• Сцена выступления хора Павлова на «Песне года» стала одной из самых сложных и эмоциональных.
  • Николаю Баскову досталась в сериале роль звезды оперетты.
  • По костюмам героини Ауг можно изучать моду 70-х годов ХХ века.
  • Басков давно дружит с режиссером сериала Алёной Райнер.

Сюжет

На дворе 1972 год. Однажды услышав песни юного итальянского гения Робертино Лоретти, 12-летний школьник из Люберец Юра (Олег Чугунов) тоже захотел петь. Правда, сначала паренек стесняется своего желания: ведь пение, по мнению его сверстников и некоторых взрослых, — совсем не мужское занятие. Но благодаря наставничеству молодой учительницы музыки Варвары Юра развивает свой талант и решается пройти прослушивание в детский хор Павлова. У руководителя хора Грачева (Сергей Голомазов) есть всего месяц, чтобы расширить состав исполнителей и подготовить новую программу для участия в телефестивале «Песня года». Ни давление чиновников, ни интриги соперников, ни сложные взаимоотношения между преподавателями, детьми и их родителями не должны помешать подготовке к конкурсу. Потому что от этого выступления зависит дальнейшая судьба коллектива. Это будет сложный и полный драматических событий период, который изменит судьбы всех участников — и юных, и взрослых.

«Останкино» в Зеленограде

Съемка одной из ключевых сцен сериала проходила в Доме культуры в Зеленограде. По сюжету это финал телефестиваля «Песня года», когда Олег вышел на сцену главного музыкального события в жизни страны.

Типичный концертный зал советских времен с обшитыми светло-коричневой тканью креслами, афиши начала 70-х годов прошлого века, стоящая на сцене елка, украшенная «дождиком» и мишурой…

— Мы решили снимать именно в этом Доме культуры, так как по архитектуре он ближе всего схож с залом «Останкино», где и проходила в то время «Песня года», — рассказал исполнительный продюсер Сергей Оганесян. — Того зала «Останкино» сейчас уже не существует, а ДК был построен как раз в 70-е годы ХХ века. Также мы снимали на территории  Всероссийского детского центра «Орленок» — там на самом деле выступал хор Павлова. Руководству центра идея съемок проекта показалась интересной, и они пошли нам навстречу. Причем весь работающий там «возрастной» персонал удивился, с какой точностью мы воссоздали антураж «Орленка» тех лет. Сказали, что будто бы вновь вернулись в то время, когда все это происходило — когда они были молодыми… Еще мы снимали в ГУМе. Специально воссоздавали там отдел трикотажа, демонстрационный зал… Снимали и в реальных бараках в Королеве: индивидуально договаривались с каждым проживающим там человеком, и в итоге мы получили отличный объект для съемок, а жители бараков — интересный опыт…

«Босоногое» детство

Все герои картины выглядят согласно эпохе. И здесь большая заслуга художника по костюмам Дарьи Мартыновой. Если взрослую одежду 70-х годов, по ее словам, еще можно было найти на блошиных рынках или, например, на сайте avito, то все детские костюмы — и школьную форму, и то, в чем ребята-хористы выступают, и верхнюю одежду — пришлось полностью шить заново. Причем в нескольких вариантах: в «Хоре» есть и смена времен года, да и сами дети за столь продолжительные по времени съемки постоянно растут. Как рассказывает Мартынова, школьная форма мальчиков вообще не сохранилась, а для девочек еще можно было найти аутентичные платья, но большую часть все-таки пришлось шить заново, уже, правда, не из такой ткани, какая была в 1970-х. Сложнее всего было с обувью.

Этот проект не только о хоре, он еще и об эпохе. Это история в стиле ретро, показанная на фоне детского творчества.

— Практически всю обувь мы шили — сапоги, ботинки, сандалии. У нас играют дети, средний возраст которых 13 лет, у них 39—40 размер ноги. Таких сандалий просто не существовало в природе, — говорит художник.

Чиновница от Ауг

Моду того времени наглядно можно изучать по образу героини Юлии Ауг, она играет крупную чиновницу Капоклипикову. Костюмы, аксессуары, прически — все так, как было во время действия ленты.

Юлия Ауг в роли чиновницы.

