Дело всей жизни
Три последних года родоначальница амурского фигурного катания не парила птицей по застывшей глади — ноги уже не те, но продолжала выходить на лед в качестве главного тренера команды. С этого года роль тренера пришлось оставить. «Но я прихожу посмотреть, как детки занимаются. Теперь я в другой команде — судейской. Надеваю бахилы и выхожу на лед. На коньках катаюсь, но только во сне», — говорит свободненская ледовая мама.
«81 год исполнился — пора и честь знать, — шутит Галина Климова, рассматривая пожелтевшие от времени фотографии. — Вот я на стадионе «Локомотив» совершаю прыжок-олень. Между прочим, фотограф получил за этот снимок приз от газеты. А вот здесь я выступаю с произвольной программой на соревнованиях. Кстати, моим ученикам уже самим за шестьдесят, еще помнят меня, здороваются».
Когда‑то весь Свободный сбегался посмотреть на скользящую по стадиону девушку, похожую на статуэтку. «У меня талия была — двумя руками можно обхватить и место останется», — улыбается героиня. Галина Борисовна не только привезла в 1957 году новый вид спорта в Приамурье, но и воспитала плеяду талантливых спортсменов. Но главное — привила любовь к делу всей жизни и своей дочери Елене. Сегодня она продолжает идти по стопам матери, а секция фигурного катания в Свободном — единственная действующая в области.
За снимок, где Галина Климова совершает прыжок-олень, фотограф получил приз от газеты за мастерство. А сама мама амурского фигурного катания — приз зрительских симпатий.
— Родилась я 29 октября, на День комсомола, в Туле в 1936 году. Вот так и живу с комсомольским задором. Да мне никто моих восьмидесяти не дает, говорят, выгляжу на шестьдесят, — признается Галина Борисовна. — Хотя жизнь нелегкой была. Война, немцы вплотную подошли к Туле, разорив Ясную Поляну. Устроили в музее Толстого конюшню. Отца забрали на фронт, домой он не вернулся — пропал без вести. Во время ночной воздушной тревоги бегали с мамой и теткой в бомбоубежище. На нас осколки сыпались, немецкие самолеты прожекторами светили, выбивали. Тетка голосила: «Убило бы нас разом, да поскорей!» А днем мы с ребятней осколки фугасов подбирали. Помню, как стреляли «катюши», как пленные немцы в городе работали, а люди в них камни кидали.
Видела первые успехи Татьяны Тарасовой
В 1952 году в Тульском доме пионеров образовалась секция фигурного катания. Что это за чудо такое, подростки тех лет даже не знали, время было голодное — не до красивого спорта и стремления к прекрасному. Галя занималась в балетном кружке, подружка позвала ее: «Давай на новый кружок запишемся». Четырнадцатилетним девчонкам выдали коньки. «Как‑то я с перепугу начала вращаться на льду, сколько оборотов сделала, даже не знаю, остановиться не могу. С той поры дело пошло, — рассказывает спортсменка. — Вместе со мной в группе был Витя Кудрявцев. Впоследствии он стал знаменитым фигуристом и выдающимся советским тренером, его ученики завоевали на чемпионатах страны, Европы и мира 108 медалей. В составе сборной Тулы я ездила на соревнования в Москву и другие города, видела, как делает свои первые успехи на льду маленькая еще Татьяна Тарасова.
Для тренера по фигурному катанию Елены Кротовой мама стала наставником.
Коллега и друг Виктор Кудрявцев поехал учиться в Москву, а Галя вслед за мужем отправилась в далекую Амурскую область. Леонид Климов получил распределение в Свободный. «Поехала сюда, как на соревнования, — продолжает основоположница амурского фигурного катания. — Мама бежит за поездом и плачет, а мне чудно — чего она плачет? Радоваться надо». В Амурской области свободненский стадион «Локомотив» стал для приезжей девушки отдушиной.
