, если говорить о соотношении цены и качества, в России я не встречала. В Турции связи и деловые контакты отлажены давно. Поначалу партнеров меняла, но в последние годы работаю с одними и теми же. Сказать, что я с турками дружу, нельзя, но деловые отношения доверительные. Непосредственно с производителями одежды я не работаю, по швейным фабрикам сама не езжу. В Стамбуле есть микрорайон Лалели, куда приезжают со всего мира. Там все организовано — поставка товара на рынки и в магазины прямо с фабрик. Есть гостиницы, места, откуда отправляют карго. Все сделано для удобства предпринимателей. Я приезжаю, мне остается только визуально выбрать нужный товар и отдать деньги. Там никто тебя не обманывает — все налажено, твой товар отвезут на карго и отправят в Россию. Я на 100 % уверена в том, что мне поставят то, что надо. У нас таких мест нет. Мы пробовали ездить за товаром в Москву, потом отказались. Приезжаешь и чувствуешь себя недочеловеком, потому что самой приходится таскать тяжелые сумки и так далее. Я могу торговые точки закрыть — как‑нибудь проживу. Я переживаю за людей, которые лишатся возможности покупать удобную и недорогую одежду. У нас никто не хочет шить, работать… потому что руки всем уже поотбивали.

Я бы, может, открыла свою мини-фабрику по пошиву брюк. Но у нас непредсказуемая ситуация — сегодня тебе скажут: давай, открывай, а завтра что будет — неизвестно. Нам еще недавно говорили, что турки — хорошие друзья. Мы закупили товар, отправили деньги туда, а потом вдруг мы поссорились с турками. Значит, мы свои деньги, российские, там выбросим? На границах стоят машины с турецким товаром, говорят, что задерживают и авиакарго. Наш товар лежит неизвестно где, а мы несем убытки. Я два кризиса пережила, это уже третий. И с Турцией возникали ограничения. Все это уже было! Сколько раз можно правительству отыгрываться на предпринимателях?!

Я не вижу предпринимателей моложе 35 лет, кто бы занимался торговлей. Не хотят этим заниматься, потому что знают, чем это чревато и не выгодно. Нам говорят, что мы как будто бы наказываем Турцию, по телевизору показывают, как бедные турки будут жить без нас, россиян. Да они будут жить так же, как и жили. У них товары покупает пол-Европы, Америка, ОАЭ, Украина, Азербайджан, даже Китай. Да, потеряют они на нас процентов 30 прибыли. Но мы потеряем больше. Наше предпринимательство теряет последнюю веру в правительство. Властям надо было продумывать свои шаги еще лет 20 назад, когда большими налогами уничтожили кооперативное движение на корню. А Китай отменил налоги для малого бизнеса. И Турция тоже. И эти страны получили сильный толчок к развитию. Теперь мы зависим от их помидоров, дубленок и кофточек.

Возрастная категория материалов: 18+