Тополь с золотым сердцем
Огромный тополь расположился на улице Политехнической, 84. Здесь находится памятник архитектуры — золотосплавочная лаборатория министерства финансов Российской Империи, построенная в 1902 году. Средний диаметр старейшего городского тополя — 121 сантиметр. Дерево поражает своей мощью и высотой. Максимальный возраст раритета может составлять 121 год. Но на сто процентов точно выяснить, сколько лет живой достопримечательности, нельзя. Возраст рассчитан приблизительно, исходя из годового прироста в 5—8 миллиметров, и это внушительная «прибавка». «Тополя растут быстро», — поясняет Павел Жирнов. Если предположить, что дерево по каким‑то причинам росло быстрее, то возраст старейшего благовещенского тополя можно оценить примерно в 75 лет.
«В лаборатории министерства финансов занимались аффинажем — очисткой шлихового золота от примесей до чистоты 99,9 процента. Драгметалл отливали в слитки и пускали их в торговый оборот. До постройки лаборатории в Благовещенске намытый старателями драгметалл приходилось отправлять в Иркутск», — рассказывает знаток не только деревьев, но и благовещенской истории. По словам энтузиаста, тополь либо посадили при постройке здания лаборатории, либо же специально сохранили, если дерево уже росло. В этом был смысл — в те годы тополя играли важную роль: с их помощью из грунта испарялась лишняя влага, по сути, эти деревья «откачивали воду». Сейчас функцию отвода вод выполняет ливневая канализация.
Вполне вероятно, что в недрах самого толстого и старого тополя амурской столицы есть крупицы золота, удивляет кандидат сельскохозяйственных наук. «Когда золото плавят, оно в пылевидном состоянии понемногу накапливается в окружающей местности. Если тополь сжечь, теоретически, конечно, можно мельчайшие крупицы драгметалла в золе выделить», — замечает ученый.
Цемент спасет исполина
Гарантии, что тополь-долгожитель простоит в Благовещенске еще один век, нет. Эти деревья легко выходят из строя — растут быстро и древесина у них непрочная, констатирует эксперт (недаром именно тополя ломает сильный ветер). Уже сейчас достопримечательность находится под угрозой: в основании ствола разрастается большое дупло. Попробовать спасти дерево от гниения можно с помощью цемента. Дупло надо хорошо вычистить и залить стройматериалом. Именно так дарят вторую жизнь деревьям-старожилам в Японии, где бережно относятся к природе. В Благовещенске же раритет пока мало ценят: несмотря на висящую на долгожителе табличку с указанием преклонного возраста, Павлу пришлось вынимать из дупла подопечного мусор. Кстати, видно, что несколько лет назад кто‑то уже пытался спасти могучее дерево и заливал в дупло цемент, но этого оказалось недостаточно.
Павел Жирнов обнял десятки деревьев, чтобы найти среди них старожилов.
Интересно, что тополь, несмотря на надежды ученого, оказался женским экземпляром. На ветвях были обнаружены кисточки, из которых чуть позже наружу прорвется тополиный пух. Потому идея озеленять город с помощью старожила, имеющего хороший генофонд, провалилась. «Если бы тополь оказался мужским, с него можно было бы брать черенки и рассаживать по городу, выросли бы тополя-долгожители, не дающие пуха», — объясняет специалист. Между тем другие деревья пожилого возраста, не имеющие побочного эффекта в виде пуха, стоит использовать для озеленения — это подарит амурской столице крепкую молодую поросль, генетически устойчивую к неблагоприятной городской среде.
Старожилы амурского Крыма
Два самых старых дерева города — великовозрастные дуб и лиственница — уже второй век растут на территории нынешнего Первомайского парка. «Талия» благовещенской лиственницы-раритета достигает 67 сантиметров в диаметре, в год толщина ствола растет на 2—3 миллиметра. Это значит, что дереву может быть от 112 до 167 лет. Но вполне возможно, что даурской лиственнице уже все двести лет, отмечает ученый — дело в том, что с возрастом рост в толщину замедляется. И два столетия для хвойного дерева этой породы не предел — лиственницы способны прожить свыше 400 лет. Неподалеку от игольчатой соседки, в районе аттракциона «Лошадки», возвышается старейший монгольский дуб. Диаметр ствола старожила — 63 сантиметра, годовой прирост около 2—3 миллиметров. Примерный возраст — от 105 до 157 лет.
