• Проект развития агломерации Благовещенск – Хэйхэ
  • Проект развития агломерации Благовещенск – Хэйхэ

Чужой опыт

В жизни городов бывают периоды, когда практически ничего не происходит долгое время. А потом за сутки — сразу несколько ключевых событий: в Благовещенске открывается часть набережной, завершается строительство моста в Китай, проходит Амурский экономический форум, — открыл встречу модератор, генеральный директор холдинга «Амур.инфо» Игорь Горевой. — Дискуссия такого уровня у нас еще не проводилась, но последние тенденции показывают, что необходимость в ней есть. Я призываю экспертов высказывать новые идеи и предложения, которые позволят нашей территории развиваться эффективно и быстро. Быстрее, чем конкуренты, например Большой Уссурийский остров. Предложения мы сформулируем, систематизируем и передадим властям.

На встрече собрались амурские предприниматели, архитекторы, мэр Благовещенска, представители муниципальной и региональной власти, в том числе зампреды амурского правительства. С китайской стороны — представители всекитайской ассоциации туризма, правительства Хэйхэ, района Айгунь, банка Лунзян, который, кстати, кредитует строительство моста через Амур с российской стороны.

Началась дискуссия необычно. Чтобы показать участникам мероприятия мнение о будущем города самих жителей, Игорь Горевой предложил каждому присутствующему в зале проголосовать: сколько людей будет жить в Благовещенске через 10 лет. Большинство проголосовало за то, что население вырастет с 230 до 250 тысяч человек. Несколько человек сошлось во мнении, что численность останется на том же уровне, за сокращение до 220 тысяч проголосовал один, за увеличение до 300 000 — десять человек.

15 

тысяч человек должно жить на квадратном километре города для развития агломерации Благовещенск — Хэйхэ

Примеров трансграничных агломераций в мире не так мало. Чтобы не повторять чужих ошибок и при этом использовать самые удачные идеи, нужно оценить опыт предшественников. Это и предложил сделать первый докладчик, профессор Международной академии архитектуры, доцент кафедры жилых зданий Московского архитектурного института, руководитель архитектурной мастерской «Архимед» Кирилл Архипов.

Он напомнил присутствующим, что Россия и Китай имеют одну из самых протяженных общих границ в мире, поэтому развитие сотрудничества логично и актуально. Моделей взаимодействия на самом деле не так много. Экономическое сотрудничество — традиционный метод для Европы. Примеры — Лилль, Базель, Цюрих. Трансграничный треугольник экономического роста характерен для стран Юго-Восточной Азии, например Туманган. Еще один вариант — свободные экономические зоны, зоны свободной торговли.

— Одна из самых ярких агломераций — город Лилль. Он находится на стыке Бельгии и Франции, — говорит Кирилл Архипов. — В середине 20-го века, во время кризиса промышленности, муниципалитет оказался перед выбором: куда двигаться, чтобы продолжать развиваться. В тот момент стечение обстоятельств позволило провести железную дорогу через Лилль, и было принято решение о строительстве тоннеля под Ла-Маншем. И город стал главным хабом.

Лилль.

Между двумя железными дорогами создали деловой центр: вокзал, линии метро, гостиницы, деловые центры, большой ТРЦ. Лилль получил рабочие места, дополнительные налоговые отчисления. «Что важно для нас: первым было развитие транспортной инфраструктуры, и это дало толчок к развитию экономики», — подчеркивает докладчик. Еще одна особенность: здесь взаимодействовали страны с родственной европейской культурой.

211

тысяч человек живет в Хэйхэ сегодня

— Самый молодой трансграничный город еще не существует, но проект его уже был запущен. Это Неом. Он появится на стыке Саудовской Аравии, Иордании и Египта. Более 500 миллиардов долларов вкладывают в его развитие, — отмечает Кирилл Архипов. — Плюсы Неома: красивая территория, благоприятное географическое положение, хороший климат. Первым открылся аэропорт в мае этого года. В целом проект станет конкурентом Дубаю. Неом планируют развивать как один из самых экологичных зеленых городов мира, используя самые передовые технологии в строительстве и в сельском хозяйстве. Например, предполагается развитие вертикальных теплиц, использование на улицах беспилотного транспорта. Какой мы для себя можем отметить плюс: создание абсолютно нового города позволяет максимально использовать возможности проектирования.

