Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №3 (28893) от 23 января 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
24 января 2020,
пятница

Город, которого еще нет: московские архитекторы обсудили развитие агломерации Благовещенск — Хэйхэ

Экономика

Построить в Благовещенске небоскребы из стекла и бетона или отказаться от кирпича и превратить столицу Приамурья в город с деревянными домами в кантри-стиле? А может, провести скоростную железную дорогу из Хэйхэ к аэропорту Игнатьево и объединить кольцевой развязкой два города по сторонам одной реки? Или сделать часть улиц пешеходными и добавить новых скверов? Будущее агломерации Благовещенск — Хэйхэ обсудили на Амурском экономическом форуме московские архитекторы, банкиры, аналитики. На дискуссии побывала «Амурская правда».

  • Проект развития агломерации Благовещенск – Хэйхэ
  • Проект развития агломерации Благовещенск – Хэйхэ

Чужой опыт

В жизни городов бывают периоды, когда практически ничего не происходит долгое время. А потом за сутки — сразу несколько ключевых событий: в Благовещенске открывается часть набережной, завершается строительство моста в Китай, проходит Амурский экономический форум, — открыл встречу модератор, генеральный директор холдинга «Амур.инфо» Игорь Горевой. — Дискуссия такого уровня у нас еще не проводилась, но последние тенденции показывают, что необходимость в ней есть. Я призываю экспертов высказывать новые идеи и предложения, которые позволят нашей территории развиваться эффективно и быстро. Быстрее, чем конкуренты, например Большой Уссурийский остров. Предложения мы сформулируем, систематизируем и передадим властям.

На встрече собрались амурские предприниматели, архитекторы, мэр Благовещенска, представители муниципальной и региональной власти, в том числе зампреды амурского правительства. С китайской стороны — представители всекитайской ассоциации туризма, правительства Хэйхэ, района Айгунь, банка Лунзян, который, кстати, кредитует строительство моста через Амур с российской стороны.

Началась дискуссия необычно. Чтобы показать участникам мероприятия мнение о будущем города самих жителей, Игорь Горевой предложил каждому присутствующему в зале проголосовать: сколько людей будет жить в Благовещенске через 10 лет. Большинство проголосовало за то, что население вырастет с 230 до 250 тысяч человек. Несколько человек сошлось во мнении, что численность останется на том же уровне, за сокращение до 220 тысяч проголосовал один, за увеличение до 300 000 — десять человек.

15 

тысяч человек должно жить на квадратном километре города для развития агломерации Благовещенск — Хэйхэ

Примеров трансграничных агломераций в мире не так мало. Чтобы не повторять чужих ошибок и при этом использовать самые удачные идеи, нужно оценить опыт предшественников. Это и предложил сделать первый докладчик, профессор Международной академии архитектуры, доцент кафедры жилых зданий Московского архитектурного института, руководитель архитектурной мастерской «Архимед» Кирилл Архипов.

Он напомнил присутствующим, что Россия и Китай имеют одну из самых протяженных общих границ в мире, поэтому развитие сотрудничества логично и актуально. Моделей взаимодействия на самом деле не так много. Экономическое сотрудничество — традиционный метод для Европы. Примеры — Лилль, Базель, Цюрих. Трансграничный треугольник экономического роста характерен для стран Юго-Восточной Азии, например Туманган. Еще один вариант — свободные экономические зоны, зоны свободной торговли.

— Одна из самых ярких агломераций — город Лилль. Он находится на стыке Бельгии и Франции, — говорит Кирилл Архипов. — В середине 20-го века, во время кризиса промышленности, муниципалитет оказался перед выбором: куда двигаться, чтобы продолжать развиваться. В тот момент стечение обстоятельств позволило провести железную дорогу через Лилль, и было принято решение о строительстве тоннеля под Ла-Маншем. И город стал главным хабом.

Лилль.

Между двумя железными дорогами создали деловой центр: вокзал, линии метро, гостиницы, деловые центры, большой ТРЦ. Лилль получил рабочие места, дополнительные налоговые отчисления. «Что важно для нас: первым было развитие транспортной инфраструктуры, и это дало толчок к развитию экономики», — подчеркивает докладчик. Еще одна особенность: здесь взаимодействовали страны с родственной европейской культурой.

