У проекта, казалось бы, есть основания, чтобы порадовать соскучившегося по масштабным кинокатастрофам потребителя: известные актеры, приличный бюджет и прямая и явная угроза для Homo Sapiens в сюжете. И все же ещё до премьеры в США фильму напророчили провал в прокате: кино, которое должно выезжать именно за счет масштабных сцен про разрушения и хаос, вместо этого пытается усидеть на нескольких стульчиках.
«Сборы в США и Канаде ожидаются не просто провальными, а скандальными — 10-12 миллионов долларов за первый уик-энд», — сообщают нам аналитики, уточняя, что общественность вряд ли удастся удачно обвести вокруг пальца при помощи откровенно скопированных все у того же Эммериха ходов и пафосных до отвращения персонажей. Создатели «Геошторма», по всей видимости, планировали сыграть на чувствах аудитории, позволив им на время вернуться к рубежу XX и XXI веков. Проект при этом долго переходил от студии к студии и от продюсера к продюсеру, сценарий впал в состояние комы после множественных операций по внесению корректив, да и с рекламой не очень задалось: уже по трейлерам становилось понятно, что на демонстрации разгула стихии авторы собираются экономить.
Наверное, в этом они предпочли следовать примеру создателей «Разлома Сан-Андреас», который вызывал примерно такие же ощущения. Но похождения «Скалы» Джонсона среди руин по крайней мере не пытались прикидываться многослойным произведением — а вот картину Девлина постоянно качает из стороны в сторону. Тут вам и катастрофа, и sci-fi про космическую станцию будущего, и политический детектив про теорию заговора, и даже скромная, но гордая мелодрама о разрушенных семьях, которым суждено воссоединиться. В силу слабых сценарных позиций довести до ума хотя бы одну из этих линий не удалось — так же, как не удалось и уместно пошутить, и оправдать дурацкий пафос.
Девлин, не раздумывая, стартует с закадрового детского голоса, который с интонациями психиатра рассказывает зрителю о том, что зря мы все не послушали Альберта Гора и Леонардо ДиКаприо. Глобальное потепление все-таки растопило ледники, и на планете началось форменное непотребство с погодой: то подует, то заморозит, то поджарит. Чтобы поставить стихии заслон, цивилизованные страны объединились «под эгидой США и Китая» и построили «сеть спутников», которые несколько раз опоясали земной шар, дабы обеспечить его обитателям мирное небо над головой.
И вроде бы все устаканилось, население планеты принялось безбоязненно лежать на пляжах, пока отважные люди на МКС управляют супертехнологией и содержат ее в порядке. Но мир непрост, и накануне передачи станции под очередную международную эгиду на ней начались неприятности, отразившиеся и на земных событиях. Изучив сосульки, в которые превратилось население небольшой деревушки в Афганистане, а также просмотрев видеозапись про улетающего в открытый космос техника МКС, американцы во главе с президентом Энди Гарсиа решили, что сначала надо все починить, а уж потом кому-то отдавать.
«Не в мою смену», — открыто и гордо заявляет глава государства, после чего госсекретарь Эд Харрис обращается за помощью к двум братьям, на которых вся надежда. Их играют Джерард Батлер и Джим Стерджесс: тот, что постарше, всю эту космическую хреновину построил, а второй пришел на все готовенькое, да еще и родича подсидел. Тот огорчился, поругался с женой и поселился в глуши, где можно уже в 11 утра пить пиво.
Но родина знает и родина слышит: и вот наш перманентно бородатый герой снова летит на орбиту, чтобы разобраться в причинах сбоя того, что сбоев давать было не должно. Брат-2 при этом устраивает любительское расследование на Земле, вовлекая в него свою решительную зазнобу (Эбби Корниш), которая охраняет президента, а также политкорректную девушку-хакера, которая умеет «перепрограммировать по удаленке беспилотные такси».
Творение Девлина, конечно, найдет часть аудитории для себя, но вряд ли она будет достаточно велика, чтобы ставить «Геошторм» на одну полку с «2012» или «Послезавтра».
