Один из самых именитых голливудских мастеров возрождения Джей Джей Абрамс поначалу наотрез отказывался браться за «Звездные войны». Несмотря на успешную реанимацию другой знаменитой саги под названием «Стартрек», на то, чтобы уломать постановщика, продюсеры потратили целый месяц. Все это время Абрамс прикидывал риски — стать врагом номер один для мирно дремлющей в ожидании добрых вестей многомиллионной армии фанатов ему явно не хотелось. Компания Disney, в ведение которой перешли и права на франшизу, и сама студия Lucasfilm тем временем отвергали другие кандидатуры, среди которых были, к примеру, Стивен Спилберг, Питер Джексон и Гильермо дель Торо. Солидные вложения — бюджет «Пробуждения силы» достиг отметки в 200 миллионов долларов — требовалось отбить, но главной задачей оставался уверенный задел для трилогии. Выход следующего эпизода запланирован на 2017 год, а еще через пару лет на экранах должен появиться и девятый. Эту миссию Абрамс выполнил — фанаты в восторге, положительные рецензии льются рекой, и заслугу целого отряда знаменитых персонажей в этом трудно переоценить.

Сценарий эпизода, постоянно обращающийся к опыту первой по дате выхода и четвертой по сюжетной хронологии части «Звездных войн», аккуратно выстроен вокруг старых добрых героев. Половину из них Абрамс держит в рукаве до второй половины истории, а Люка Скайуокера и вовсе приберегает до финальных титров (актер Марк Хэмилл умудрился испортить интригу заранее, хотя и старался этого не делать). Раньше всех на экране появляется парочка бравых контрабандистов: работающий пенсионер Хан Соло и его неизменный спутник Чубакка занимаются все тем же, что и десятки лет назад, никого не хотят спасать, но в итоге — сами понимаете. В то же время постаревшая, но не утратившая блеска глаз экс-принцесса Лея командует повстанцами и по вечерам мечтает вернуть на путь истинный, вернее на сторону Света заблудшего сына Кайло Рена. Последний, в свою очередь, родителей не уважает, косит под дедушку Вейдера и даже хранит его знаменитую маску в каюте, чтобы было с кем поговорить в минуты отчаяния. Империя выродилась в Первый Орден, построила эквивалент «Звезды смерти» невиданных масштабов и пуляет лучом в непонравившиеся планеты, которые от такого обращения разваливаются на кусочки. 

Хватит это терпеть, решают старые герои после знакомства с новыми и в общем и целом добиваются определенных успехов — в данном случае за счет тупости и безалаберности противника, увлеченного визуальными символами диктатуры. Освежить эпизод, а в дальнейшем перетянуть на себя все сюжетное одеяло призваны мятежный штурмовик Финн, девушка-падаван Рей и очередной дроид, заменивший впавшего в состояние кататонии R2-D2 в области моргания лампочками и издавания премилых звуков. Впрочем, полфильма комическими трюками занимается вся эта троица: сопровождающие робота молодые люди в течение долгого времени напрочь лишены осмысленности собственных действий, и им остается только шутить шутки, лихорадочно дергать рычаги «Тысячелетнего сокола» и удирать. Особенно это касается Финна, политкорректность которого с лихвой заменяет ему значимость. Парень явно в ужасе от большинства собственных поступков, а потому погружен в разного рода противоречия, которые, что уж совсем удивительно, не вызывают никаких подозрений и сомнений среди всех этих повстанцев. Девице достается все же изрядная доля трагизма вместе со способностью схватывать на лету даже то, что не хочется.

Вытолкав на еле различимую периферию политическую ситуацию в далекой галактике, Абрамс проповедует чистый экшен, благодаря чему лента уместилась в каких-то два с четвертью часа. Герои отстреливают неуклюжих штурмовиков в белоснежных латах, бегают по старательно выстроенным коридорчикам космических кораблей (иногда — от очень компьютерных монстров), включают субсветовые скорости и так далее по канону. Время от времени повествование переходит в режим «я твой отец»: в эти моменты создатели седьмого эпизода пытаются запустить становление очередного злодея в черном. Злодей, впрочем, производит впечатление маньяка и истерички, сочувствовать ему не получается, бояться тоже: когда тут же из пушечки расстреливают целые миры, все эти пассы руками, заставляющие страдать пленных, не особенно впечатляют. Иногда на экране начинают мелькать световые мечи, хотя очевидно, что их основный выход запланирован на будущее. Пока же постановщик разбирается с наследием:  кого пристукнуть, кому маршальский жезл всучить — превращать то, что сделано, в трилогию будут уже другие.

«Пробуждение силы», если расценивать его как способ окончательно раскланяться с великим и ужасным Лукасом, вполне удалось. Абрамс умело собрал воедино милые фанатскому сердцу архетипы, умудрившись не оскорбить поклонников даже ужасной гибелью кое-кого. При этом седьмой эпизод подозрительно напоминает какой-нибудь фильм из вселенной Marvel — особенно тем, что всю дорогу за спиной подражателя Вейдера маячит настоящее и могущественное зло, с присущей ему велеречивостью и склонностью к дешевым эффектам. Повстанцы, как полагается, выигрывают сражение, но не войну, новая героиня хоть и поубивала всех, до кого дотянулась, до сих пор не научилась управлять Силой, дроиды только познакомились — потеха ожидается тройная. Режиссер схитрил, а доводить очередную трилогию до уровня современного мифа придется его последователям, так что фанатам по-прежнему есть чего дожидаться. Большая роль Харрисона Форда — это, конечно, прекрасно, но Сила должна пробудиться явно в ком-то другом.