211

тысяч человек живет в Хэйхэ сегодня

— Самый молодой трансграничный город еще не существует, но проект его уже был запущен. Это Неом. Он появится на стыке Саудовской Аравии, Иордании и Египта. Более 500 миллиардов долларов вкладывают в его развитие, — отмечает Кирилл Архипов. — Плюсы Неома: красивая территория, благоприятное географическое положение, хороший климат. Первым открылся аэропорт в мае этого года. В целом проект станет конкурентом Дубаю. Неом планируют развивать как один из самых экологичных зеленых городов мира, используя самые передовые технологии в строительстве и в сельском хозяйстве. Например, предполагается развитие вертикальных теплиц, использование на улицах беспилотного транспорта. Какой мы для себя можем отметить плюс: создание абсолютно нового города позволяет максимально использовать возможности проектирования.

Неом.

Напомнил профессор и о российском городе, который находится на другом конце страны — Калининграде. А затем показал презентацию о том, как его планируют развивать.

— Мы порадуемся за калининградцев, спасибо, Кирилл Юрьевич, — прокомментировал Игорь Горевой. — А теперь следующий участник, тоже, не поверите, Кирилл Юрьевич, расскажет про другую агломерацию. Возможно, более подходящую для сравнения, потому что в ней соседствуют две разные культуры.

Калифорнийский рецепт

— Я бы хотел рассказать про опыт взаимодействия американского и мексиканского городов: это Сан-Диего и Тихуана, — начал выступление главный архитектор ООО «Оферта Диалог», эксперт совета по градостроительству Союза архитекторов России, член Международного сообщества городских и региональных планировщиков Кирилл Солгалов. — И озвучить рекомендации, которые можно сформулировать для Благовещенска и Хэйхэ.

У городов примерно равная численность, оба находятся в штатах Калифорнии своих стран. Тихуана — самый большой город региона и почти единственный экономический центр на своей территории.

— Первое, что нужно отметить, — экономика.  У Сан-Диего она сфокусирована на высокотехнологичном производстве. Тут занимаются логистикой, фармацевтикой, здесь же расположена военно-морская база США, — говорит Кирилл Солгалов. — Тихуана сформировалась в 1960-х годах, во многом благодаря переносу производства с территории США в Мексику. Это было выгодно за счет низких ставок рабочих, формирования аналогов территорий опережающего развития.

Развивались города неравномерно. Тихуана стремилась к границе, американцы строили город дальше от разделительной линии. Постепенно нашлись приграничные точки роста, выработались механизмы сотрудничества. В итоге были созданы две индустриальные зоны. Там расположились офисы международных компаний, таких как «Панасоник», «Сони», и других. Сейчас они существуют с двух сторон границы: офисы на каждой. На территории Мексики — совместные предприятия, со стороны США — логистика, поставки товаров по всей Америке и за ее пределы.

«В этом году главная тема форума — формирование уникальной Благовещенской агломерации, — рассказала мэр амурской столицы Валентина Калита. — Это проект, благодаря реализации которого будет создан крупнейший транспортно-логистический и экономический центр на российско-китайской границе, что существенно ускорит развитие приграничных территорий».

—  Большой популярностью пользуется международный аэропорт Тихуана, который был построен вместе с приграничным пунктом пропуска, — отмечает докладчик. — Городской центр Тихуаны больше сфокусирован на туризме и сотрудничестве, который интересен в первую очередь жителям двух городов. Пункт пропуска «Сан-Исидро» является одним из самых больших в мире. За год его пересекают 64 миллиона человек и 25 миллионов машин. Получается, за день — несколько сотен тысяч авто и пешеходов. Представьте, какая за этим стоит работа различных служб! Здесь же видна разница в подходе к пространственному планированию у двух государств. США медленно, но очень целенаправленно занимались планированием территории. Они выстраивали зонирование, свою политику в части ТОР так, чтобы эти участки в дальнейшем были интересны различным группам предприятий и это бы не нарушало многочисленные регламенты и требования, в первую очередь — экологии. Мексика в этом плане была не настолько дальновидной.