Неом.

Напомнил профессор и о российском городе, который находится на другом конце страны — Калининграде. А затем показал презентацию о том, как его планируют развивать.

— Мы порадуемся за калининградцев, спасибо, Кирилл Юрьевич, — прокомментировал Игорь Горевой. — А теперь следующий участник, тоже, не поверите, Кирилл Юрьевич, расскажет про другую агломерацию. Возможно, более подходящую для сравнения, потому что в ней соседствуют две разные культуры.

Калифорнийский рецепт

— Я бы хотел рассказать про опыт взаимодействия американского и мексиканского городов: это Сан-Диего и Тихуана, — начал выступление главный архитектор ООО «Оферта Диалог», эксперт совета по градостроительству Союза архитекторов России, член Международного сообщества городских и региональных планировщиков Кирилл Солгалов. — И озвучить рекомендации, которые можно сформулировать для Благовещенска и Хэйхэ.

У городов примерно равная численность, оба находятся в штатах Калифорнии своих стран. Тихуана — самый большой город региона и почти единственный экономический центр на своей территории.

— Первое, что нужно отметить, — экономика.  У Сан-Диего она сфокусирована на высокотехнологичном производстве. Тут занимаются логистикой, фармацевтикой, здесь же расположена военно-морская база США, — говорит Кирилл Солгалов. — Тихуана сформировалась в 1960-х годах, во многом благодаря переносу производства с территории США в Мексику. Это было выгодно за счет низких ставок рабочих, формирования аналогов территорий опережающего развития.

Развивались города неравномерно. Тихуана стремилась к границе, американцы строили город дальше от разделительной линии. Постепенно нашлись приграничные точки роста, выработались механизмы сотрудничества. В итоге были созданы две индустриальные зоны. Там расположились офисы международных компаний, таких как «Панасоник», «Сони», и других. Сейчас они существуют с двух сторон границы: офисы на каждой. На территории Мексики — совместные предприятия, со стороны США — логистика, поставки товаров по всей Америке и за ее пределы.

«В этом году главная тема форума — формирование уникальной Благовещенской агломерации, — рассказала мэр амурской столицы Валентина Калита. — Это проект, благодаря реализации которого будет создан крупнейший транспортно-логистический и экономический центр на российско-китайской границе, что существенно ускорит развитие приграничных территорий».

—  Большой популярностью пользуется международный аэропорт Тихуана, который был построен вместе с приграничным пунктом пропуска, — отмечает докладчик. — Городской центр Тихуаны больше сфокусирован на туризме и сотрудничестве, который интересен в первую очередь жителям двух городов. Пункт пропуска «Сан-Исидро» является одним из самых больших в мире. За год его пересекают 64 миллиона человек и 25 миллионов машин. Получается, за день — несколько сотен тысяч авто и пешеходов. Представьте, какая за этим стоит работа различных служб! Здесь же видна разница в подходе к пространственному планированию у двух государств. США медленно, но очень целенаправленно занимались планированием территории. Они выстраивали зонирование, свою политику в части ТОР так, чтобы эти участки в дальнейшем были интересны различным группам предприятий и это бы не нарушало многочисленные регламенты и требования, в первую очередь — экологии. Мексика в этом плане была не настолько дальновидной.

В американском пункте пропуска изначально формировались несколько зон. Сама зона пропуска, куда приходят трамваи и откуда можно поехать в Мексику на общественном транспорте. Здесь же есть автобусный терминал, несколько офисных зданий. Существует и туристическая зона, или зона коммерческих активностей. Здесь расположен крупнейший аутлет-центр, который является центром притяжения не только для американцев, но и других путешественников. Люди приезжают в Мексику не для туризма, а на шопинг и через день возвращаются обратно. Этому способствует грамотная организация движения. Путешественники пешком переходят границу, а затем возвращаются в свою страну и уезжают на машине.

— Если говорить про Мексику, здесь планирование не такое детальное, как в США, больше похоже на наше градостроительное зонирование, правила землепользования и застройки. И в целом сегодня тоже претерпевает изменения, — отмечает архитектор. — Подведу итоги, актуальные для Благовещенска.