— Есть вероятность, что именно эти лиственница и дуб — старейшие деревья Благовещенска. Они проросли из семени намного раньше, чем был заключен Айгунский договор, — предполагает Павел Жирнов. — В августе 1945 года эти исполины видели массированный залп реактивных установок «катюша» по японскому укрепрайону на другом берегу Амура. «Катюши» прятали под кронами деревьев в парке до четырех часов утра, а затем их вывезли для стрельбы на берег. С этого началась Маньчжурская наступательная операция, во время нее в августе — сентябре 1945 года разгромили Квантунскую армию. Может быть, в этих деревьях сидят пули, летевшие с китайской стороны в июле 1900 года во время обстрела Благовещенска восставшими ихэтуанями. Кроме того, в период гражданской войны здесь шли бои: во время подавления Гамовского мятежа строчили пулеметы, которые тоже могли оставить пули в деревьях.
Точно определить возраст дерева сложно. Радиоуглеродный метод стоит дорого, а для вычисления лет по числу годовых колец дерево нужно либо спилить, либо буром выбрать из ствола тонкий цилиндр древесины и на нем подсчитать кольца. Но это может закончиться занесением инфекции. Поэтому чаще всего года вычисляют с помощью среднего диаметра ствола, получая максимальный и минимальный вариант возраста.
Первомайский парк стал зоной отдыха еще в начале 20‑го века. Изначально территорию предоставили обществу велосипедистов. С тех пор тут не рубили деревья и не было палов, именно это позволило сохранить в парке лиственницу и дуб. К слову, эту зону отдыха с нетронутой природой столетие назад называли амурским Крымом.
Сосны пережили взрывы и штурм
Павел Жирнов нашел в Благовещенске и две самые пожилые сосны. Их максимальный возраст определяется в 122 года, а как минимум этим хвойным по 91 году. В среднем за год стволы этих деревьев прирастают на 3—4 миллиметра. Ученый называет сосны близняшками — разница в толщине у родственниц всего сантиметр. У одной из них — 72 сантиметра в обхвате. Она растет в сквере, где когда‑то располагался Шадринский собор, а затем кинотеатр «Амур». Дерево пережило три взрыва при сносе здания в 1936 году. Вторая сосна, диаметром 73 сантиметра, стоит возле корпуса факультета агрономии и экологии Дальневосточного аграрного университета. 6 сентября 1918 года эта близняшка стала безмолвным свидетелем штурма здания, в котором тогда располагалась Благовещенская духовная семинария. Из здания выбивали отряд анархистов, ограбивших банк в Чите. После штурма изъяли тонны украденного золота. Есть версия, что часть золотого запаса спрятана где‑то в корпусе или под ним — в подземных ходах, на которые натыкались при ремонте еще в 70‑х годах прошлого века.
Шестое дерево в возрасте Павел Жирнов обнаружил на окраине города, на углу Зейской и Партизанской. Здесь возвышается старейший карагач, который называют еще вязом или ильмом. Это дерево, как и тополь, из разряда «толстячков» — диаметр ствола достигает 97 сантиметров. Карагач видел, как отступали и погибали под пулями сторонники Гамовского мятежа — их со стороны реки Зеи теснили отряды красноармейцев в марте 1918 года.
На «толстяков»-долгожителей повесили таблички
Таблички на старейших деревьях города дублируются на китайском языке.
На трех из шести самых старых деревьев амурской столицы благодаря газете «Благовещенск» и Павлу Жирнову появились таблички с указанием возраста живых раритетов. Описаны и главные исторические события, которые они видели. Познакомиться со старинной лиственницей в Первомайском парке, самым толстым тополем города и сосной-старожилом в сквере, где стоял Шадринский собор, могут и туристы из Поднебесной: текст на табличках дублируется на китайском языке. «Старейшие деревья столицы Приамурья могут стать интересной туристической достопримечательностью, если возле них поставить тематические стенды и сделать рекламу, — считает Павел Жирнов. — В Китае, как и в Европе, широко распространена практика отмечать старейшие деревья особым образом». Часто они становятся памятниками природы, охраняемыми государством. В планах у энтузиаста найти в Благовещенске самое старое грушевое дерево. Но кандидат сельхознаук считает, что заниматься поиском живых достопримечательностей стоит не только специалистам, но и всем жителям Приамурья. Большой потенциал в этом смысле имеют старые амурские города — Шимановск, Белогорск, Зея. «Там, возможно, удастся найти еще более древние деревья, чем в Благовещенске, — надеется ученый. — Хотелось бы, чтобы города и поселки области открыли для себя эту новую категорию достопримечательностей».
Как найти зеленый раритет
Под подозрение искателей раритетов должны попасть самые толстые деревья — чем объемнее ствол, тем старше растение. Вооружившись рулеткой, обмерьте дерево на высоте в 1,3 метра (уровень груди взрослого человека). Используйте шило для удержания мерной ленты на стволе. Измерив величину окружности, разделите ее на 3,14 — число Пи, чтобы получить средний диаметр дерева. Потом диаметр разделите на 2 и узнаете радиус. Найдите в справочниках, сколько составляет среднегодовой прирост этого вида дерева и разделите радиус на эту цифру. Так станет известен примерный возраст зеленого подопытного.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии