Фото: Архив АПФото: Архив АП

Зона просит работы

400

амурских заключенных обеспечены сегодня работой в исправительных учреждениях

Нововведение станет возможным благодаря соглашению о сотрудничестве, заключенному между Торгово-промышленной палатой области и региональным УФСИН. В службе исполнения наказаний надеются, что бизнес-сообщество поможет колониям найти новые рынки сбыта, увеличить занятость осужденных, модернизировать производство, а пенитенциарные учреждения в свою очередь предоставят предпринимателям помещения, рабочие руки, и как следствие — дадут возможность заработать. 

В ИК-8, что в районе 5-й стройки Благовещенска, около 2 тысяч квадратных метров производственных помещений. Здесь работают цехи по деревообработке, швейному и мебельному производству. Также осужденные занимаются металлообработкой — делают заборы, стеллажи, двери, оградки и другие металлические изделия. Сейчас все это производится в небольших объемах, поэтому просторные цехи не загружены на полную мощность. Пустуют и некоторые помещения в других колониях.

Все производство амурского УФСИН сосредоточено в центрах трудовой адаптации заключенных: в Возжаевке (ИК-2), Среднебелой (ИК-3), Благовещенске (ИК-8), а также колонии-поселении (КП-4) в поселке Приозерном. На эти четыре учреждения приходится около 6 тысяч квадратных метров производственных площадей. Все они в капитальных зданиях, обеспечены коммуникациями, имеют хорошие подъездные пути.

Из-за неполной загруженности производства работой обеспечены лишь 400 заключенных, тогда как по закону трудиться обязан каждый отбывающий наказание. Например, в перечисленных выше пенитенциарных учреждениях находятся около 2600 человек.  

Причина ситуации сугубо рыночная — ограниченный сбыт продукции и высокая конкуренция, поясняют в региональном УФСИН. И добавляют: постоянная загрузка собственного производства позволит в полтора-два раза увеличить количество трудоустроенных заключенных.

Главное условие — зарплата осужденных не должна быть меньше, чем минимальный размер оплаты труда.

 

— Проблемным вопросом, как и у большинства производителей области, является конкуренция с товарами китайских производителей, — говорит начальник УФСИН России по Амурской области полковник внутренней службы Олег Завьялов. — Однако ее удается преодолевать за счет государственных преференций и снижения себестоимости производимой продукции. В отдельных случаях пользуемся преимуществом, которым обладают изделия ручной работы.

Те же швейные, мебельные цехи выпускают неплохие по качеству изделия, но реализовать их как поштучно, так и оптом колониям непросто. В итоге общая годовая выручка учреждений ФСИН региона начала снижаться: в 2014 году они заработали 120 миллионов рублей, в 2015-м — 85,9, по итогам прошлого года — уже 78 миллионов рублей.

Глава УФСИН по Амурской области отмечает: колонии заинтересованы в обеспечении работой как можно большего числа осужденных, чтобы отбывающие наказание имели возможность выплачивать деньги по судебным решениям. Да и когда человек занят делом, его адаптация в обществе после освобождения проходит легче.

Доступная рабочая сила

Помощь УФСИН может оказать региональное бизнес-сообщество. Речь идет о создании новых совместных производств либо о расширении существующих. Под нужды  предпринимателей в каждой колонии ведомство готово выделить от 100 до 400 квадратных метров. В какую сумму обойдутся услуги колоний, в службе исполнения наказаний пока не говорят, но что однозначно будет дешевле — так это рабочая сила.

— Главное условие — зарплата осужденных не должна быть меньше, чем минимальный размер оплаты труда. В среднем они зарабатывают до 15 тысяч рублей в месяц. Их заработок зависит от специальности, навыков, выполнения установленных норм выработки и премий, — подчеркивает Олег Завьялов.

На аналогичных производствах за периметром ИК специалисты той же квалификации получают вдвое, а где и втрое больше. Следовательно, себестоимость произведенной на зоне продукции будет существенно ниже. Колонии готовы дополнительно подготовить для бизнеса нужных работников: осужденные имеют возможность получить образование в профтехучилищах при исправительных учреждениях по 15 специальностям, отмечают в УФСИН. Сейчас самые востребованные профессии — сварщик, столяр-плотник, стропальщик, плиточник-отделочник, электрик, швея и обувщик.