250

тысяч человек будет жить в Благовещенске через 10 лет, решило большинство участников и зрителей дискуссии

Первое — важна специализация функций пространства и отдельных территорий, которые входят в эту агломерацию. Необходимо выявить такую специализацию, которая позволит части путешественников приезжать на один день: это каждодневный туризм. И при этом сформировать на базе пункта пропуска удобный доступ к остальной России.

— При этом важно соблюдать локальную идентичность. И это не современная архитектура, которая копируется из одного места в другое, а то, что позволяет месту быть туристически привлекательным, — подчеркивает Кирилл Солгалов. — Еще важна многофункциональность. Любое пространство, которое становится монофункциональным, утрачивает свою привлекательность. Рекомендуемый способ — создание территории опережающего развития, при этом базовой функцией становится зона с промышленными объектами, а вот городскую территорию следует планировать с учетом новых подходов.

Деньги и законы

Еще один докладчик — доктор экономических наук, заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте России Владимир Климанов — остановился на законодательной стороне вопроса. По его словам, в России довольно сложно применять единую госполитику по отношению к разным регионам: слишком велики границы страны.

— В нашей стране часто создавались документы, которые определяли подобные варианты развития сотрудничества. В течение двух последних лет было предпринято больше десяти попыток связать все это в единый проект, концепцию. В прошлом году появилась стратегия пространственного развития страны, которая рисует механизм в целом, — отмечает Владимир Викторович. — Например, есть поддержка кластеров. А в Благовещенске мы ожидаем создание газохимического кластера. Есть поддержка индустриальных или технопарков. Поддержка среднего бизнеса, который готов выйти с локальных рынков на более крупные позиции и которому выгодно соседство с другими территориями. Еще один вариант — создать региональные инвестиционные проекты, они будут интересны средним предприятиям, готовым вкладывать свои средства в регионы Дальнего Востока. Например, в обрабатывающих отраслях.

Докладчик отметил сложную систему межбюджетных отношений. Но подчеркнул, что иногда Федерация готова адаптировать возможности для поддержи территорий. Как правило, это происходит, если в регионе ожидают возникновения точек роста.

— Агломерация как таковая — всегда точка роста. А уж межграничная тем более.

Формируя такой уникальный проект, как трансграничная агломерация, надо опираться на международное законодательство, — предлагает Владимир Климанов. — Три года назад ООН приняла «Адженду 21» — план, где закладывают основы развития городов и описывается сфера городской политики. И это не всегда прямо стыкуется с российским законодательством. Есть то, что на международном уровне адаптировано, а у нас требуются дополнения в законодательство для формирования полноценной городской политики в данном случае.

Столице Приамурья докладчик посоветовал разрабатывать масштабные стратегические планы по агломерации, не забывать укладывать их в стратегию развития города. У Благовещенска она рассчитана до 2025 года, однако новые тенденции требуют соответствующего подхода.

Город будущего

В завершающем докладе всем присутствующим предложили посмотреть, каким может стать Благовещенск в будущем. Проект разработала московская архитектурная мастерская «Дмитрий Пшеничников и партнеры». Это не инструкция для воплощения, а, по словам автора, архитектурное прогнозирование: проектирование на дальнюю перспективу, которое позволяет увидеть тенденции и учесть их в будущем.

— Конечно, мы понимаем, что это невозможно реализовать в ближайшие 10—15 лет, — комментирует лауреат Государственной премии в области архитектуры, профессор Международной академии архитектуры, руководитель архитектурной мастерской «Дмитрий Пшеничников и партнеры» Дмитрий Пшеничников. — Методика прогнозирования широко используется для таких масштабных проектов. Например, когда мы проектируем аэропорты, учитывается перспектива на 25—50 лет вперед. И этот проект — тоже возможный прогноз развития Благовещенска. В нем мы постарались учесть бережное отношение к историческому прошлому, чтобы сохранить ткань города и среду, которую имеем сейчас.

Уникальное соединение европейской и восточной культуры в этой точке, по мнению автора проекта, — удачная площадка для переговоров России и Китая, в том числе — встреч глав этих государств. Соответственно, логичным будет создать бизнес-центр для переговоров инвесторов, бизнесменов. Необходимо предусмотреть возникновение деловых отношений между странами: банков, транспортно-логистические взаимодействия, учесть туризм.

Еще одно направление — наукоград. Учебный центр, где будет представлено космическое направление и где смогут вместе учиться дети России и Китая. Большой культурно-просветительский центр, где можно проводить китайские и российские фестивали, конкурсы федеральных масштабов.

