Фото: Дмитрий ТупиковФото: Дмитрий Тупиков

08:00. Чужие здесь не ходят

Просто так в святая святых горбольницы — операционные на шестом этаже хирургического корпуса — не попасть. Поэтому пока персонал проводил традиционную планерку, нас — журналиста и фотокорреспондента — тщательно подготовили, чтобы, не дай бог, никакую инфекцию в стерильное помещение не занести. Переодели в удобную медицинскую форму, робу, как ее еще называют, — белые брюки и просторную рубашку. Выдали одноразовые шапочки, бахилы и маски. От медицинского персонала нас теперь отличали только испуганные глаза и диктофон с фотоаппаратом в руках.

На пороге одной из операционных нас встречает наша героиня — операционная медсестра Светлана Якимова.

— Сегодня у нас две операции, — предупредила Светлана Анатольевна. — Много времени я вам уделить не смогу. Сейчас моя задача подготовить инструмент и операционную, а потом ассистировать. Буду много двигаться. Для начала нас ждет операция по удалению желчного пузыря. Сделаем четыре небольших разрезика у пациентки, хирург будет проводить лапароскопическую операцию по монитору. Посмотрите, вам тоже будет очень интересно.

После этих слов фотокорреспондент «Амурской правды» Дмитрий Тупиков слегка побледнел.

Фото: Дмитрий Тупиков

08:30. Тщательное мытье рук

В операционной все должно не просто сиять чистотой, а быть стерильным. Поэтому значительное время перед операцией у медсестер и врачей занимает мытье рук.

— Не менее десяти минут, как минимум, — взглянула на часы в операционной Светлана Якимова. — До автоматизма уже этот процесс доведен — это как для обычного человека зубы после еды почистить. Кстати, современные моющие средства кожу не портят — это огромный плюс.

За мытьем наша героиня успела припомнить, как пришла в медицину, и даже рассказала один из страшных снов, который сбылся.

— В этом году 25 лет стукнет, как я стала операционной медсестрой, — кажется, сама удивилась Светлана Анатольевна. — Первые три года я всех своих пациентов в лицо помнила, а сейчас их так много уже было… А какие страшные сны снились в первое время! То приснится, что зажимов на операции не хватает или пациент с операционного стола убежал! Все медики через такие сны проходят. Хотя однажды пациент у нас и правда убежал. Нетрезвого мужчину привезли с ножевым ранением в живот, обезболили перед операцией. А он, видимо, почувствовал, что стало легче, и перед самой операцией рванул домой. В пять утра, правда, вернулся. Видимо, трезветь начал. Все закончилось хорошо — мужчина жив-здоров. Много разных случаев за четверть века произошло — все и не вспомнишь.

12 мая отмечается Международный день медицинской сестры.

08:45. Бойцы невидимого фронта

«Мы бойцы невидимого фронта, — говорит о себе и своих коллегах героиня нашего проекта. — Нас не видно. Хирург пришел, сделал операцию и ушел. Пациента тоже привезут и увезут. А мы постоянно в операционной».

По словам Светланы Анатольевны, главные умения операционной сестры — слушать, думать и молчать. «Мы видим, кто чем занимается — хирург, анестезиолог, санитарка», — добавила она. 

И вот волнительный момент: в операционную привезли пациентку — молодую женщину. Впереди у нее лапароскопия по удалению желчного пузыря. К этому времени пришел и хирург, чтобы успеть поговорить с пациенткой, «помыться» перед операцией.

— Отправляемся в путь? — пошутил хирург. — Настрой боевой?

Перед операцией у нас было несколько минут, чтобы расспросить врача о нашей героине.

— Компанейская, надежная, ведет за собой коллектив, с ней приятно работать, — дал краткую, но емкую характеристику доктор.

Фото: Дмитрий Тупиков

09.10. Первая операция

Современная операция — лапароскопическая, считается щадящей, во время нее делаются небольшие разрезы, через которые вводятся инструменты. Все, что происходит внутри человека, медики видят на экране.

— Вы посмотрите, как после операции будет смотреться живот, — предложила медсестра. — На следующий день пациент может идти домой. 

С помощью хитрых инструментов, похожих на паяльник, хирург за несколько минут отрезает больной орган — желчный пузырь, полный камней. И делает это филигранно — без единой капли крови.

