фото.Андрей Ильинскийфото.Андрей Ильинский

«Должны соответствовать»

—  Сергей Владимирович, люди все чаще выбирают Благовещенский район местом для жизни. Такого прироста населения, как у вас, нет больше ни в одном муниципалитете.

— Я не отношу это в разряд своих заслуг. Это скорее реалии, в которых мы работаем. Близость к Благовещенску дает некоторые преимущества, но в то же время и возлагает на нас определенную ответственность. Нужно соответствовать. Мы — пригород амурской столицы, и к внешнему состоянию наших населенных пунктов всегда повышенное внимание. Уровень жизни людей тоже не должен резко отличаться от городского.  Стараемся создать удобную инфраструктуру.  

Что меня особенно радует, наряду с миграционным притоком к нам приезжает больше людей, чем от нас уезжает, в районе еще и естественный прирост населения. В первую очередь в селах Чигири, Волково, Владимировка, Усть-Ивановка, Грибское. С осторожным оптимизмом скажу, что и в периферийных сельсоветах теперь меньше отток, а где-то даже прирост населения. Это говорит о том, что люди себя уже нашли и в современных реалиях, связывают свое будущее с нашей территорией, школы наполнены учениками. Даже в малых селах у нас нет брошенных домов. За прошлый год в Благовещенском районе построено 25 тысяч новых «квадратов» жилья, в том числе 4 тысячи — это индивидуальное жилищное строительство. Здесь мы в лидерах.    

«С осторожным оптимизмом скажу, что и в периферийных сельсоветах теперь меньше отток, а где-то даже прирост населения».

Впервые за многие годы мы создали специальный жилой фонд для молодых специалистов. В этом году купили три благоустроенные квартиры. Заселили пять молодых учителей и тем самым укомплектовали школы в  Сергеевке, Михайловке и Гродекове. Крупные проекты позволили нам развивать социальную сферу на качественно другом уровне.

— Вы говорите о соответствии городскому уровню, а в самом близком к Благовещенску селе-спутнике Центральная улица не выдерживает никакой критики.

—  Да, это самая проблемная улица Чигирей. Там большой поток машин, дорожное полотно не выдерживает. Но вспомните, еще недавно там, кроме разбитого асфальта, ничего не было — ни водоотведения, ни освещения. Уже два года мы Центральную  капитально ремонтируем, правда частями. Она хорошо освещена, в прошлом году мы  сделали водоотведение, а в этом появятся тротуары для прохожих. Все по плану.      

О транспортных коллапсах и параллелях

— Сергей Владимирович, вы когда-нибудь утром пытались вырулить на Новотроицкое шоссе со стороны «Европейского»? Водители стонут: невозможно вклиниться в бесконечный поток движения. Люди из-за этого опаздывают на работу.

— Да, Новотроицкая трасса постоянно перегружена. Совместно с региональным правительством мы разработали подходы по разгрузке подъездных путей к областному центру со стороны Чигирей. Уже готов проект по строительству новой дороги  в продолжение улицы Василенко в Благовещенске, которая напрямую выйдет в село. В минувшем году уже оборудовали перекресток по улице Воронкова, в 2019-м «оденем» его в асфальт. И еще в грунтовом исполнении протянем 2,3 километра дороги  от микрорайона до улицы Центральной. Это позволит напрямую доехать из Чигирей до Амурской областной клинической больницы. Снизится напряжение на Новотроицком шоссе в районе Воронкова и на «кольце», где происходит много автомобильных ЧП. К слову, из «Европейского» также можно будет выезжать на Василенко, минуя Новотроицкое шоссе.  

217 мест в детских садах появилось в Благовещенском районе за последние пять лет. В том числе три группы на 15 мест для детей раннего возраста от полутора лет открылись в Чигирях, Михайловке и Волкове. В районе появился первый и единственный в области детский садик муниципально-частного партнерства.

 — Откуда на все это у района деньги?

— Благовещенск в этом году вошел в приоритетный проект Минтранса России «Безопасные и качественные дороги», по которому предусмотрено финансирование. И пригородные села нашего района — Чигири и Верхнеблаговещенское — тоже попали в этот проект. Мы рассчитываем не только улицу Василенко продлить. В ближайшем будущем появится еще и третья транспортная параллель из Чигирей до Тепличного. Там есть полевая дорога, но она закрыта, потому что находится в аварийном состоянии.  Ездить по ней опасно. Через три года там будет асфальт. Все это существенно разгрузит дорожную инфраструктуру Благовещенска, и жителям пригородных сел будет легче добираться в городе, где многие работают.