Следующая точка взаимодействия — медицина. Объединение европейских и традиционных китайских методик, и как итог — уникальный огромный медицинский центр.

— Наши предложения для Благовещенска. Первое:  создание единого транспортного каркаса для всей агломерации. У вас есть международный аэропорт Игнатьево, у Китая — скоростная железная дорога. Также автодорога через мост, и в перспективе —  такая же железная дорога. Это позволяет создать серьезный хаб, — отмечает Дмитрий Пшеничников. — Стоит протянуть скоростную дорогу из Китая со станцией в районе Благовещенска  до аэропорта Игнатьево. Определенный таможенно-пограничный режим позволит жителям Поднебесной с комфортом пересекать границу на своем поезде и улетать дальше по России или в другие страны. А также дополнить транспортный каркас мостом и дорогой, который облегчит перемещение тем, кто хочет пересечь границу и поехать в аэропорт на автомобиле.

Агломерация включит в себя три города: Благовещенск, Хэйхэ и новый город с нашей стороны Амура, куда войдут и намывная территория, и земли Зазейского.

— Воплощать инновационные проекты и строить в рамках существующего города довольно проблематично, — говорит архитектор. — Нужна свобода маневра, и для этого необходимы площади. На территории нового Благовещенска создать несколько кластеров. Один — приближен к автомобильному мосту и будущей ж/д дороге: логистический кластер. Следующий — технопарк, кластер образовательно-культурный и медицинский кластер. Там же — территория для жилья, гостиница и вдоль реки создать парково-пешеходную зону.

Есть у команды Пшеничникова предложения и по существующему Благовещенску. «Чтобы улучшить транспортную структуру и предотвратить появление пробок, нужна малая кольцевая дорога, говорит руководитель проекта. — Часть улиц стоит перевести на пешеходный режим и сделать более комфортную среду для жителей. Увеличить дворы, добавить зелени, скверов».

— Разрабатывать проект города нужно не привычно, квартально, а создавать территорию города-парка, — дает рекомендацию Дмитрий Пшеничников. — Если разнести автодороги и пешеходные потоки, человек, выходя на улицу, будет попадать не на проезжую часть, как это происходит в большинстве случаев сегодня в Благовещенске, а в парковую зону. Обязательно учесть экологичный транспорт — электробусы, трамваи. В таком городе комфортно будет жить, а новая территория обеспечит развитие экономики агломерации и всего Дальневосточного региона в целом.

Неплотный Благовещенск

ООН выделяет пять принципов устойчивого развития для городов, и один из них — плотность населения. Образцом считается Нью-Йорк. Показатель — 150 человек на гектар. 600 тысяч человек —  таким, согласно стандартам ООН, должна быть численность Благовещенска для успешного развития города. Идеальный стандарт — 15 тысяч на квадратный километр. Для примера: в Париже этот показатель — 21 тысяча.

Плотность Благовещенска, если брать город без отдаленных районов, до улицы Кольцевой — 5 тысяч человек. Если учитывать всю площадь муниципалитета, плотность — 700 человек на квадратный километр.

Еще один важный параметр, который просят учесть архитекторы при планировании жилых зон в агломерации, — плотность застройки. Традиционно в России развитие города и увеличение плотности населения ассоциируется с возведением небоскребов. Однако наиболее эффективный для обеспечения социальной и экономической устойчивости городской территории вариант — с невысокими домами (5—9 этажей). При этом общее количество квадратных метров останется примерно тем же. Согласно исследованиям мировых аналитиков, максимальная плотность населения достигается при строительстве девятиэтажных домов. Если здания более высокие — плотность снижается. Более низкие — тоже снижается, но незначительно.

30

процентов земли должна занимать уличная сеть на квадратный километр в агломерации

— Примечательно, что нас, архитекторов, часто спрашивают: почему российские города менее зеленые, чем европейские? Но если посмотреть на наши города сверху, вы удивитесь: соотношение «зеленой площади к численности людей выше, чем в том же Париже, Нью-Йорке, Базеле, — отмечает архитектор Кирилл Солгалов. — Вопрос в качестве использования этой территории. Когда зелени слишком много, за ней не успевают ухаживать, поэтому  насаждения приходят в упадок.