В американском пункте пропуска изначально формировались несколько зон. Сама зона пропуска, куда приходят трамваи и откуда можно поехать в Мексику на общественном транспорте. Здесь же есть автобусный терминал, несколько офисных зданий. Существует и туристическая зона, или зона коммерческих активностей. Здесь расположен крупнейший аутлет-центр, который является центром притяжения не только для американцев, но и других путешественников. Люди приезжают в Мексику не для туризма, а на шопинг и через день возвращаются обратно. Этому способствует грамотная организация движения. Путешественники пешком переходят границу, а затем возвращаются в свою страну и уезжают на машине.

— Если говорить про Мексику, здесь планирование не такое детальное, как в США, больше похоже на наше градостроительное зонирование, правила землепользования и застройки. И в целом сегодня тоже претерпевает изменения, — отмечает архитектор. — Подведу итоги, актуальные для Благовещенска.

250

тысяч человек будет жить в Благовещенске через 10 лет, решило большинство участников и зрителей дискуссии

Первое — важна специализация функций пространства и отдельных территорий, которые входят в эту агломерацию. Необходимо выявить такую специализацию, которая позволит части путешественников приезжать на один день: это каждодневный туризм. И при этом сформировать на базе пункта пропуска удобный доступ к остальной России.

— При этом важно соблюдать локальную идентичность. И это не современная архитектура, которая копируется из одного места в другое, а то, что позволяет месту быть туристически привлекательным, — подчеркивает Кирилл Солгалов. — Еще важна многофункциональность. Любое пространство, которое становится монофункциональным, утрачивает свою привлекательность. Рекомендуемый способ — создание территории опережающего развития, при этом базовой функцией становится зона с промышленными объектами, а вот городскую территорию следует планировать с учетом новых подходов.

Деньги и законы

Еще один докладчик — доктор экономических наук, заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте России Владимир Климанов — остановился на законодательной стороне вопроса. По его словам, в России довольно сложно применять единую госполитику по отношению к разным регионам: слишком велики границы страны.

— В нашей стране часто создавались документы, которые определяли подобные варианты развития сотрудничества. В течение двух последних лет было предпринято больше десяти попыток связать все это в единый проект, концепцию. В прошлом году появилась стратегия пространственного развития страны, которая рисует механизм в целом, — отмечает Владимир Викторович. — Например, есть поддержка кластеров. А в Благовещенске мы ожидаем создание газохимического кластера. Есть поддержка индустриальных или технопарков. Поддержка среднего бизнеса, который готов выйти с локальных рынков на более крупные позиции и которому выгодно соседство с другими территориями. Еще один вариант — создать региональные инвестиционные проекты, они будут интересны средним предприятиям, готовым вкладывать свои средства в регионы Дальнего Востока. Например, в обрабатывающих отраслях.

Докладчик отметил сложную систему межбюджетных отношений. Но подчеркнул, что иногда Федерация готова адаптировать возможности для поддержи территорий. Как правило, это происходит, если в регионе ожидают возникновения точек роста.

— Агломерация как таковая — всегда точка роста. А уж межграничная тем более.

Формируя такой уникальный проект, как трансграничная агломерация, надо опираться на международное законодательство, — предлагает Владимир Климанов. — Три года назад ООН приняла «Адженду 21» — план, где закладывают основы развития городов и описывается сфера городской политики. И это не всегда прямо стыкуется с российским законодательством. Есть то, что на международном уровне адаптировано, а у нас требуются дополнения в законодательство для формирования полноценной городской политики в данном случае.

Столице Приамурья докладчик посоветовал разрабатывать масштабные стратегические планы по агломерации, не забывать укладывать их в стратегию развития города. У Благовещенска она рассчитана до 2025 года, однако новые тенденции требуют соответствующего подхода.

Город будущего

В завершающем докладе всем присутствующим предложили посмотреть, каким может стать Благовещенск в будущем. Проект разработала московская архитектурная мастерская «Дмитрий Пшеничников и партнеры». Это не инструкция для воплощения, а, по словам автора, архитектурное прогнозирование: проектирование на дальнюю перспективу, которое позволяет увидеть тенденции и учесть их в будущем.