— Через некоторое время пациентка забудет, что у нее удалили желчный пузырь. Организм человека очень умный, и оставшиеся органы возьмут на себя функцию удаленного, — провел небольшую лекцию за работой хирург.  

И вот уже небольшой больной орган вынимают из тела женщины, приводят ее в чувство. Хирург может отдохнуть до следующей операции, а у медсестры нет даже минутки, чтобы присесть отдохнуть.

Фото: Дмитрий Тупиков

09:50. Между первой и второй

Операционная медсестра, после того как увезли пациента, должна тщательно помыть инструмент и приготовить помещение для новой операции.

— Это тоже наши непосредственные обязанности, — отметила Светлана Анатольевна,  погружая зажимы, иглы, держатели, пинцеты, ножницы и крючки в специальный раствор. — Инструмент проходит все этапы обработки — раскручивается, полости заполняются и тщательно промываются.

Климат в операционной, как и ее чистота, тоже зависит от медсестры.

— Хирурги — они тоже люди, устают, как все, — разоткровенничалась за работой Светлана. — Они переживают за каждого пациента. Иногда приходят грустные, поэтому подбадриваем их добрым словом, иногда даже анекдот можно рассказать. Бывает, что хирурги делятся своими какими-то переживаниями. Характер каждого уже изучила, знаю, с кем помолчать, с кем пошутить. Сразу вижу, с каким настроением доктор пришел.

Фото: Дмитрий Тупиков

10:10. Удаление грыжи

Между первой и второй операцией наша героиня даже не присела. После обработки инструментов вновь подготовка помещения и вторая операция. На этот раз полостная — удаление паховой грыжи. Врач сделает разрез брюшной стенки.

— Иногда подсказываю молодому хирургу, что нужно делать, потому что опыта много — делиться нужно, — отметила медсестра. — Но я просто высказываю свое мнение, а хирург уже принимает решение. Сейчас придут молодые доктора на операцию. А вообще, чтобы работать в медицине, характер нужен стойкий, а кто приходит в хирургию, тот остается навсегда. 

Нас, журналистов, удивило то, что пожилая пациентка во время операции находилась в сознании, и время от времени хирурги просили женщину глубоко вздохнуть, чтобы увидеть грыжу.

— Мы применили спинномозговую анестезию, при которой пациент все слышит, находится в сознании, — объяснила Светлан Анатольевна. — После операции часа четыре не будет неприятных ощущений.

Во время второй операции Дмитрий Тупиков не выдержал. В обморок, правда, не упал, но после долгого стояния сел на табурет.

После этой операции вновь мытье инструментов и снова все на ногах.

Фото: Дмитрий Тупиков

11:20. Перерыв в спортзале

После процедуры мы заглянули в тренажерный зал снять напряжение от долгого стояния. Он находится здесь же, в хирургическом корпусе.

— А время на обед хоть бывает? — поинтересовались мы, почувствовав близость полудня. 

— Если повезет, — улыбнулась операционная сестра, которая наконец-то сняла маску. — Мы научились есть за пять минут. Потому что операции — это не вся наша работа. После них медсестра должна подготовить материал, который понадобится завтра на других операциях.

У всех хирургических медсестер есть профессиональное заболевание — остеохондрозы шейного и поясничного отделов позвоночника, а также хроническая венозная недостаточность, оттого что много часов приходится стоять в одной позе.

— От этого никуда не деться, поэтому мы ходим в тренажерный зал, — провела в один из редких кабинетов хирургического корпуса, где нет бинтов и страшных медицинских инструментов, Светлана Якимова. — Мне больше нравится тренажер, который разминает мышцы спины. Надеваешь его на плечи, сидишь минут двадцать и получаешь удовольствие. До фитнес-центров не все доходят после дежурства, но пару раз в неделю я стараюсь выбраться в наш небольшой, но уютный тренажерный зал.

Когда я пришла в медицину, 65-летний пациент с онкологией был почти сенсацией — такой молодой.

Главное — завтрак

Операционные медсестры на диетах не сидят, но все без исключения стройные и подтянутые.

— Движение — наша жизнь. Бывает, раз в день поедим, а если повезет — два, — открыла секрет хорошей фигуры Светлана Якимова.

