В центре сюжета фильм «Нелюбовь» — современная московская семья в стадии развода. Главные герои, Борис и Женя — еще супруги, но у каждого из них уже есть новые отношения на стороне, и им не терпится решить квартирный вопрос и определить, куда девать 12-летнего сына. Никто из них — ни отец, ни мать — не хочет брать на себя эту «обузу». И мальчик, случайно подслушав ночную беседу родителей о своем участии, уходит из дома — навсегда…
Самое интересное, что еще до начала съемочного периода фильм «Нелюбовь» установил рекорд по продаже международных прав на прокат на зарубежных территориях. На данный момент он идет практически во всех странах мира. Журналисты ИА «Столица» встретились с Андреем Звягинцевым и поговорили об этой картине.
Резонансное кино
— Андрей Петрович, два ваших предыдущих фильма — «Елена» и «Левиафан» — вызвали неоднозначные оценки, взбудоражили общество, было много критических высказываний. Повлияло ли это как-то на вашу позицию во время съемок фильма «Нелюбовь»?
— Скажу коротко: никак не повлияло. Да и к этой широкой общественной дискуссии вокруг «Левиафана» я достаточно спокойно относился. Не было, я считаю, какого-то особого повода, чтобы поменять свои взгляды, свои установки. Хотя некоторые люди, с определенным умонастроением, всегда найдут, за что зацепиться — дайте только повод. Что касается фильма «Нелюбовь», я с самого начала работы над этой картиной не видел каких-либо причин для того, чтобы эта волна опять как-то поднялась. Фильм снимал я для другого.
Кадр из фильма «Нелюбовь», kinopoisk.ru
— Для чего?
— Я говорил недавно в одном интервью, что мы снимали фильм для того, чтобы зритель пришел домой после просмотра и крепко обнял своих близких. Если на этом фоне — с таким посылом, сердечным посылом, к объединению, состраданию, сочувствию и уважению — если на этой почве строить дурацкие домыслы, то это надо иметь особый талант! Скажу лишь, что нас коснулся вопрос ненормативной лексики…
— Но ее в фильме, вроде бы, нет...
— Есть две версии фильма «Нелюбовь»: купированная и режиссерская. Когда смотришь в оригинале — там совсем другое ощущение. Я никогда для себя не ставил задачу снять фильм, который бы пестрил подобными выражениями. Но как только сюжет появился — стало понятно, что без этого будет сложно передать атмосферу...
— Но закон, как известно, запрещает ненормативную лексику в фильмах…
— Закон о ненормативной лексике вступил в силу три года назад. Но законы часто бывают временны. Они со временем меняются, а та вещь, тот посыл, которым ты хочешь достучаться до современника, до сердец, до того человека, который знает все эти моменты и понимает их — она может существовать гораздо дольше… Хочется, чтобы в перспективе — я все же надеюсь — этот закон или его условия были пересмотрены…
Герои дня
— Правильно ли я понимаю, что прообразом поисково-спасательного отряда «Вера», задействованного в поисках пропавшего Алеши, стал реально существующий в России поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт»?
— Да, все верно. Просто в виду неоднозначности сюжета нами было принято решение не использовать их название и логотип. Сотрудники «Лиза Алерт» выступили консультантами проекта. Об этих людях можно говорить бесконечно. Когда-то Григорий Сергеев, который сейчас является председателем этого отряда, был участником стихийных спонтанных поисков девочки Лизы с ее тетей, которые потерялись в лесу. Он и другие добровольцы очень поздно включились в эти поиски, поскольку не знали об этом происшествии. Делом занималась полиция, которая одновременно с этим обеспечивала порядок на Дне города (дело происходило в Подмосковье — Прим. авт.), все были на усилении, и помочь было некому. К сожалению, на седьмой день они нашли тела. Судмедэксперт сказал, что ровно дня не хватило, чтобы найти их живыми. И вот этот парень Гриша был настолько потрясен тем, что он немного не успел их спасти, что он создал движение «Лиза Алерт», которое насчитывает сейчас больше тысячи волонтеров, у них есть по всей стране филиалы. Они никак не связаны с государством и подчеркивают это. Они вольные люди. «Лиза Алерт» не получает никаких денег — это их принципиальная позиция, чтобы не превратиться в коммерческое предприятие. Вот это — настоящие герои нашего дня!