— Конечно, мы понимаем, что это невозможно реализовать в ближайшие 10—15 лет, — комментирует лауреат Государственной премии в области архитектуры, профессор Международной академии архитектуры, руководитель архитектурной мастерской «Дмитрий Пшеничников и партнеры» Дмитрий Пшеничников. — Методика прогнозирования широко используется для таких масштабных проектов. Например, когда мы проектируем аэропорты, учитывается перспектива на 25—50 лет вперед. И этот проект — тоже возможный прогноз развития Благовещенска. В нем мы постарались учесть бережное отношение к историческому прошлому, чтобы сохранить ткань города и среду, которую имеем сейчас.

Уникальное соединение европейской и восточной культуры в этой точке, по мнению автора проекта, — удачная площадка для переговоров России и Китая, в том числе — встреч глав этих государств. Соответственно, логичным будет создать бизнес-центр для переговоров инвесторов, бизнесменов. Необходимо предусмотреть возникновение деловых отношений между странами: банков, транспортно-логистические взаимодействия, учесть туризм.

Еще одно направление — наукоград. Учебный центр, где будет представлено космическое направление и где смогут вместе учиться дети России и Китая. Большой культурно-просветительский центр, где можно проводить китайские и российские фестивали, конкурсы федеральных масштабов.

Следующая точка взаимодействия — медицина. Объединение европейских и традиционных китайских методик, и как итог — уникальный огромный медицинский центр.

— Наши предложения для Благовещенска. Первое:  создание единого транспортного каркаса для всей агломерации. У вас есть международный аэропорт Игнатьево, у Китая — скоростная железная дорога. Также автодорога через мост, и в перспективе —  такая же железная дорога. Это позволяет создать серьезный хаб, — отмечает Дмитрий Пшеничников. — Стоит протянуть скоростную дорогу из Китая со станцией в районе Благовещенска  до аэропорта Игнатьево. Определенный таможенно-пограничный режим позволит жителям Поднебесной с комфортом пересекать границу на своем поезде и улетать дальше по России или в другие страны. А также дополнить транспортный каркас мостом и дорогой, который облегчит перемещение тем, кто хочет пересечь границу и поехать в аэропорт на автомобиле.

Агломерация включит в себя три города: Благовещенск, Хэйхэ и новый город с нашей стороны Амура, куда войдут и намывная территория, и земли Зазейского.

— Воплощать инновационные проекты и строить в рамках существующего города довольно проблематично, — говорит архитектор. — Нужна свобода маневра, и для этого необходимы площади. На территории нового Благовещенска создать несколько кластеров. Один — приближен к автомобильному мосту и будущей ж/д дороге: логистический кластер. Следующий — технопарк, кластер образовательно-культурный и медицинский кластер. Там же — территория для жилья, гостиница и вдоль реки создать парково-пешеходную зону.

Есть у команды Пшеничникова предложения и по существующему Благовещенску. «Чтобы улучшить транспортную структуру и предотвратить появление пробок, нужна малая кольцевая дорога, говорит руководитель проекта. — Часть улиц стоит перевести на пешеходный режим и сделать более комфортную среду для жителей. Увеличить дворы, добавить зелени, скверов».

— Разрабатывать проект города нужно не привычно, квартально, а создавать территорию города-парка, — дает рекомендацию Дмитрий Пшеничников. — Если разнести автодороги и пешеходные потоки, человек, выходя на улицу, будет попадать не на проезжую часть, как это происходит в большинстве случаев сегодня в Благовещенске, а в парковую зону. Обязательно учесть экологичный транспорт — электробусы, трамваи. В таком городе комфортно будет жить, а новая территория обеспечит развитие экономики агломерации и всего Дальневосточного региона в целом.

Неплотный Благовещенск

ООН выделяет пять принципов устойчивого развития для городов, и один из них — плотность населения. Образцом считается Нью-Йорк. Показатель — 150 человек на гектар. 600 тысяч человек —  таким, согласно стандартам ООН, должна быть численность Благовещенска для успешного развития города. Идеальный стандарт — 15 тысяч на квадратный километр. Для примера: в Париже этот показатель — 21 тысяча.

