В витринах, изготовленных по специальному заказу, представят подлинные  экспонаты (Фото: Р. Поливан)В витринах, изготовленных по специальному заказу, представят подлинные экспонаты (Фото: Р. Поливан)

Под корабельной кровлей

Реализацией проекта под рабочим названием «Чердачные истории» специалисты занимаются на средства гранта Российского фонда культуры «Гений места. Новое краеведение», который музей выиграл в прошлом году. Задача уникальной экспозиции — рассказать об истории города по принципу «от частного к общему», то есть так, чтобы через судьбу здания, в котором сейчас находится музей, посетители узнали о политических, экономических, социальных процессах трех последних столетий.

Постройка в псевдорусском стиле на углу Большой улицы и Американского переулка (сейчас улица Ленина и переулок Святителя Иннокентия) появилась в конце XIX века. Здание с угловой башней возведено под универсальный магазин торгового дома «Кунст и Альберс», основанного на Дальнем Востоке двумя немцами еще в 1864 году. Благовещенский филиал фирмы строился в несколько этапов, последняя, восточная, пристройка была сделана в 1911 году. Вскоре в этой части здания произошел пожар на чердаке, после которого помещение восстановили с применением новейших технологий того времени: стальных конструкций, наливного бетонного пола.

— Экспозиция разместится именно в этой — восточной — части чердака, которая выглядит так же, как и сто лет назад. При этом мы решили не разрушать особую атмосферу пространства под крышей, поэтому отказались от побелки стен. Мы лишь очистили полы и стены от пыли, зато оставили в одной из башенок следы дореволюционного пожара и вековую паутину, — рассказывает автор проекта, заместитель директора музея Елена Иванова.

Сегодня видавший виды чердак почти готов принять первых посетителей. В помещении смонтирована внутренняя подсветка, акцентирующая внимание на башенках, металлической кровле и аркатурном поясе, завезены витрины и подиумы. Музейная мебель стильного серого цвета изготовлена по индивидуальному заказу, у некоторых витрин есть сквозные стены и выдвижные ящички. «Посетители не увидят на чердаке традиционных стендов с документами, все архивные бумаги будут экспонироваться либо в витринах, либо как мультимедийные проекции, — уточняет Елена Викторовна. — Также будет транслироваться видеоинтервью с Лотаром Деегом, автором книги о немецком торговом доме «Кунст и Альберс» на Дальнем Востоке».

Кроме осмотра экспозиции, благовещенцы и гости города смогут оценить инженерную мысль строителей здания — металлическая кровля напоминает перевернутое днище корабля со стальными реями. Живописные виды открываются из двух башенок, выходящих на улицу Ленина, и окон, на которые уже установили антиголубиные сетки. При теплой погоде стеклопакеты будут открыты, чтобы пропустить в помещение свежий воздух. К слову, летом чердак сильно прогревается, поэтому экскурсии планируется проводить в утренние или вечерние часы.

«Мухинки» и «Ундервуд»

Пространство чердака музейщики намерены условно разделить на три сектора: один из них посвятят торговой империи «Кунст и Альберс», другой — «советскому следу» в судьбе исторического здания, третий — архитектурному облику памятника и Благовещенска в целом. «Жесткого тематического деления экспозиции не предполагается, некоторые темы будут перекликаться. Например, в разделе, посвященном фирме «Кунст и Альберс», мы расскажем в том числе о тяжелых временах фирмы, которые стали испытанием и для России. Об этом периоде напоминают следы пулевых отверстий в кровле чердака. Также мы покажем коллекцию оружия, найденного в одной из завалинок старого городского дома», — поясняет Елена Иванова.

Среди потенциальных чердачных экспонатов — зонтик, купленный одним из благовещенских купцов для своей дочери в магазине «Кунст и Альберс», старинный флюгер, некогда украшавший крышу здания, дореволюционная машинка «Ундервуд». В ящиках витрин музейщики разместят денежные знаки времен гражданской войны, имевшие хождение в Амурской области: так называемые «алексеевки» и «мухинки», обменные векселя фирмы «Кунст и Альберс» 1918 года и другие. Рядом с купюрами представят еще один связанный с деньгами экспонат — форму для чеканки фальшивых монет.

— В другой витрине с выдвижными ящиками мы планируем экспонировать документы, оставленные в здании сотрудниками газеты «Амурская правда». В 1920‑х годах они жили здесь коммуной, выпускали свое издание, занимались политграмотой, — рассказывает Елена Викторовна. — Когда строители вычищали угловую башню, они обнаружили в углублении целый ворох бумаг, в том числе относящихся к деятельности редакции. Среди интересных находок — рукописная заметка о строительстве в Анновке школы первой ступени (1928 год), истлевшие листы с пулевыми отверстиями, незамысловатый фельетон за подписью «Оса» об агрономах, присланных на работу в колхоз, но обнаруженных пьяными в столовой «Смычка».

Сотрудники музея не хотят перегружать экспозицию предметами, важным объектом должен стать сам чердак и его история.

На площадке «Мастерская архитектора» посетителям покажут чертежный стол, принадлежавший трем поколениям благовещенских архитекторов. Его последним владельцем был Валерий Сикерин, а до него за столом работал Александр Эльясберг, в советские годы надстроивший верхний этаж к зданиям педагогического университета и гостиницы «Амур». Легенда гласит, что когда ленинградец Эльясберг приехал в амурскую столицу, ему достался чертежный стол одного из первых архитекторов города. Кроме того, в «Мастерской» можно будет увидеть фрагменты первой благовещенской Триумфальной арки и Шадринского собора, разрушенных в 1936 году.

По словам автора проекта, сотрудники музея не хотят перегружать экспозицию предметами, важным объектом должен стать сам чердак и его история. Ожидается, что первых посетителей преображенное пространство под крышей примет уже в августе. Открытие чердака приурочат к 125‑летию краеведческого музея.

Подарки к юбилею

В свой юбилейный год и год 160‑летия амурской столицы музей готовит для посетителей еще несколько крупных проектов. Один из них — обновление экспозиции в зале № 7, где хранятся предметы из Албазинской крепости. «Этот зал будет переделан таким образом, чтобы история Албазина получила более детальное освещение. Предполагается разместить много подлинных предметов, связанных с историей первого русского поселения на Амуре, которые находятся в фондах. Сейчас для этого у нас слишком мало витрин, и посетители видят лишь небольшую часть экспонатов, — рассказала замдиректора Амурского областного краеведческого музея Елена Иванова. — Также планируется поменять сам интерьер экспозиции, чтобы у человека, который заходит в этот зал, было ощущение, что он находится в Албазинской крепости. Например, стены будут обшиты брусом». Реализацией проекта специалисты займутся в рамках федеральной целевой программе «Культура России», открыть экспозицию планируют в начале ноября 2016 года.

Также в этом году краеведческий музей собирается издать каталог уникальной коллекции графических рисунков Бориса Горлача, известного амурского художника и скульптора. В альбоме будет представлено его военное творчество — около 90 графических работ, разделенных на 14 серий. «На многих из произведений запечатлены реальные благовещенцы, то есть у этих работ не только художественная, но и историко-культурная ценность», — отметила Елена Иванова.