— Кого я играю? Очередного партийного функционера, — артистично вздыхает актриса. — Моя героиня — начальница репертуарного комитета. Это тот человек, который принимает решение: выпускать или нет данную песню.

Юлия подчеркивает, что ее героиня ей не близка.

— Есть такое правило, что актер должен быть адвокатом тех персонажей, которых он играет, — говорит Ауг. — И если меня попросят ее оправдать, я это сделаю. То есть с позиции ныне живущего человека она мне неприятна, но, попав на ее место, я прекрасно понимаю, почему она так себя ведет, почему ее жизнь сложилась именно таким образом. В ней есть и человеческие черты: ей нравится красиво одеваться, хорошо выглядеть, она даже начинает помогать одной из героинь, видя в ней родственную душу... Для нее есть такие простые житейские, бабские, моменты.

Порядочный предатель

Роль директора хора, занимающегося административными вопросами при талантливом дирижере Грачеве, досталась харизматичному Дмитрию Астрахану.

Хор ветеранов в сериале полностью состоит из звезд советского кино.

— Этот проект не только о хоре, он, безусловно, еще и об эпохе, — рассказывает актер. — Это история в стиле ретро, показанная на фоне детского творчества. В фильме подняты вопросы, которые очень актуальны и в наше время. Жизнь детского коллектива показывает все сложности и остроту конфликтов, которые кипели в то время. Например, взаимоотношения творческого человека и власти. И все персонажи в сценарии прописаны очень живо. Меня сразу заинтересовал мой герой. Он очень многогранный: с одной стороны он предатель, с другой — порядочный человек. Он вроде бы что-то крутит у всех за спинами, но в конце совершает подвиг. Это по-настоящему живой человек, такая сложная личность... И партнеры у меня тут потрясающие! Ольга Волкова, Михаил Жигалов, Людмила Зайцева и Виктор Проскурин играют участников хора ветеранов, а вместе с тем бабушек и дедушек юных хористов. И играют восхитительно! Когда я в кадре с такими артистами, то понимаю, что мне нужно постоянно что-то придумывать, искать, изо всех сил стараться быть не хуже! Отдельно скажу про своего партнера — известного режиссера Сергея Голомазова, который тут прекрасно исполняет роль Грачева. Работать в таком проекте — большая удача! А вот с таким большим количеством детей (порой их на съемках присутствовало до 500 человек) актеру, по его признанию, еще не доводилось.

Дмитрию Астрахану нелегко было найти общий язык с большим количеством детей, задействованных в проекте.

 Это настоящий ужас! — с улыбкой восклицает Астрахан. — Дети — это серьезное испытание, особенно когда их так много. Все они ребята артистичные, яркие, талантливые, но когда начинают друг перед другом красоваться — где набраться терпения?! Но Алена, наш режиссер, как-то справляется, спокойно все им объясняет… Кстати, иногда она настолько привыкает к манере общения с юными актерами, что когда на площадку приходят уже взрослые — продолжает все старательно объяснять. Тут я всегда ей говорю: «Алена, все хорошо! Можно разговаривать в привычной манере — мы все сделаем!» Но и ее я прекрасно понимаю…

Трехтысячный отбор

Сама же Алена Райнер считает, что она нашла универсальны ключик к детским сердцам.

Это взрослое кино про маленьких людей. Хор — это соединение несоединимых личностей. Это разные времена, существующие в параллельных измерениях. Это связь поколений.

— С детьми надо быть предельно честными, — пояснила режиссер. — Ты играешь в определенную игру: если позволишь себе врать им, то и они будут тебе врать. Если ты не выкладываешься, то и от них ничего не дождешься… В сценарии прописано больше 20 детских ролей с совершенно не детскими задачами. С декабря 2016 года мы проводили кастинг: ходили по школам, театральным студиям, музыкальным школам и, конечно, хорам. По скромным подсчетам, на наш фильм пробовалось около трех тысяч детей. Найти ребенка с подходящими качествами, необходимыми для работы в кино, а тем более в сериале, очень непросто. Ведь дети-актеры не играют, а проживают ту или иную ситуацию в кадре. Это совсем другая работа, чем с профессиональными артистами. Эмоциональная раскрепощенность, соответствие заданному сценарием образу — это еще не все. Нам необходимо было найти работоспособных, вдумчивых и, главное, очень замотивированных детей…

Сергей Голомазов очень органично смотрится в роли руководителя хора Грачева.