— Скажите, а на какую аудиторию рассчитан ваш фильм?
— Мы не верим в целевые аудитории. Я верю в другое. Мы ведь под настроение читаем разные книжки. Точно так же в каждом человеке живут разные зрители. И вот мне меньше всего хотелось бы причислять навсегда их к какому-то определенному разряду, к потребителям жанрового кино. Мои фильмы может смотреть любой человек, их не надо толковать, там не надо разбираться в нюансах киноязыка, и так далее. Просто нужно включиться и проделать некоторую внутреннюю работу…
Другой финал
— Вы, как режиссер, допускается на съемочной площадке импровизации?
— Что касается фильма «Нелюбовь», то не было никаких импровизаций, все было известно заранее. В октябре 2015 года появился сценарий, и мы его не меняли.
— Скажите, а был ли другой вариант финала?
— Других вариантов финала не было. Давайте представим себе, что могло бы быть. Первое, что напрашивается: сложные отношения в семье, они рвут их на части, пропадает ребенок — и они начинают его искать, и в процессе этого потихоньку снова обретают друг друга. Что еще банальнее можно было бы придумать?! Или, как мне недавно кто-то сказал: «Хотя бы ребенка показали в финале — как и что…» Но понимаете, в данном случае любой из этих вариантов не будет работать так, чтобы зрителя заставит думать... Не имеет никакого значения: эволюционировала дальше любовь или нет. Вот пошло черное поле и титры. Все! Все, что может произойти дальше — это происходит только со зрителем. Это и есть цель: ты попал в сердце, сознание, во всевозможные фибры души. Нужно просто подумать. На экране просто тени. Это тени наших страхов, наших сомнений и мечтаний, снов, и так далее... И все это — только для того, чтобы мы получили некоторую инъекцию, сделали выводы. И то, о чем я сказал в самом начале: чтобы мы пришли домой и обняли своих близких. Больше ничего не нужно…
Некоторые зрительские отзывы:
«Не надо искать здесь глубокий смысл. Тьма в душе порождает тьму на экране если можно так выразиться . Во всех фильмах Звягинцева присутствует отчаяние, мрак и беспросветность. Главного нет Надежды! А без этого любая картина подобного жанра превращается в сухую констатацию по типу »Пациент умер!«. Не ищите, не пытайтесь, все напрасно. Все плохо! Вылить ведро г...а много ума и таланта не нужно. Главное правильно преподнести публике и продать выгодно, а там хоть трава не расти. Вот и все вообще-то...»
«Фильм «Нелюбовь» — просто-напросто сделан неинтересно. Не нужно обвинять рецензентов в неспособности понимать артхаус. Не нужно советовать им ходить только на «пустые голливудские штампы». Прежде, чем обвинять кого-либо, помните, что вы тем самым возвеличиваете себя. Вы уверены в своей высоколобости? Вы уверены, что умнее тех, кому Звягинцев не задел душу?
У Звягинцева слишком велико желание «быть, как Бергман». «Быть, как Феллини». «Быть, как Тарковский». Отсюда и эти долгие стоячие кадры. Но любой приём должен выражать что-то. У Бергмана они многое выражали, эти кадры в целую минуту. И тогда это было очень по-новаторски. Что выражают они у Звягинцева? Ценность мыслей, прозвучавших в фильме, нисколько не пострадала бы, если он сделал нормальный (необязательно клиповый) монтаж с оправданным темпоритмом.
Введение – унылый пейзаж, всё криво, некрасиво. Да, создаёт атмосферу, настраивает на то, что мы увидим далее в фильме. Но вместе 4-5 минут показать это в 1-й минуте – было бы достаточно. Задачу решает полностью.