Можно сделать город из дерева

Тотан Кузембаев, академик московского отделения Международной академии архитектуры, руководитель одноименной архитектурной мастерской:

— Описанные здесь футуристические проекты очень красочны, и я согласен —  без мечты жить нельзя. Но вот что меня беспокоит: когда мы делаем что-то новое, всегда оглядываемся на запад и забываем про свою культуру. Нужно ли нам соревноваться по высоте небоскребов, тем более — с Китаем? Не думаю. Такие дома — просто амбиции, к комфортному проживанию они отношения не имеют. Я вчера гулял по набережной Благовещенска, смотрел на две страны. Ваш город выглядит гораздо более уютным, человечным.

Среднеэтажные дома — отличный вариант. При этом у нас огромная страна, в которой самый большой запас леса в мире. Есть и свои специалисты. Давайте строить деревянные дома, и даже многоэтажки, сегодняшние технологии позволяют. Это экологично, а скольких людей мы обеспечим работой, если будем строить из дерева. И иностранным туристам будет гораздо интереснее смотреть на нашу архитектуру, а не на небоскребы, которых у них самих хватает!

Люди для Приамурья

— Я вообще осторожно отношусь к планам, которые носят сказочный характер. Но считаю, что они должны быть, иначе нам некуда будет двигаться. В поддержку мечты скажу: посмотрите на Новосибирск, который с нуля меньше чем за 100 лет превратился в миллионник, — отмечает доктор экономических наук, заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте России Владимир Климанов. — И произошло это во многом потому, что в нужной точке прошел мост через реку. Как изменится конфигурация пространства после того, как мост через Амур заработает в полную силу, мы пока не знаем. Но что в регионе появится новый город и его надо будет вовлечь в существующую инфраструктуру — это точно.

Для нового города потребуются люди, и это еще одна проблема, которую нужно будет решить властям.

— На Дальнем Востоке уже не первый год пытаются стабилизировать численность населения, чтобы затем начать наращивать. Пока механизм не работает. Я помню, лет 15 назад в Якутии был план строительства новых восьми городов. Мы вместе со многими архитекторами задавались вопросом — кто станет их жителями? Помимо стройбата, заключенных, восстановления всесоюзных комсомольских строек, рассматривался вариант «китайцы». И я думаю, Приамурью тоже стоит подумать над этой возможностью.

Наши конкуренты

— Новая агломерация Благовещенск — Хэйхэ не единственный пример трансграничного сотрудничества. В соседнем субъекте тоже строят мост через Амур. Есть  Забайкальск с Маньчжурией, есть Гродеково, Уссурийский остров, — поднял еще одну проблему Игорь Горевой. — Являются ли они нашими прямыми конкурентами? Я хочу спросить мнение руководителя Дальневосточного филиала компании Ernst& Young (британская аудиторско-консалтинговая компания, одна из крупнейших в мире. — Прим. авт.) Алексея Владимировича Ерохина.

— Да, есть такой момент. Но Амурская область идет на опережение. Ваш мост заработает уже весной. В Хабаровском крае перехода нет, пока только решается, каким он будет. В Еврейской автономной области еще заканчивают строительство моста.

Сейчас важно просчитать экономическую составляющую всех проектов. Не останавливаться на аэропорте, канатной дороге. Тогда дальневосточные проекты будут не конкурировать, а дополнять друг друга.

Китайцы ждут на таможне

Еще одно направление, которое может дать области большой толчок, — ускоренное оформление грузов.

«Китаю необходима логистика, — подчеркивает Алексей Ерохин. — Им нужно быстрее доставлять товары в Европу. Мы  наконец научились возить контейнеры за 7—10 дней через всю страну. Но мы не умеем быстро обрабатывать грузы на границе.  Как только  научимся, у агломерации появится новое преимущество: ускоренное прохождение груза, который пойдет в европейскую зону. Это такие грузовые потоки, которые вы пока даже не представляете.

Почему не удается закрепить население?

Алексей Ерохин, руководитель Дальневосточного филиала британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst& Young:

— Рассматривая агломерацию, эксперты в основном фокусируются лишь на транспортно-логистическо-туристической направленности. Но ведь есть нефтехимический  кластер, который уже сегодня находится на высокой степени готовности. Если грамотно распорядиться льготами, можно получить промышленный, индустриальный парк. Отмечу, что амурчане умеют эффективно и быстро работать в регионе. Вы умеете достигать результата в кратчайшие сроки, и этим надо пользоваться, максимально наращивая потенциал. Я наблюдал за Благовещенском: за последние 9 лет — кардинальные изменения, такими не может похвастаться, пожалуй, ни один город на Дальнем Востоке.