В конце мая было отобрано сорок человек, для которых создатели проекта организовали «кинолагерь»: ребята посещали занятия по актерскому мастерству и дважды в неделю — Свешниковское хоровое училище. А в июле прошли повторные кинопробы.

Юное дарование со стажем

Главную роль — 12-летнего школьника Юру — играет обаятельный Олег Чугунов. В середине января ему исполнилось 14 лет. Несмотря на юный возраст, он успел сняться в 30 картинах! В их числе — сериалы «Консультант», «Гражданин Никто», «Ленинград 46» и другие.

Юное дарование Олег Чугунов внимательно слушает все замечания режиссера Алёны Райнер.

— Когда я читал сценарий — уже представлял себя на месте главного героя и видел, как это все будет на площадке, поэтому очень старался, чтобы мне досталась эта роль, — улыбается Олег. — Мой герой — очень честный и принципиальный, он никогда не пойдет на подлость. В этом мы с ним похожи. Меня часто спрашивают, не мешают ли съемки в кино моей учебе. Нет, со школой проблем не возникло. Я учусь в седьмом классе и пока не считаю, что у нас очень сложная программа. Я все успеваю: и школу посещаю, и своевременно сдаю все итоговые работы.

Ничуть не меньше работы в кадре юного артиста вдохновляет общение с мэтрами российского кино.

Дедушку Юры — Петра Ильича — играет Михаил Жигалов.

— Моего дедушку играет Михаил Васильевич Жигалов, — рассказывает Чугунов. — Это замечательный человек, с которым приятно общаться и находиться вместе в кадре. Михаил Васильевич дал мне много советов, в том числе и жизненных, не относящихся к кинематографу. Я ему очень за это благодарен. Но и в профессии мне еще многому предстоит научиться, в том числе и бороться с волнением. Помню, как я нервничал перед первым съемочным днем. У нас в эмоциональном плане была тогда очень сложная смена, и я очень боялся что-то сделать не так перед всей съемочной группой,  ведь от этого зависело их первое впечатление обо мне…

Сюрпризы

И все же, как считает режиссер, фильм этот отнюдь не детский.

Коля обладает потрясающим чувством юмора, он всегда с удовольствием соглашается на различные авантюрные предложения.

— Это взрослое кино про маленьких людей, — пояснила Алена. — В идее самого сценария заложено, что хор — это соединение несоединимых личностей. Это разные времена, существующие в параллельных измерениях. Это связь поколений: детей, их родителей, бабушек и дедушек. И нам очень хотелось, чтобы старшее поколение сыграли именно звезды — дети того времени, о котором мы говорим. Многим из них пришлось осваивать музыкальные инструменты. И это еще не все сюрпризы, которые мы приготовили для зрителей…

Настоящим сюрпризом для зрителя станет появление в «Хоре» Николая Баскова. В сериале он предстанет в образе звезды оперетты по фамилии Хрусталев. Причем ради проекта артист изменит внешность. И не один раз! Певец то будет шатеном с бакенбардами, то жгучим брюнетом с романтичными усами и во фраке…

Режиссер уверена, что появление Баскова в картине вызовет большой интерес у зрителей.

— Герой Николая — звезда, он ощущает себя на вершине этого мира, — рассказала о роли артиста Алена. — Коля обладает потрясающим чувством юмора, он всегда с удовольствием соглашается на различные авантюрные предложения, и я его за это очень уважаю. У него нет зажимов и комплексов по поводу себя. Он в этом плане легкий и свободный, спокойно шутит над собой и высмеивает свои привычки. Мы с ним знакомы уже много лет. И когда я ему предложила: «Не хочешь похулиганить?» — он с удовольствием согласился, и сделал все блестяще и с юмором. Но не нужно думать, что мы в фильме что-то высмеиваем. Ни в коем случае! Мы это делаем с большой любовью и трепетом. И у Николая получился такой яркий и забавный персонаж.

Фото кинокомпании «Марс Медиа»