При определенных условиях заключенных можно привлекать и на предприятия за пределами исправительных колоний. Но пока же организации Приамурья охотнее используют труд тех, чье наказание не связано с лишением свободы. В 2016 году на обязательные и исправительные работы на различные предприятия, от муниципальных до частных, было привлечено свыше двух тысяч осужденных.

Руководство Торгово-промышленной палаты (ТПП) Амурской области надеется, что партнерство сложится. Как отмечает президент ТПП Лев Танаков, интерес к подобному сотрудничеству у предпринимателей есть. Правда, пока речь, скорее, идет о реализации продукции УФСИН, нежели о совместном производстве.

— Соглашение — это первый шаг. И пока рано говорить, во что выльется наше партнерство, — отметил Танаков. — УФСИН по Амурской области постоянно участвует со своей продукцией на выставках-ярмарках. Восхищение вызывают их деревянные изделия ручной работы, мебель. Думаю, такая продукция могла бы заинтересовать китайских туристов. В целом учреждения исполнения наказаний производят около 300 наименований продукции. Сейчас необходимо посмотреть, как предприниматели могут помочь в ее реализации. В дальнейшем нам еще предстоит встречаться и обсуждать отдельные моменты.

Первопроходцы бизнеса за колючкой

Отдельным предпринимателям все же удалось напрямую установить контакт с колониями и начать работать. «Выгоду от использования производственных участков распиловки леса, размещенных в ИК-2 и ИК-3, давно оценили предприниматели Белогорского и Ивановского районов. На этих участках работают 15 осужденных, — приводит пример взаимного сотрудничества Олег Завьялов. — ИК-8 длительное время сотрудничает с одним из обществ с ограниченной ответственностью: организовано производство металлической кладочной сетки, столярных изделий и протяжка арматуры. Ежегодно в связи с активизацией строительных работ в области только на данных участках производства среднесуточно выходят до 70 осужденных». Некоторые ИК самостоятельно пытаются развивать новые производства. В 2016 году в трех исправительных колониях созданы участки по разведению птицы, в ИК-3 и КП-4 введено в эксплуатацию 400 квадратных метров теплиц. В планах на 2017 год открытие производственного участка по выпуску тротуарной плитки в ИК-3.


 

В США заключенные федеральных тюрем работают на государственную корпорацию UNICOR. Вся ее продукция продается госучреждениям, прежде всего Минобороны. UNICOR имеет на базе тюрем 78 фабрик, в которых производится около 80 видов  продукции: электроника, одежда, офисная мебель и др. Частные тюрьмы заключают соглашения с крупными компаниями, организуя производство для их нужд. В частности, трудом заключенных пользовались Motorola, Compaq, Honeywell, Microsoft, Boeing, Revlon, IBM, Hewlett-Packard, Nortel и другие. Американская тюремная индустрия выпускает до 100% военного обмундирования и снаряжения, монтажные инструменты, бытовую технику, авиационное и медицинское оборудование.

В Германии заключенные работают либо на предприятиях самих уголовно-исполнительных учреждений, либо на тюремных подразделениях частных компаний. В первом случае вся продукция находится в собственности федеральной земли, во втором — в частной. Наиболее распространенными сферами деятельности являются слесарное, столярное дело, пошив одежды и обуви, выпечка хлеба, прачечные, строительство, садоводство. Способ расчета оплаты труда прописан законодательно. По данным Минюста земли Саксония, в 2013 году заключенные произвели на 31 частном предприятии продукцию общей стоимостью 6,8 миллиона евро. К работе привлекался каждый третий из 3,5 тысячи саксонских осужденных. Кроме того, Минюст сообщил о запуске онлайн-магазина.

Во Франции к трудовой деятельности привлекается 30—40% заключенных. Они могут заниматься хозяйственным обслуживанием тюрьмы либо работать на производстве на нужды пенитенциарной системы или частных предприятий. Частные компании обычно не афишируют использование труда заключенных, предпочитая действовать через подрядчиков. Известно, что в 1970—2007 годах осужденные привлекались для сборки ручек и бритвенных станков марки Bic. Также в СМИ упоминались компании EADS, YvesRocher, L'Oreal. Финансовые результаты подобного сотрудничества не назывались.

Возрастная категория материалов: 18+