Плотность Благовещенска, если брать город без отдаленных районов, до улицы Кольцевой — 5 тысяч человек. Если учитывать всю площадь муниципалитета, плотность — 700 человек на квадратный километр.

Еще один важный параметр, который просят учесть архитекторы при планировании жилых зон в агломерации, — плотность застройки. Традиционно в России развитие города и увеличение плотности населения ассоциируется с возведением небоскребов. Однако наиболее эффективный для обеспечения социальной и экономической устойчивости городской территории вариант — с невысокими домами (5—9 этажей). При этом общее количество квадратных метров останется примерно тем же. Согласно исследованиям мировых аналитиков, максимальная плотность населения достигается при строительстве девятиэтажных домов. Если здания более высокие — плотность снижается. Более низкие — тоже снижается, но незначительно.

30

процентов земли должна занимать уличная сеть на квадратный километр в агломерации

— Примечательно, что нас, архитекторов, часто спрашивают: почему российские города менее зеленые, чем европейские? Но если посмотреть на наши города сверху, вы удивитесь: соотношение «зеленой площади к численности людей выше, чем в том же Париже, Нью-Йорке, Базеле, — отмечает архитектор Кирилл Солгалов. — Вопрос в качестве использования этой территории. Когда зелени слишком много, за ней не успевают ухаживать, поэтому  насаждения приходят в упадок.

Можно сделать город из дерева

Тотан Кузембаев, академик московского отделения Международной академии архитектуры, руководитель одноименной архитектурной мастерской:

— Описанные здесь футуристические проекты очень красочны, и я согласен —  без мечты жить нельзя. Но вот что меня беспокоит: когда мы делаем что-то новое, всегда оглядываемся на запад и забываем про свою культуру. Нужно ли нам соревноваться по высоте небоскребов, тем более — с Китаем? Не думаю. Такие дома — просто амбиции, к комфортному проживанию они отношения не имеют. Я вчера гулял по набережной Благовещенска, смотрел на две страны. Ваш город выглядит гораздо более уютным, человечным.

Среднеэтажные дома — отличный вариант. При этом у нас огромная страна, в которой самый большой запас леса в мире. Есть и свои специалисты. Давайте строить деревянные дома, и даже многоэтажки, сегодняшние технологии позволяют. Это экологично, а скольких людей мы обеспечим работой, если будем строить из дерева. И иностранным туристам будет гораздо интереснее смотреть на нашу архитектуру, а не на небоскребы, которых у них самих хватает!

Люди для Приамурья

— Я вообще осторожно отношусь к планам, которые носят сказочный характер. Но считаю, что они должны быть, иначе нам некуда будет двигаться. В поддержку мечты скажу: посмотрите на Новосибирск, который с нуля меньше чем за 100 лет превратился в миллионник, — отмечает доктор экономических наук, заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте России Владимир Климанов. — И произошло это во многом потому, что в нужной точке прошел мост через реку. Как изменится конфигурация пространства после того, как мост через Амур заработает в полную силу, мы пока не знаем. Но что в регионе появится новый город и его надо будет вовлечь в существующую инфраструктуру — это точно.

Для нового города потребуются люди, и это еще одна проблема, которую нужно будет решить властям.

— На Дальнем Востоке уже не первый год пытаются стабилизировать численность населения, чтобы затем начать наращивать. Пока механизм не работает. Я помню, лет 15 назад в Якутии был план строительства новых восьми городов. Мы вместе со многими архитекторами задавались вопросом — кто станет их жителями? Помимо стройбата, заключенных, восстановления всесоюзных комсомольских строек, рассматривался вариант «китайцы». И я думаю, Приамурью тоже стоит подумать над этой возможностью.