Пообедать в таком режиме получается не всегда, поэтому главным приемом пищи для медсестры становится завтрак.

— Во время операции никуда отлучаться нельзя, даже в туалет, — поделилась тонкостями профессии опытная медсестра. — Поэтому каждый подбирает еду для своего организма индивидуально. Кто‑то пьет кофе, чтобы взбодриться, кто‑то вовсе предпочитает не завтракать. Я же говорю, что завтрак должен быть полноценным, потому что неизвестно, какие операции могут быть сегодня. Некоторые могут длиться несколько часов, а обмороки в операционной не нужны.

Фото: Дмитрий Тупиков

12:30. Кофейная пауза с журналистами

«Мы, как правило, не отдыхаем в разгар рабочего дня, — отметила Светлана Анатольевна. — Но ради вас сделаю исключение — попью кофе. Столовая у нас хорошая, но мы собираемся там только утром перед операциями».

— Дежурств раньше было очень много, и в основном все полостные операции — 13—14 за дежурство, — припомнила опытный медработник. — В раннем детстве мечтала стать водителем троллейбуса. А уже в осознанном возрасте задумалась о медицине. Папа отговаривал: «Не ходи, там много крови». А я выбрала. В медицину я пришла осознанно, правда, сначала хотела помогать ребятишкам. Но так получилось, что подруга уговорила меня пойти в операционные сестры — такой своеобразный толчок судьбы был, и я об этом ни разу не пожалела.

С годами даже в небольшом Благовещенске менялись не только медицина и подходы к лечению, но и сами заболевания.

— Когда я пришла в медицину, 65‑летний пациент с онкологией был почти сенсацией — такой молодой. А сейчас молодежь и даже дети с онкологией не вызывают шока. Мне кажется, что это все от нашего быта. Может, раньше и продукты другие были, и дышали мы другим воздухом.

Рассиживаться в столовой некогда: чашечка кофе с печенькой — и вновь за работу.

14:00 – 16:00. Подготовка к завтрашнему дню

«Сегодня был почти идеальный день — всего две операции, — заметила Светлана Якимова. — Экстренных не было. Сейчас нужно приготовить все необходимое на завтрашний день».

Подготовка — это заложить биксы, то есть стерилизационные барабаны. Они представляют собой металлические круглые коробки, в которые укладывается перевязочный материал и белье. Затем биксы помещают в автоклав, где все микробы уничтожаются под высоким давлением и температурой. 

— Каждый день у нас проходит 6—8 операций, на каждую нужен один бикс, — озвучила несложную арифметику Светлана Анатольевна. — На подготовку одного уходит около 20 минут. Еще час — на подготовку инструментов. А потом заполнение необходимых документов —  и можно домой…

16:00. Конец смены

В конце смены наша героиня, которая, как оказалось, отработала целый день после ночного дежурства, переодевается в обычную одежду и спешит домой.

— Ждут повседневные дела — зайти в магазин, приготовить ужин, навестить дочь — она готовится летом стать мамой, — поделилась планами Светлана Якимова. — Из дома меня не выгоняют, но дочь в медицину не пошла, потому что видела, что это за работа.

«Никогда не желайте удачного дежурства!»

600

операций в среднем в месяц делают в Благовещенской городской клинической больнице

Есть у медиков и свои приметы. Самое неприятное, когда во время операции падает инструмент  — значит, впереди ждет много операций. Еще нельзя садиться на каталки или облокачиваться на операционный стол — это тоже плохая примета.

— Многие девчонки, когда идут на дежурство, стараются сильно не краситься:  много макияжа — к трудной смене, — перечислила наша героиня. — А еще никогда не желайте спокойного дежурства! Иначе все будет с точностью наоборот. При прощании лучше пожелать здоровья — медикам оно тоже требуется.

Поэтому здоровья вам, дорогие амурские медсестры. И с наступающим профессиональным праздником!

Провести день с известным или просто интересным человеком — такую возможность «Амурская правда» дарит читателям в нашем проекте «Один день». Главное условие — никаких сценариев. Наш журналист должен провести с героем самый обычный день, чтобы понять, чем он живет, о чем думает, к чему стремится.

Возрастная категория материалов: 18+