Почему не удается закрепить население? Нет рабочих мест, нет мощностей. Мы проводили исследования о прямых инвестициях в страны Европы. Современная тенденция — впервые проекты с просто добычей полезных ископаемых ушли вниз списка. Появляются новые интересные проекты, поднимаются секторы Айти, агро, промышленное производство.

Второе исследование показало, что иностранные  инвесторы нацелены на наращивание производственных мощностей в России. Более того —  им интересен Дальний Восток за счет преференций, которые здесь создают. Третье —  у вас за рекой доступ к одному из самых больших рынков в мире. Нельзя сказать, что мы в полной мере получим выход ко всей Юго-Восточной Азии, но рынок, действительно, очень большой. Всеми этими возможностями нужно пользоваться.

Архитектурный изюм

Еще один аспект, который повысит перспективность агломерации, назвала вице-президент ГК «Регион» Валерия Репкова:

Мы пошли на финансирование проекта канатной дороги, так как видим здесь большое будущее. Переход — это всегда движение, точка для развития бизнеса, — говорит Валерия Андреевна. — Отмечу, что яркие архитектурные изюминки всегда притягивают туристов, не только российских, но и со всего света. Мы учитывали этот аспект, когда принимали решение по инвестированию канатной дороги. Полагаем, она станет такой точкой притяжения. Однако в будущем стоит рассмотреть и другие. При удачной реализации, думаю, мы сможем рассмотреть и другие точки соприкосновения.

Кстати, сейчас «Регион» рассматривает проект строительства гостиничного и многофункционального комплексов. По словам Валерии Репковой, компания заинтересована в том, чтобы они стали единым архитектурным ансамблем для этой зоны и были синергетически связаны с каналом канатной дороги.

«Благовещенску надо избежать прошлых ошибок и не упустить возможности»

Александр Федорчук, благовещенский бизнесмен, владелец ТРЦ «Острова»:

— Я хочу напомнить про ошибки, которые в городе уже есть. Например, здание ОКЦ, которое изначально планировалось отдать драмтеатру. Хорошо, что его перепрофилировали — и теперь ОКЦ дает городу гораздо больше. Еще один пункт: когда ввели железную дорогу, город разделили на две части. Было сразу понятно, что город не сможет развиваться за Амур, за Зеей — пойменная часть. Вокзал надо было делать в районе судоверфи. А теперь ежедневно горожане дружно стоят в пробке на Калининском переезде.

Также никто не затронул вопрос энергии. Но мы должны видеть газовую перспективу. Нужна коммуникация с сетью Амурэнерго. Еще проблема — парковки. Вопрос с ними в центре вообще не решен. Я готов взаимодействовать с городом, и у меня есть решение, но об этом — после.

А еще я хочу предложить проводить международную регату на Амуре и готов стать титульным спонсором этого мероприятия. Такие ежегодные соревнования могли бы стать ареной, которая привлечет внимание множества людей.

Это просто утопия?

«Картинки и перспективы прекрасные, много красивых слов, но у вас нет ощущения, что это все утопия? Ничего этого пока нет, зачем сюда ехать китайцам?» — вопрос из зала прозвучал в самом конце дискуссии.

— Я в Благовещенске не первый раз и вижу много позитивных изменений. Постарайтесь сосредоточиться на позитиве, который есть. Негатива вокруг и так достаточно. У вас идут  масштабные стройки. Хочется верить, что мост будет прорывом для этой территории, — ответил Алексей Ерохин. — Но если все так плохо, что делает здесь представитель финансово-инвестиционной компании «Регион», которая финансирует в конкретный проект? У вас в ближайшем будущем заработают два крупнейших завода. Это люди, налоги, зарплаты. Можно сокрушаться, всех проблем не решить сразу, но это все не утопия, а движение вперед.

*Иллюстрации к материалу предоставлены участниками дискуссии. Проект Благовещенска принадлежит архитектурной мастерской «Дмитрий Пшеничников и партнеры».


 

Материал впервые был опубликован в «Амурской правде» 06.12.2019 года