Жюри изнутри
Кинопоказы по четыре-шесть часов нон-стоп с 10-минутным перерывом на перекус и обсуждение увиденного. И так шесть дней подряд…Мечта киномана? Нет, будни членов зрительского жюри фестиваля «Амурская осень», куда я попала неожиданно для себя. Как любителя (не знатока, нет) кино меня пригласили поучаствовать в собеседованиях по отбору участников в народное жюри. Возглавляла отборочную комиссию исполнительный директор фестиваля, руководитель Амурской областной филармонии Ольга Смирнова.
В какой-то момент назвав в разговоре с претендентом пару полюбившихся мне режиссеров, чьи картины видела на «Осени», я обеспечила себе путевку в жюри. Уже по окончании отбора Ольга Смирнова позвонила нашему главреду Елене Павловой и предложила включить меня в судейскую коллегию, за что я бесконечно ей благодарна. 19 сентября президент фестиваля Сергей Новожилов сказал «поехали!», и началась наша творческая, бессонная, сумасшедшая, полная сомнений, незабываемая кинонеделя. С утра мы, как законопослушные граждане, шли на работу, где проводили весь день, чтобы ровно в пять сломя голову нестись в кино на пару, а то и тройку фильмов кряду.
«Жюрейская» команда подобралась разношерстная, с несхожими пристрастиями. Чего стоил один только разброс возрастов — от 20 до 60 лет. В жюри попали студент АмГУ Дмитрий Кузьменко, госслужащая Оксана Селякова, благовещенка Елена Бакланова, которую язык не поворачивается назвать пенсионеркой, журналисты Василий Кленин и я.
Мы с Василием знакомы целую вечность и последние годы встречались именно на кинопоказах «Амурской осени», которые старались не пропускать. Опытным глазом сразу отметили в программе нынешнего фестиваля обилие режиссерских дебютов. Больше половины из 13-ти картин стали для их создателей первым опытом в полнометражном кино. У кого-то более удачным, у кого-то менее. Уровень картин нынешней «Осени» был очень разным, если не сказать полярным. От «Источника», притягательного идеей превосходства непреходящих ценностей — любви и красоты окружающего мира — над суетным миром большого бизнеса и больших капиталов, но разочаровавшего воплощением этой идеи на экране, до блестящего «Подлеца», где под маской комедии скрывается трагедия, а оскал добродетели в финале заставит зрителя вздрогнуть.
С первых дней у нас появились свои фавориты — например, душевный грузинский фильм «Тэли и Толи» о двух селениях на грузино-осетинской границе, живущих по-семейному вопреки этой самой границе. Но были и картины, посеявшие разногласия в нашей дружной компании. Так, романтическая история о трех девушках в поисках любви «Городские птички» вызвала порицание половины участников жюри. «О чем это кино? Мне лично было скучно — никакой любви я здесь не вижу, а только поиск партнера. И как они себя ведут? Слоняются где-то, курят, пьют. Какой это пример для молодежи?» — рассуждала одна из коллег. «Это обычный образ жизни современных молодых людей. Так живет половина моих знакомых, уехавших в столицы. И, конечно, они ищут любовь, ждут того единственного, который на всю жизнь. Просто каждая на свой манер», — напирала я. До драки наши киношные споры не довели, зато дали ценную возможность услышать противоположное мнение и сделать из него выводы.
Поначалу, каждый день из двух фильмов мы выбирали более сильный, отсекая второй. Чтобы к финалу получить 6—7 картин, из которых мы выбрали бы самую-самую. Но вскоре перешли на другой метод: определили три критерия, по которым выставляли картинам оценки по пятибалльной шкале.
Самым трудным стал последний и решающий день показов — день, когда надо было сделать выбор. И день, когда организаторы показали сразу три сильных фильма, чем смешали все карты. Груз ответственности, наконец, в полной мере лег на наши плечи, печать усталости — на лица. И мы не без колебаний и сомнений, но почти единогласно выбрали фильм, оставивший мощное впечатление — социальную драму «Вся наша надежда», подводящую к мысли о том, что в конечном счете вся наша надежда — на самих себя. Профессиональное жюри отметило эту ленту и ее режиссера Карена Геворкяна призом за лучший сценарий.
Сейчас коллеги спрашивают: «А это точно ваш выбор? Организаторы не давили на вас, чтобы вы дали приз именно этому фильму?» Небезосновательно сложившийся в обществе стереотип о том, что все куплено и продано и все призы расписаны заранее, не работает на «Амурской осени» — здесь все по-честному. И наше решение удивило и самого режиссера фильма, и профессиональное жюри, а их выбор в свою очередь заставил нас переосмыслить просмотренные фильмы.
XIV «Амурская осень» закончилась, на этот раз подарив мне не только чувство наполненности от увиденного, но и опыт судейства, оказавшегося нелегкой работой. Фестиваль закончился, но это означает лишь, что спустя год терпеливого ожидания я снова с предвкушением чуда встречусь с ним. Пусть и в зрительском кресле, а не в судейском.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 29.09.2016
Добавить комментарий
Комментарии