У Звягинцева с подходом «быть, как Бергман» — перебор. Звягинцев не заметил, что на дворе сейчас не эпоха Бергмана. А каждому времени – свои инструменты, приёмы, подходы и образы. На самом деле это у него не подход, а просто многозначительность. Вы уважаете людей, которые много не говорят, которые, вообще, с вами не хотят разговаривать, а постоянно носят на лице гордость, важность и отстранённость? Таких вокруг очень много. Не открою вам секрета: таких мало кто любит. Они в разговорах людей не участвуют не потому, что у них мысли сложнее ваших, а потому что боятся быть банальными. Или сказать им нечего. Или они себя считают выше вас.
Звягинцев слишком увлекается многозначительностью. И бергмановщиной. Применяет сиё неумеренно и не к месту. В его фильмах – не мысли Тарковского. В его фильмах – обыкновенщина. И облачать это в тогу сверхэстетизма – это перебор.
Ни в одном фильме Звягинцев не отличился какими-то серьёзными, реально глубокими мыслями о человеческом духе, о жизни и смерти, о цивилизации. Для людей по-настоящему знающих его фильмы не несут откровения. И не могут нести – там нет уникальных, ещё не прозвучавших в искусстве идей. Всюду он только старательно создавал имидж Бергмана.
Киновед Дондурей сказал, в чём ценность настоящего кино. «Кино должно помогать жить». Помогает кино от Звягинцева жить? Если для кого-то в нём открывается Откровение, значит, тот человек не замечал ничего доселе в жизни. Разумный человек все эти проблемы знает. Если вы только в кинотеатре услышали о том, что люди плюют на своих детей, изменяют, не уважают своих супругов, то на что же вы, вообще, обращаете внимание в жизни???
Указать на проблемы – много ума не надо. Ещё Штирлиц в великом фильме сказал: «Обличать каждый может. Подсказать, что делать – значительно сложнее».
Так вот, Звягинцев это и делает – обличает. Причём, даже здесь отставая от эпохи. А вот ответить на вопрос, о котором всегда думала настоящая русская интеллигенция – «Что делать?» — он не может. Потому что это значительно сложнее, чем срисовать у Бергмана. »
«Послание фильма »Пациент умер!« (это о России) так по душе нашим западным партнерам, греет их души такой сладкой музыкой, что они с огромным удовольствием наградят его всевозможными наградами.
И про Звягинцева точняк. Тьма в душе этого человека изливается во все , что он делает, или говорит, или снимает. Этот товарищ живописует свой портрет. Портрет своей души.»
«Впечатление неоднозначное. Фильм явно рассчитан на благосклонность »западного« жюри с их пониманием нынешних наших реалий. Тупая и бездуховная современная русская жизнь в погоне за лучшим материальным завтра. Уж не знаю, на какого зрителя рассчитано, но западный это смотреть вряд ли будет, а наш уходил посреди сеанса и был, в общем-то, немногочисленным. Ничего общего с советской (конечно же) и с русской (скажем, Балабанов) школой кино. У фильма две части — до и после (побега). До — слабенький порнофильмец со вставками этюдов из »непростой« жизни офисного планктона в отечественной версии, после — реклама ПСО »Лиза Алерт« или какого-то другого (вполне себе достойная и, наверно, заслуженная) со вставками измененного сознания героев и понимания ими полного отсутствия удовлетворения от достигнутых целей. Актеры играю достойно, операторская работа — так себе. Фильм одноразовый. На мой субъективный взгляд — денег за билет не стоит.»
Есть и другие, слезливые отзывы:
«Если после просмотра какого-то элемента искусства, хочется плакать, говорить, думать, обсуждать, самовыражаться, то... это шедеврально!!! Это зашло! Посмотрев фильм, я прониклась на все 100. Такие вещи нужно смотреть вечером, в тишине, одному. Глубоко, драматично, психологично. В этом фильме я пережила заново и сложности своего детства и развода родителей, и всю мерзость роли просто любовницы, которую не так-то и любят, а также не очень-то нужной жены. Концовка логична. А игра бесподобна. Носовые платки лично мне были к просмотру обязательны. Но их не было, пришлось хлюпать
После просмотра остро хочется чего-то глубокого и настоящего, чистого и душевного... в этом »аду« под названием »жизнь"...
— Гурд