Наши конкуренты

— Новая агломерация Благовещенск — Хэйхэ не единственный пример трансграничного сотрудничества. В соседнем субъекте тоже строят мост через Амур. Есть  Забайкальск с Маньчжурией, есть Гродеково, Уссурийский остров, — поднял еще одну проблему Игорь Горевой. — Являются ли они нашими прямыми конкурентами? Я хочу спросить мнение руководителя Дальневосточного филиала компании Ernst& Young (британская аудиторско-консалтинговая компания, одна из крупнейших в мире. — Прим. авт.) Алексея Владимировича Ерохина.

— Да, есть такой момент. Но Амурская область идет на опережение. Ваш мост заработает уже весной. В Хабаровском крае перехода нет, пока только решается, каким он будет. В Еврейской автономной области еще заканчивают строительство моста.

Сейчас важно просчитать экономическую составляющую всех проектов. Не останавливаться на аэропорте, канатной дороге. Тогда дальневосточные проекты будут не конкурировать, а дополнять друг друга.

Китайцы ждут на таможне

Еще одно направление, которое может дать области большой толчок, — ускоренное оформление грузов.

«Китаю необходима логистика, — подчеркивает Алексей Ерохин. — Им нужно быстрее доставлять товары в Европу. Мы  наконец научились возить контейнеры за 7—10 дней через всю страну. Но мы не умеем быстро обрабатывать грузы на границе.  Как только  научимся, у агломерации появится новое преимущество: ускоренное прохождение груза, который пойдет в европейскую зону. Это такие грузовые потоки, которые вы пока даже не представляете.

Почему не удается закрепить население?

Алексей Ерохин, руководитель Дальневосточного филиала британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst& Young:

— Рассматривая агломерацию, эксперты в основном фокусируются лишь на транспортно-логистическо-туристической направленности. Но ведь есть нефтехимический  кластер, который уже сегодня находится на высокой степени готовности. Если грамотно распорядиться льготами, можно получить промышленный, индустриальный парк. Отмечу, что амурчане умеют эффективно и быстро работать в регионе. Вы умеете достигать результата в кратчайшие сроки, и этим надо пользоваться, максимально наращивая потенциал. Я наблюдал за Благовещенском: за последние 9 лет — кардинальные изменения, такими не может похвастаться, пожалуй, ни один город на Дальнем Востоке.

Почему не удается закрепить население? Нет рабочих мест, нет мощностей. Мы проводили исследования о прямых инвестициях в страны Европы. Современная тенденция — впервые проекты с просто добычей полезных ископаемых ушли вниз списка. Появляются новые интересные проекты, поднимаются секторы Айти, агро, промышленное производство.

Второе исследование показало, что иностранные  инвесторы нацелены на наращивание производственных мощностей в России. Более того —  им интересен Дальний Восток за счет преференций, которые здесь создают. Третье —  у вас за рекой доступ к одному из самых больших рынков в мире. Нельзя сказать, что мы в полной мере получим выход ко всей Юго-Восточной Азии, но рынок, действительно, очень большой. Всеми этими возможностями нужно пользоваться.

Архитектурный изюм

Еще один аспект, который повысит перспективность агломерации, назвала вице-президент ГК «Регион» Валерия Репкова:

Мы пошли на финансирование проекта канатной дороги, так как видим здесь большое будущее. Переход — это всегда движение, точка для развития бизнеса, — говорит Валерия Андреевна. — Отмечу, что яркие архитектурные изюминки всегда притягивают туристов, не только российских, но и со всего света. Мы учитывали этот аспект, когда принимали решение по инвестированию канатной дороги. Полагаем, она станет такой точкой притяжения. Однако в будущем стоит рассмотреть и другие. При удачной реализации, думаю, мы сможем рассмотреть и другие точки соприкосновения.

Кстати, сейчас «Регион» рассматривает проект строительства гостиничного и многофункционального комплексов. По словам Валерии Репковой, компания заинтересована в том, чтобы они стали единым архитектурным ансамблем для этой зоны и были синергетически связаны с каналом канатной дороги.