Дефицит коньков и внимания
Галина Климова окончила Хабаровский политехнический институт по специальности инженер-технолог и всю жизнь проработала на Свободненском заводе высоковольтной аппаратуры. Прошла путь от разнорабочей до начальника инструментального цеха, есть звание «Ветеран труда». В 1965 году, после рождения дочерей, она на энтузиазме решила открыть при стадионе «Локомотив» секцию фигурного катания. Днем работала на заводе, по вечерам и в выходные бегала на тренировку. Группа подобралась самого разного возраста, приходили даже семейные пары. Вместе с ребятишками и взрослыми с пяти лет занималась и дочь Елена. Спустя год вся сборная команда получила юношеский разряд. Но через некоторое время группа распалась.
— Не было к нам должного внимания, все на уровне самодеятельности. Руководство стадиона отдавало предпочтение хоккею. Мы варились в своем котле. Нас не посылали на сборы и соревнования. Не было развития. Фигурное катание в стране все улучшалось и усложнялось, а мы — нет. Не было специализированной литературы. Коньков не было, страшный дефицит. Я свои, как могла, берегла, но и то они через десяток лет пришли в негодность, — сетует тренер.
Мечта сбылась спустя полвека
Мечта Галины Климовой сбылась только через полвека. Галина Борисовна стала официальным тренером фигурного катания в 76 лет. Но лучше поздно, чем никогда, считает ледовая королева. В 2011 году в Свободном построили ледовую арену «Союз». Галине Климовой и ее дочери предложили возглавить секцию фигурного катания.
— Я сама тогда была в предпенсионном возрасте, 23 года проработала в налоговой службе, — говорит Елена Кротова. — Мы с мамой подумали — а почему бы и нет. Ну и что из того, что мне 53, а маме — 76?! Можем же еще. Я на коньках с детсадовского возраста. Мама меня всему научила. Лучше и опытнее ее в нашей области никого нет. Она педагог от Бога, мастер своего дела. Даже самую сложную технику может объяснить. Путь, который в этом спорте проделала мама, вряд ли кто из юных спортсменов может повторить. Да и зачем? Сейчас другие коньки, другие технологии. А ты попробуй в тридцатиградусный мороз кататься — одетый, как колобок, и подпрыгивать на изрезанном, горбатом льду. Опасно для жизни. И все равно мы совершали аксели, тулупы и лутцы, вращались, подгоняемые ветром, делали тодес. Пятнадцать минут покатаешься — и бегом в теплушку, застывшие, негнущиеся ноги отогревать. Это мужество — учиться в таких условиях. Ну а сейчас, когда идеально ровный лед, нет ветра и минимальная температура плюс один градус, я испытываю от своей тренерской работы только удовольствие.
Чулки пришивали к белью
В купальниках в середине прошлого века первые советские фигуристы выступали только на соревнованиях, а тренироваться приходилось одетыми в верхнюю одежду. Крытые теплые катки были столичной роскошью. Но эти трудности только закаляли юных спортсменов. «Купальников в то время не было. Мы брали шерстяную футболку с рукавами, сшивали ее внизу в виде трусиков и пришивали оборки в виде юбочки, — делится секретами Галина Борисовна. — Колготок тоже не было, их тогда еще не придумали. Вместо них носили чулки: шерстяные и фильдеперсовые. Мы брали фильдеперсовые чулки и пришивали их к плавкам. Крепко, чтобы не отвалились и стрелки не пошли».
Сегодня в свободненской секции занимаются 56 девочек — фигуристок от трех до четырнадцати лет. Юные спортсмены выезжают на различные соревнования и без призов и наград домой не возвращаются. Получают звания, повышают разряды — и все благодаря Галине Климовой. Правда, три года назад первая фигуристка области неудачно упала на показательных выступлениях и сломала руку. С тех пор дочь категорически запретила ей надевать коньки. Но без совета опытной Галины Борисовны не обходится ни одна подготовка к соревнованию — она часто заглядывает на каток. Дочь рассказывает: фигурное катание — это жизнь Галины Климовой. «Она знает всех своих выдающихся коллег разных поколений и следит за их выступлениями. Иногда мне звонит, просит включить телевизор, когда идет чемпионат по фигурному катанию, — делится Елена Кротова. — Мама для меня самый дорогой, самый любимый человек, моя поддержка и опора. В жизни и спорте. И я ею очень горжусь. На свете есть много знаменитых фигуристов, но для меня самой красивой и талантливой остается мама».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии