Маленькая дорога в большую жизнь: в Свободном из пятиклашек растят министров-железнодорожников
ОбществоЗа спиной этого предприятия — непростой путь длиной в 77 лет. И именно здесь дают дорогу будущим машинистам, проводникам, сигналистам, дежурным по станциям. Отстроенная еще в военные годы, пережившая разруху и угрозу закрытия, свободненская детская железная дорога не прервала жизненный маршрут. Ежегодно здесь проходят практику больше тысячи детей — кадровый резерв РЖД. Как из ребят растят больших людей и как школьница помогла получить полмиллиарда на продолжение истории этого коллектива — узнала АП. Накануне Дня железнодорожника, который отметят в России в воскресенье, 6 августа, мы побывали на станциях, где важным делом заправляют малыши и подростки.
Все по-настоящему
Юбчонку для этой проводницы пришлось ушивать. Железнодорожница Маша Литвинцева носит всего лишь 32-й размер. Однако ответственности девчушке не занимать. По команде 12-летней проводницы — желтому флажку из последнего окна вагона — машинист отправит состав. «Уважаемые пассажиры, предъявите билеты!» — чеканит старший брат рыжеволосой школьницы Дима Литвинцев, проходя по вагону. Взрослые улыбаются, сверстники серьезного ревизора смотрят на него с восхищением.
— А вон наш брат Рома, он сигналист, — машут ребята в окошко такому же конопатому железнодорожнику, встречающему поезд.
Из радиоприемника на перроне детский голос предупреждает: «Будьте осторожны, на первый путь прибывает поезд!». За пультом на дежурной станции — 9-классница Алина Зайченко. Отвлекаться на интервью ей некогда. За компьютером она переводит маневровые стрелки, чтобы пропустить состав.
— Я обеспечиваю безопасный маршрут. Ответственность большая — в моих руках судьбы всех пассажиров, — серьезно объясняет она.
Алина и ее сверстники за дежурным пультом не могут позволить себе выучить урок даже на четверку. «Одна ошибка — и с рельсов сойдет состав!» — предупреждают их взрослые инструкторы, которые постоянно контролируют работу маленьких коллег. За долгие годы на свободненской детской железной дороге не случилось ни одного ЧП. Поезда ни разу не вышли со станций с опозданием, несмотря на раннюю отправку первого рейса.
25
детских железных дорог функционирует в России. Свободненская — самая длинная. Ее протяженность 10,5 километра
— Я в шесть утра встаю, чтобы приехать вовремя! — говорит Влад Яковлев, променявший каникулы на ответственный труд.
«Дети так добросовестно подходят к работе! Ребята всегда опрятные, в отглаженных рубашках, причесанные, — с гордостью за воспитанников рассказывает инструктор Галина Шелестюк. Все, от пятиклашек до подростков, помнят наставление, которые каждый день говорят на планерке: «Вы — лицо железной дороги!»
Даже самые маленькие помогают при высадке пассажирам с детьми и предотвращают возможные теракты. «Недавно во втором вагоне проводник и ревизор обнаружили подозрительный пакет», — рассказывает Галина Шелесюк. Тревога была учебной, но экзамен школьники прошли. Пассажиры благодарны за эталонный труд детей и честны с маленькими сотрудниками. На детской железной дороге никогда не ловили «зайцев».
Спасение для селян
Колея на малой дороге почти в два раза уже обычной. Малогабаритные поезда здесь кажутся «легковушками» по сравнению с массивными составами. Но, несмотря на юный возраст персонала, тут выполняют взрослую работу. В смене сразу 50 ребят.
— У нас не игрушечная дорога, как думают многие. Все как на большой железной дороге. Дети ведут поездную документацию, принимают и отправляют настоящие поезда, — рассказывают инструкторы.
На детской дороге предусмотрен даже карьерный рост. Только спустя 4 года обучения ответственный школьник может стать помощником машиниста. Вести состав ребенку не доверят, но быть на соседнем кресле с опытным рулевым — большая честь, о которой мечтают даже девчонки.
Право стать юным железнодорожником получают ребята с 5-го класса, которым доступно обучение на профильном факультативе. А летом на практику в Свободный съезжаются школьники со станций Белогорск, Завитая, Бурея, Ушумун, Шимановск, Сковородино, Уруша и Магдагачи.
Детская железная дорога работает три летних месяца в году, выполняя роль пригородного сообщения. Маленький поезд собирает пассажиров из трех поселков. В самый дальний из них, Бардагон, уже больше десятилетия не ходит автобус. Детский учебный состав для селян — временное спасение.
— Это серьезная проблема. В Бардагоне нет магазинов и аптеки. Продукты нам нужно покупать в районном центре, а до Свободного 10 километров. Такси в одну сторону стоит 300—400 рублей. Фельдшер из другого поселка ходит к нам каждый день пешком несколько километров! — рассказывает жительница поселка, пенсионерка Лидия Нигматулина.
Уже пять лет на детской дороге не поднимают цену на билеты: 50 рублей берут за взрослый, 25 — за детский. Провозят и животных — по детской цене. При этом маленькое предприятие не окупает себя даже на 10 процентов. «Мы делаем вложение в будущее! Статистика показывает: 47 % ребят, прошедших школу юного железнодорожника, выбирает институты путей сообщения и профильные техникумы», — приводит данные директор дороги Елена Юрьевна.
Дорога с великой историей
В этом году свободненской детской железной дороге 77 лет. Стройка предприятия стартовала еще в 1939 году, но отсчет ведут с 1940-го. В военные годы малая дорога обеспечивала фронт провиантом, углем и стройматериалами, а в мирное время стала ковать будущие кадры для РЖД. «У нас учился бывший замминистра путей сообщения РФ Эдуард Поддавашкин», — показывают фото знаменитого ученика в музее. В небольшой комнате хранят память о важных вехах истории амурской детской железной дороги.
4,6
тысячи пассажиров перевезла Свободненская детская железная дорога за июнь 2017 года. В выходные за сутки на маленьком локомотиве путешествуют не менее 700 человек
— В прошлом году приезжала сестра Георгия Зенина, который 16-летним мальчишкой работал на нашей дороге в войну. Во время хода паровоза провалилась колосниковая решетка печи, куда подавался уголь. И Георгий, чтобы не останавливать состав, надел брезентовый костюм, облился водой, руками разгреб угли и вставил решетку на место! Если бы не его самоотверженность, на сутки встали бы стройки, а совхозы остались без еды! — показывает инструктор Татьяна Калугина фото героя, подаренное музею его родственницей.
Здесь же с любовью вспоминают о подвиге нашей современницы. В 2003 году, когда на станции «Юность» упал старый потолок, а персонал в дожди ведрами вычерпывал воду с пола, школьница Кристина Вдовенко на слете в Москве осмелилась попросить первого президента РЖД Якунина о помощи. Финансирование пришло, правда спустя почти десятилетие. В 2012-м в реконструкцию дороги вложили больше полумиллиарда.
— Деревянные шпалы заменили на железобетонные, отстроили новый перрон, прислали новые локомотивы. Для детей возвели двухэтажный гостиничный комплекс! — рассказывает директор Свободненской детской железной дороги Елена Марковская.
В наши дни практику здесь ежегодно проходят 1 300 ребят. А когда семидневная смена заканчивается, юные работники прощаются со слезами.
Детская дорога служит пригородным сообщением: жители поселков Подгорный, Советский и Бардагон добираются маленьким поездом в районный центр.
Возрастная категория материалов: 18+
Фото: Андрей Ильинский
Амурская правда
от 03.08.2017
Добавить комментарий
Комментарии