Девлин нисколько не страдает от того, что пользуется бессмысленными персонажами — еще несколько таких сидят на орбите и символизируют полное стирание границ между нациями во имя спасения планеты. Нарастающая детективная интрига тут же сводится на нет, потому что всем понятно, от кого исходят злобные козни. А когда заговор наконец удастся раскрыть, выяснится мотивация главного негодяя, глупее которой придумать очень сложно. Злодей получит свои пять минут для финального монолога, а потом — по морде, после чего скроется навеки, поддерживаемый под локотки теми, кто нашел в себе силы не изменять присяге.
Больше никого не накажут — тех, кто мешает хорошим парням спасти от вымирания всех человеков. Девлин предпочитает убивать всякими эффектными способами. Сами парни успевают не только поставить заслон негодяйским планам (причем пожертвовать собой приходится одному лишь не в меру любопытному азиату), но и, по традиции, обустроить свою карьеру наилучшим образом. Даже зазнобу-телохранителя президент решил не увольнять, хотя она и нарушила все имеющиеся на свете инструкции, как и девушка-хакер.
Катаклизмов при этом гораздо меньше, чем того хотелось бы зрителю: помимо замерзшей внезапно афганской деревни, вам предложат не самое эффектное крушение самолета, вспучивание асфальта в мегаполисе, внезапное похолодание в курортных зонах (чтобы девушки в бикини могли побегать в кадре) и несостоявшееся затопление какого-то там Абу-Даби. Несомненно, от гнусных поползновений пострадает и Москва — должны же быть в фильме эти чертовы русские, раз уж мы и очистили от них МКС.
Но сцена разрушения российской столицы вызывает такой силы недоумение, что о политической подоплеке думать совершенно не хочется. Не хочется и дожидаться, когда же все это, наконец, закончится. Небольшим поощрением зрительскому терпению станет сцена разрушения космической станции — главное, не обращать внимания на махровый сценарный идиотизм, которым она сопровождается. Девлин не гнушается ничем — вплоть до традиционного таймера, который отсчитывает, сколько именно минут и секунд осталось до вынесенного в название геошторма.
Чтобы все починить, надо все поломать — ведь герой Батлера, создавая сеть спутников под названием «Голландец», предусмотрел почти все — но не все же. Даже слоганом картины выбрали оригинальнейшую фразу «Есть вещи, которые нельзя контролировать», чтобы мы с самого начала поймали правильный настрой. Спорить с этим трудно — перед нами яркий пример того, как целая команда людей не способна контролировать фильм, который снимает.
Батлер и Гарсиа по обыкновению играют из рук вон плохо, подававший большие надежды Стерджесс с кислой миной бубнит нелепые фразы, которыми разговаривают только в кино, Корниш вообще не поняла своего персонажа — актерским ремеслом здесь занимается разве что пенсионер Харрис. Неинтересная история пытается развиваться и в диалогах, но лучше бы Девлин утопил и заморозил еще пару населенных пунктов — ведь для чего-то зритель сидит почти два часа в стерео-очках.
В какой-то момент от происходящего в «Геошторме» становится смешно, потом проходит и это: а уж выдать это сомнительное зрелище за блокбастер и вовсе невозможно. Впрочем, свои деньги и время вы потратите не совсем зря: после сеанса можно довольно долго и весело обсуждать все допущенные создателями фильма ляпы. Конечно, и фильмы Эммериха трудно назвать чем-то выдающимся в интеллектуальном смысле — но их, по крайней мере, можно пересматривать.
С творением Девлина это не работает: конечно, оно найдет часть аудитории и для себя, но вряд ли она будет достаточно велика, чтобы ставить «Геошторм» на одну полку с «2012» или «Послезавтра». И на проблему глобального потепления обратить внимание не удалось — перед нами снова люди, создающие себе огромные проблемы на пустом месте. Природа, инопланетяне и сам дьявол в этом сфере вряд ли способны с ними конкурировать.
Добавить комментарий
Комментарии