 «Единственный такой садик в области»

— Село Чигири, которое за последние годы непомерно «распухло»  от новостроек разной этажности, как бизнес-, так и эконом-класса, испытывает сегодня не только транспортную перегрузку, но еще и социальную —  не хватает мест в детских садиках, средняя школа переполнена практически в три раза!  Когда эти проблемы решите?

 —  По детским садам ситуация уже не такая острая, как была еще года два назад. Мы дополнительно открыли две группы при детском саде на 60 мест и еще на 15 — для самых маленьких, куда можно водить детей от полутора лет.  И еще запустили два новых дошкольных учреждения, в том числе детский садик «Семушка». Часть ребятишек  посещают сад по муниципальной цене, другие — по коммерческой. Частных детских дошкольных учреждений в области немало, а такой в Приамурье  — единственный. Это  пример муниципально-частного партнерства. То есть мы сдали объект в концессию, предприниматели его взяли, они получают от министерства образования субсидию на оказание образовательной деятельности. А в договоре мы с ними прописали, сколько конкретно детей они возьмут по сложившейся в среднем по муниципалитету цене. Это практика, которую нужно продолжать.  

— А что со школой? Население Чигирей увеличивается ежегодно примерно на тысячу человек. Где детям учиться?

— Уже работаем над проектом строительства новой школы.  Будем ее возводить  на так называемых чигиринских полях. Почему именно там? Потому что ближе к городу, ближе к центральным коммуникациям.

 Об инвестиционной привлекательности

—  Вам повезло, в районе реализуется два крупных инвестпроекта: строится международный мостовой переход через Амур и «Сила Сибири» тянет транзитную ветку газопровода в Китай. Какие еще перспективные точки роста и способы пополнения муниципального «кошелька»? 

— Благодаря  крупным стройкам в местные бюджеты по НДФЛ поступают серьезные финансовые вливания. Но и наши сельхозпроизводители занимают лидирующие позиции. И не только такие флагманы, как «Тепличный» и АНК. Фермерские хозяйства тоже делают весомый вклад в экономику района. Порядка 60 процентов производимых в Приамурье овощей, в том числе картофеля, выращивается на полях Благовещенского района.  И надо отдать дань нашим фермерам, которые  даже при засилье в торговых сетях иностранной продукции не упустили ситуацию. Они готовы и дальше развиваться. Но вот парадокс: если раньше одной из главных проблем было отсутствие рынков сбыта для местной продукции, то сейчас — это нехватка рабочих рук. Глобальное перераспределение на рынке труда не в пользу сельхозпроизводителей.

Но одна из самых перспективных и инвестиционно привлекательных точек роста — это, конечно,  примостовая зона, где мы создаем территорию опережающего социально- экономического развития «Приамурская». Она заработает с момента  ввода мостового перехода. ТОР ориентирована на развитие производства и транспортно-логистических услуг, а ее резидентам предусмотрены налоговые и таможенные преференции. Создание крупного логистического центра поднимает экономический имидж и внешний облик той территории  вблизи села Ровного.  Уже идет регистрация резидентов ТОР, проработка проектов. Люди интересуются земельными участками для хранения, сортировки  грузов. 

—  А не будет конфликта интересов: инвесторам нужно место под базы и склады,  а вокруг земли сельхозназначения, которые фермеры используют для полеводства и овощеводства? 

—  Не будет. Мы уже создали площадку, свободную от прав третьих лиц, и готовы предоставлять  участки для развития бизнеса. Свободны 677 га, вся остальная территория занята. Если кто-то из фермеров сам сочтет необходимым возвести склады и другую логическую  инфраструктуру на своей земле, то сложностей по переводу земли не будет. Процесс управляемый.


«Газопровод — это не опасно, а выгодно»

— Люди переживают: «Ведут по нашей земле газопровод, это может быть опасно».  Какая  выгода жителям района от такого соседства?

— Газопровод проходит через всю территорию района — от Натальина, вдоль Грязнушки,  Маркова, а в километре от Верхнеблаговещенского «ныряет» под Амур — там уже проложили глубочайшие тоннели. Сейчас проводятся изыскания по строительству поблизости газораспределительной станции. Выгода для нас еще какая! Это даст мощный толчок для развития Благовещенска, пригорода,  для различных предприятий. Наш район выиграет вдвойне: при строительстве газораспределительной станции и ее ответвлений мы получим новые объекты налогообложения, а потом получим возможность пользования газом. Можете представить, насколько снизится себестоимость продукции того же «Тепличного», если он перейдет на газ. Комбинат сможет развиваться, строить другие производственные линии. У нас только китайский перец в магазинах — почему бы наш не вырастить. Будет газ — будет совершенно другой облик нашей промышленности. И новые возможности для населения.