Насчёт «лабиринта страха» — это уже в российском прокате постарались, пользуясь тем, что одноимённый японский ужастик 2009 года до наших кинотеатров не добрался. В переводе с английского языка слово Abattoir означает "скотобойня": создатели фильма и предшествовавшей ему серии комиксов не лишены циничного взгляда на вещи. Ни одно животное в процессе не пострадало, зато человеческих жертв в этой истории не сосчитать — главный злодей с весьма претенциозным именем Джебедая Кроун коллекционирует места жестоких преступлений. В самом буквальном смысле — скупая за бесценок дома, в которых произошли жуткие убийства, и «вырезая» из них нужные помещения целиком. Сам он вполне ожидаемо является проповедником «особенного» религиозного учения, согласно которому попасть в райские кущи можно исключительно через глубины ада. Фанаты мультсериала "Симпсоны" хихикнут — основателя Спрингфилда, в котором главным образом разворачиваются его события, тоже звали Джебедая, и этот колоритный мужик в меховой шапке также был склонен к гребле против течения. Созданный Боусманом персонаж не так уж и оригинален, а актер Дэйтон Калли явно не очень комфортно чувствует себя в этом мещанско-демоническом образе.
Главными же героями «Абатуара» становится парочка, которая по старой доброй голливудской традиции оказывается в городке, населенном странными жителями. Из таких населенных пунктов экранные путники редко выбираются — традиция пошла еще со времен «Детей кукурузы», а то и уходит корнями подальше. Он — бравый полицейский по имени Грэйди, всегда готовый заради спасения возлюбленной послать подальше работу и рискнуть здоровьем и жизнью. Впервые в кадре парень появляется, пожевывая зубочистку — Джо Андерсон вообще постарался сделать своего персонажа настолько «крутым», чтобы это воспринималось как данность и не особенно требовало доказательств. Джессика Лаундес играет журналистку Джулию: руководство постоянно подсовывает ей задания, связанные с недвижимостью, хотя девушка спит и видит, как бы стать криминальным репортером. Кошмарная трагедия в доме родной сестры самым нестандартным образом позволит ей совместить специализации. Постановщик фокусирует внимание на дуэте и всех иных-прочих в "нормальном" мире изображает схематическими набросками, надеясь поскорее сбежать в собственный Сайлент Хилл — пусть на его достойную визуализацию и не хватает денег.
Бюджет картины буквально трещит по швам, это хорошо видно по паузам и повторам, по диалогам, которые ничего не значат для детективной составляющей, зато занимают большой объем времени. Боусман вообще уходит от заявленного жанра: пугаться в «Абатуаре» зрителю решительно нечего, а сам мистический дом, созданный из тех самых залитых кровью комнат, приберегает для финала. Чтобы публика не скучала, постановщик вовсю развлекается с нуаром и время от времени притворяется, что снимает настоящий хард-бойлд. Главные герои выглядят так, будто отправились в настоящее из 30-х годов прошлого века и немного недоумевают, как все это случилось и почему нужно пользоваться всеми этими смартфонами и поисковиками — а по прибытию в Новую Англию достижения прогресса и вовсе становятся бесполезными. Другое дело — автоматический пистолет. Если видео — то на кассетах VHS, чтоб трудно было разглядеть хоть что-то, поставив запись на паузу. Грейди для усугубления эффекта то и дело переходит на высокопарный до комизма слог: все эти "я знаю, небеса обрушились на тебя, детка" и "у этого танца слишком короткая мелодия" действительно развлекают. В проклятом городишке ощущение привязки к определенной эпохи исчезает окончательно: остаются только люди и исходящая от них опасность.
Боусман — режиссер, безусловно, одаренный. В интервью одному из американских изданий он рассказал, что скоро начнет работу над фильмом-ограблением, о котором давно мечтает — и это, безусловно, хорошие новости. Но никакой заявки на «новую вселенную» из «Абатуара» не вышло, хотя он достаточно долго не отпускает зрителя благодаря жесткой завязке и удачным приемам своей первой половины. Фильм производит впечатление даже начальными титрами, которые предвещают не столько очередную франшизу вроде «Восставшего из ада», сколько крепкий триллер-одиночку про охоту за маньяком. Но слишком долго водить современную публику за нос невозможно, и в какой-то момент с картиной случается самое нехорошее, что только можно себе представить — она становится очень скучной. Не спасают ни прямо-таки выпрыгивающие из шкафа скелеты, ни появление «астральной» актрисы Лин Шэй, ни уж тем более заторможенные повадки адептов джебедайской религии, которые в основном молча прогуливаются из тумана в лес и обратно. Складывается ощущение, что Боусман всем сердцем не хочет ходить по проторенным тропам, ведущим в список одноразовых фильмов, но и других отыскать не в силах. Действие «Абатуара» из-за этого напоминает катание на не очень быстрой карусели: проносящиеся мимо пейзажи очень быстро перестают вызывать всяческий интерес.
Даже обидно: все начиналось с очень и очень перспективной задумки — родись она, к примеру, в седой голове писателя Стивена Кинга, результат был бы совсем другим. Некоторые идеи совершенно необязательно до предела усложнять, обвешивая сюжет какими-то сгоревшими в далеком прошлом школами, беглыми детишками и прочим хламом. В основе любой подобной истории должен лежать зов — не обязательно вечный, но уж точно такой, которому невозможно сопротивляться. Вышеупомянутый «Восставший из ада», влияние которого на «Абатуар» не отрицает и сам режиссер, не являлся умопомрачительным шедевром, но дал жизнь целой франшизе именно за счет того, что главным героем в нем было Зло — всесильное, безжалостное и обаятельно-отвратительное. К созданному Баркером образу можно было привинчивать любую человеческую трагедию, казнить и миловать двуногих — главной составляющей ничто особенно не могло повредить. Захочет ли зритель еще хотя бы раз повстречаться с этим вот Джебедаей, похожим то ли на Денни Де Вито, то ли на Эдварда Радзинского — большой вопрос. Да и коллекция его особенного впечатления не производит: обычный, пусть и очень натуральный, театр теней. А когда сочувствия не вызывают даже живые люди, призракам на него рассчитывать и вовсе не приходится.
Добавить комментарий
Комментарии