• Фото: intermoda.ru
  • Александр Васильев рассказывает об уникальном костюме, который отшили в специальном цехе КГБ.

А осмотреть коллекцию может любой желающий, и притом абсолютно бесплатно.

Впрочем, как заверили организаторы выставки и сам Александр Васильев, одной Москвой дело не ограничится. Планируется, что такие же экспозиции откроются со временем в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Красноярске и других крупных городах.

— Я, как амбициозный коллекционер, был в восторге от такого предложения, — поделился с журналистами ИА «Столица» Александр Васильев.

Модные путешествия

Стоит отметить, что для экспозиции изготовлены специальные манекены под стандарты красоты минувшего времени, например, талия в 55 сантиметров. Сама выставка, охватывающая сто лет, рассказывает о том, в чем путешествовали в разные времена женщины, мужчины и дети. Как выглядел их багаж, какими были их чемоданы, саквояжи и коробки для шляп. Вещи, представленные здесь, показывают, как в социальном плане менялись путешествующие. Ведь первыми путешественниками были белоэмигранты, бежавшие из России от террора революции и ужасов гражданской войны. Вся белая миграция прошла через Киевский вокзал, потом эти люди попадали в Одессу, а оттуда — в Константинополь, Париж и другие зарубежные города.

65000

экспонатов в коллекции Александра Васильева 

Тут есть и костюмы времен НЭПа, Сталинской индустриализации, Великой Отечественной войны, Хрущевской оттепели, Брежневского застоя, Горбачевской перестройки и постперестроечного периода.

Мы постараемся отметить самые интересные экземпляры и те вещи, которые точно вызовут легкую ностальгию о прошедших временах у наших мам и пап, бабушек и дедушек.

После осмотра выставки удалось немного пообщаться с Александром Васильевым и задать ему интересующие нас вопросы.

История чемодана

Конечно, для многих путешествие начинается с багажа, а точнее — с чемодана. Сейчас есть огромный выбор этих необходимых для путешествий предметов. В советское же время выбирать особо было не из чего. 

— В 60-е годы стали делать чемоданы под кожу крокодила. Это в ту пору было очень модно и престижно, — рассказал Васильев. — Но это все были импортные изделия, и обзавестись таким мог далеко не каждый. А обычные чемоданы были очень небольшими. Там могла поместиться только смена белья, да еще небольшое количество сопутствующих предметов. Поэтому, когда люди отправлялись с ними в серьезное путешествие, эти чемоданы набивались не просто под завязку, а так, что их потом было трудно закрыть: люди садились на них, чтобы своим весом утрамбовать, и запирали. Поэтому и ручки у них нещадно отрывались.

Даже если это уродливо, это — часть нашей жизни, все остальное неважно.

В 70-е годы появляются новые чемоданы — из кожзаменителя. Тогда это считалось очень модным и многие мечтали иметь что-то из этого материала. Но такие чемоданы много весили и с ними было неудобно. Сначала все они были на застежках, а позже появились на молнии, они были гораздо вместительнее. И уже в конце 80-х годов на чемоданах появились ролики, это уже значительно облегчило участь путешественников.

Костюм от КГБ

Особое место в экспозиции занимает легкий синий костюм темно-синего цвета. У него своя необычная история.

— Этот костюм 1961 года, — пояснил историк моды. — Он был отшит в специальном цехе КГБ для участия в торговых переговорах за пределами СССР. Отправляя советского человека за границу, надо было изобразить из него европейца. Тогда понимали, что с ним никто не будет иметь серьезных дел, если он будет одет в какой-то невзрачный костюм фабрики «Большевичка». Меня поражает, что специально для это в КГБ разработали модель «псевдошанель». Но интересно, что это все называлось «рабочая одежда», и ее надо было сдать по возвращении. Обладательница этого наряда — переводчица — не сдала. Она нарушила правила, но вещь сохранила для истории. И спустя годы передала этот комплект мне в коллекцию. Это уникальный экземпляр.

Удивительные факты

Кримпленовые платья носили наши бабушки. В коллекции Александра Васильева они занимают особое место.

Одно из кримпленовых платьев.

— Каждая женщина того времени убивалась, чтобы приобрести такое цветастое платье, — рассказывает историк моды. — Стоили они минимум 60, а максимум — 120 рублей. И это при хорошей зарплате в советское время 100 рублей, а маленькой 58 рублей. Так что цена для того времени очень большая…

А вот еще один мужской костюм: серый пиджак и расклешенные брюки. Это уже гость из 80-х годов.

Костюм, отшитый к Олимпиаде-80, и заветный чемодан из кожзаменителя.

