Премьера
Премьера необычного спектакля состоялась в столичном театре «Русская песня». В постановке много лирических и народных песен, без которых трудно представить повествование истории главных героев — простых людей, которые, может быть, и не знают высокопарных слов, но именно они и являются «солью земли». Режиссер спектакля Дмитрий Петрунь с трепетом отнесся к материалу, который давно уже стал классикой русской литературы. И этот трепет передался каждому, кто выходит на сцену. А для Марии Шукшиной это во всех смыслах особый проект. Во-первых, это ее первый выход на театральную сцену. Так получилось, что старшая дочь Шукшина Ольга получила образование актрисы, но актрисой не стала. А Мария имеет диплом переводчика, какое-то время работала по специальности, но в итоге судьба привела ее в профессию родителей. И даже предложение стать телеведущей популярного проекта «Жди меня» она получила, находясь на Алтае — на праздновании 70-летия Василия Макаровича. Профессия актрисы, кажется, у нее «в крови», передалась по наследству от родителей. И теперь вот мамина роль в отцовом фильме… Как тут не переживать?
Лидия Федосеева-Шукшина и Бари Алибасов пришли на премьеру спектакля «Калина красная».
Но больше всех волновалась в этот вечер сама Лидия Николаевна. На премьеру она пришла с бывшим мужем, а теперь преданным другом и помощником Бари Алибасовым. От места в VIP-ложе они отказались и сели в партер, поближе к сцене…
Фелини
Лидия Николаевна призналась, что муж роль Любы Байкаловой написал именно для нее.
Василий Шукшин и Лидия Федосеева Шукшина на съемках фильма «Калина красная».
— Поэтому и сниматься в «Калине красной» мне было легко, — рассказала актриса. — Маше, наверное, играть труднее, потому что она не совсем Люба и совсем не я… Мы очень тогда много репетировали и с артистами, и дома. На съемочную площадку мне страшновато было возвращаться после рождения дочек. Боялась, что партнеры по фильму увидят, какая я беспомощная и подумают: «Шукшин снимает свою жену, а она — бездарная!» И Василий Макарович помогал мне все довести до совершенства. А потом я поняла, что не надо ничего играть. Ведь в этом фильме не игра главное, а правда жизни… И он меня не просто поддерживал — я для мужа была и актрисой, и музой. В шутку он называл меня Фелини — взял от фамилии, имени и отчества (Федосеева Лидия Николаевна — Прим. ред.) по две буквы и придумал такое имя… Нас как-то пригласили в Италии на встречу с Федерико Феллини, мы опаздывали, нас все торопили. А он сказал: «У меня есть своя Фелини. А тот подождет…»
Молодые родители — с дочерьми Ольгой и Марией.
По следам «Калины красной»
О том, как когда-то шла подготовка к съемкам культового фильма «Калина красная», можно узнать на выставке фотографий и редких архивных документов Василия Шукшина, которую устроили на втором этаже театра «Русская песня». Ее организовали театр и Всероссийский мемориальный музей-заповедник Василия Шукшина села Сростки Бийского района Алтайского края. Для кого-то это настоящие музейные экспонаты, а для Лидии Николаевны и Марии Шукшиной — просто фотографии и документы мужа и отца…
Василий Макарович Шукшин – русский писатель, философ, актер, режиссер.
Вот фотографии Василия Макаровича на родине, в селе Сростки, а вот — его диплом об окончании ВГИКа, даже первая награда за фильм «Калина красная» — диплом кинофестиваля в Баку, который проходил в 1974 году. Здесь есть фотография прототипов героев из «Калины красной» — Любови Байкаловой и Леонида Фролова.
Прототипы героев «Калина красная» — Любовь Байкалова и Леонид Фролов.
Женщина жила в Сростках, с будущим мужем познакомилась по переписке, когда он еще сидел в тюрьме. После выхода из тюрьмы они поженились. Но Леонид пил, и это не нравилось маме Любы. В конце концов его выгнали, он уехал… В этой простой и обычной житейской истории Василий Шукшин увидел огромную драму человеческой души, которая и легла в основу его повести. Люба Байкалова умерла в 1980 году. К этому времени фильм «Калина красная» был известен не только в России, но и во всем мире…
Письмо матери
Но самый трогательный экспонат на выставке — письма матери Василия Шукшина, написанные после его смерти. Мария Сергеевна не смогла смириться с тем, что ее кровинушка, ее любимый сын так рано ушел из жизни. Она писала трогательные послания и через его друзей и знакомых передавала их на могилу Василия Шукшина на Новодевичьем кладбище.
«Сыночка, дите мое милое, не могу до тебя докликаться, сердечушке моей в груди места мало. Горло мое сжимает, хочу вслух крикнуть, голосу нету… Сокол ты мой ясный, знал бы ты, как тяжело твоей мамочке. И темная ноченька не может меня успокоить. Говорят со мной — я их не слышу. Идут люди — я их не вижу. Одна у меня думушка: нету дитя милого на свете. Голубь ты мой сизокрылый, солнце мое ясное, приснись ты, дите милое, мне во сне, обогрей ты мое истерзанное сердечушко…»
Всю жизнь сын и мать писали друг другу нежные письма.
Великая материнская любовь дала силу великому таланту Василя Шукшина, который продолжает жить и после смерти.
Счастье дочери
Пока шел спектакль, Лидия Николаевна старалась оставаться сдержанной, как будто оценивала работу молодого поколения. Но когда спектакль закончился, и актеры вышли на поклон — уже не могла скрывать эмоции: дочери и ее коллегам аплодировала стоя, не стесняясь слез счастья. Художественный руководитель театра «Русской песни» Надежда Бабкина со сцены объявила зрителям, что они присутствуют при историческом моменте: премьерный спектакль «Калина красная» смотрели с первой исполнительницей роли Любы Байкаловой — Лидией Федосеевой-Шукшиной.
Маша Шукшина в роли Любочки Байкаловой.
Когда опьяненные успехом артисты ушли за кулисы, Лидия Николаевна решила немного задержаться в зрительном зале.
— Мне тоже надо пережить это, — пояснила она. — Дочь тоже волновалась. Но я благословила Машу. Это очень серьезная для нее работа. Ведь спектакль связан не только с жизнью ее родителей, но и Машиной бабушки — мамы Василия Макаровича… Меня многие просили дать разрешение на постановку «Калины красной», но всем я отказывала. Очень боялась, что испортят, а ведь это самое личное произведение Василия Макаровича… Но этой постановке дала добро. Маша не может навредить произведению отца. А партнеры у нее какие замечательные — Андрей Мерзликин, Сергей Никоненко, Елена Сафонова. Это же счастье!..
Фото и репродукции Вадима Тараканова и пресс-службы театра «Русская песня».
Добавить комментарий
Комментарии