— Это костюм, сшитый в советское время для Олимпиады-80, — подсказывает Васильев. — Считалось, что в нем советский мужчина будет выглядеть модно и стильно. Но отставание в моде в нашей стране от остального мира был ровно на десять лет: на Западе клеш был на пике в 70-х годах. Но на швейной фабрике имени Володарского в Ленинграде, где был отшит этот костюм, этого не знали. А надо было шить брюки «бананы» и «морковки» — тогда именно они были популярны. Вообще в 80-е годы прошлого века были проблемы с тканями, поэтому делали вещи из тех материалов, которые были в наличии. И в те времена у нас было много рукодельниц, которые «из ничего» делали нечто. У всех были швейные машинки. Было много «самострочной» одежды, а о фирменной модной многие советские люди даже не смели мечтать.

Одежда знаменитостей

Один из центральных экспонатов коллекции — красный плащ Майи Плисецкой от Пьера Кардена. Советская звезда мировой балетной сцены одевалась порой очень экстравагантно. В 80-е годы она считалась иконой стиля.

Плащ Майи Плисецкой.

— Многие ее вещи перешли ко мне после кончины как дар ее супруга Родиона Щедрина, — отметил Александр Васильев. — Он вызвонил меня, попросил приехать и выбрать, что считаю нужным. Но и при жизни Майя Плисецкая многое мне подарила.

Юбка Любови Полищук и куртку Джуны. 80-е годы.

Тут же рядом — кожаная юбка Любови Полищук и куртка из такого же материала, которая когда-то принадлежала знаменитой целительнице Джуне. В 80-е годы кожа была безумно популярна. Но достать советский человек мог только лоскутки.

Есть в коллекции и несколько нарядов от Клары Лучко.

 

Костюмы Клары Лучко и один из первых чемоданов на колесиках.

— Одной из самых элегантных актрис в 80-е годы была Клара Лучко, — подчеркнул историк моды. — Красавица-звезда кинематографа, дочь которой имела магазин в Канаде и снабжала маму импортными вещами. Поэтому она одевалась лучше других звезд того времени.

Эстетическое превосходство

— У вас очень большая коллекция, а какой экспонат было сложнее всего получить? — спрашиваем историка моды.

— Не было ни одного простого случая. Сложность в том, что у нас нет как такового обычая — выставлять старинную винтажную одежду. Многие к ней относятся очень по-бытовому: «это я бы надела, а это — нет». А я в любом случае не дам вам ни одеть, ни надеть. А предлагаю просто посмотреть. Ведь это — история нашей страны, наша культура, выраженная через одежду и сопутствующие ей предметы. Я уже провел так много выставок в разных городах России, и люди стали относиться к этому лояльнее и отдают больше вещей. Каждая как подарок. И мне бы не хотелось, чтобы с хорошими и интересными вещами происходило то, что произошло в свое время с нарядами Любови Орловой. А они все оказались на помойке! А все потому что у нас нет музея моды. Пока лучшая коллекция костюма находится в Эрмитаже. Но это — коллекция придворного костюма. У них — великолепный гардероб дома Романовых. Но они не собирали ничего из XX века, потому что говорили, что это все некрасиво. Но критерий «красиво» или «не красиво» не имеет к истории никакого отношения. Даже если это уродливо, это — часть нашей жизни, все остальное неважно. Пусть даже рваные треники, но если их носили — то это часть нашей истории.

— Какие вещи пополнили вашу коллекцию в нынешнем году?

— Я недавно вернулся из Баку, мне много чего там подарили. В частности, три своих торжественных вечерних платья мне в коллекцию передала Михримах Алиева — вице-президент и первая леди Азербайджана... Современные поп-звезды мне с удовольствием отдают свои наряды: Анжелика Варум, Надежда Бабкина, Лариса Долина, Ирина Аллегрова, Валерий Леонтьев и многие другие. Но некоторые «жмутся». Это их право: кто-то хочет остаться в истории, а кто-то — нет. Это дело добровольное. Не хотят — и не надо. В основном отдают наследники, после кончины звезды. А при жизни это всегда довольно болезненный процесс.

— Сколько всего нарядов в вашей коллекции?

— 65 тысяч экземпляров, которые я храню в специальных помещениях.

— Сейчас много модных трендов, течений моды. Что вы взяли бы из этого в свой музей?

— Ничего. Сегодняшнее время слишком близко от нас, и есть опасность «засорить» мою коллекцию ширпотребом. Я беру только дизайнерские вещи, проверенные временем. То, что я показываю — всегда с неким знаком эстетического превосходства.

 

Фото Вадима Тараканова. 

Выставка будет открыта до 6 сентября.