«Благовещенску надо избежать прошлых ошибок и не упустить возможности»

Александр Федорчук, благовещенский бизнесмен, владелец ТРЦ «Острова»:

— Я хочу напомнить про ошибки, которые в городе уже есть. Например, здание ОКЦ, которое изначально планировалось отдать драмтеатру. Хорошо, что его перепрофилировали — и теперь ОКЦ дает городу гораздо больше. Еще один пункт: когда ввели железную дорогу, город разделили на две части. Было сразу понятно, что город не сможет развиваться за Амур, за Зеей — пойменная часть. Вокзал надо было делать в районе судоверфи. А теперь ежедневно горожане дружно стоят в пробке на Калининском переезде.

Также никто не затронул вопрос энергии. Но мы должны видеть газовую перспективу. Нужна коммуникация с сетью Амурэнерго. Еще проблема — парковки. Вопрос с ними в центре вообще не решен. Я готов взаимодействовать с городом, и у меня есть решение, но об этом — после.

А еще я хочу предложить проводить международную регату на Амуре и готов стать титульным спонсором этого мероприятия. Такие ежегодные соревнования могли бы стать ареной, которая привлечет внимание множества людей.

Это просто утопия?

«Картинки и перспективы прекрасные, много красивых слов, но у вас нет ощущения, что это все утопия? Ничего этого пока нет, зачем сюда ехать китайцам?» — вопрос из зала прозвучал в самом конце дискуссии.

— Я в Благовещенске не первый раз и вижу много позитивных изменений. Постарайтесь сосредоточиться на позитиве, который есть. Негатива вокруг и так достаточно. У вас идут  масштабные стройки. Хочется верить, что мост будет прорывом для этой территории, — ответил Алексей Ерохин. — Но если все так плохо, что делает здесь представитель финансово-инвестиционной компании «Регион», которая финансирует в конкретный проект? У вас в ближайшем будущем заработают два крупнейших завода. Это люди, налоги, зарплаты. Можно сокрушаться, всех проблем не решить сразу, но это все не утопия, а движение вперед.

*Иллюстрации к материалу предоставлены участниками дискуссии. Проект Благовещенска принадлежит архитектурной мастерской «Дмитрий Пшеничников и партнеры».

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
7
07 декабря в 03:53

Мечты приманчивы, как их не пожелать...

— Валерий Богач
6
06 декабря в 14:00

Хотим не хотим, а уже поделили.

— Галина Галина
5
06 декабря в 13:59

Не думали сельское хозяйство поднять? Построить комфортное жильё на селе?

— Галина Галина
4
06 декабря в 12:44

🙈

— ROMAN )))
3
06 декабря в 11:50

А с нами посоветовались? Захотим ли мы поделить город с китайцами?Он мгновенно станет китайским.И всем нам прийдётся его покинуть или ... .

— Владимир Манаев
2
06 декабря в 06:32

Утопия

— Тамара ЕФРЕМОВА-Забияко
1
06 декабря в 05:53

Господи! Вы возле кинотеатра Благовещенск наведите порядок,позорище,одна клумба с цветами ,а другая бурьяном который год зарастает и деревья на козырьке кинотеатра со стороны Островского растут! Мечтатели!!!!(hu) (md)

— Елена Попова (фокина)

Материалы по теме

Проект развития агломерации Благовещенск – ХэйхэПроект развития агломерации Благовещенск – ХэйхэПроект развития агломерации Благовещенск – ХэйхэПроект развития агломерации Благовещенск – Хэйхэ
Гороскоп на 24 января: Скорпионы устанут от сидения на месте, о странствиях будут мечтать и РакиСоветы
Бесплатный проезд для детей из многодетных семей в Приамурье станет круглогодичнымОбщество
Круглосуточный медпункт с оборудованием для особых случаев открылся в Завитинском районеОбщество
Два грузовика сгорели в Приамурье (видео)Происшествия
Практику на Благовещенской ТЭЦ и Райчихинской ГРЭС прошли 122 студентаНовости партнеров
Юрий Трутнев остался куратором Дальнего Востока и АрктикиВласть

Читать все новости

Экономика

На развитие бизнеса в амурских селах дадут кредиты под 5 процентов На развитие бизнеса в амурских селах дадут кредиты под 5 процентов
Область после чумы: продавцы мяса выдают привозную свинину за амурскую и прячутся от проверок
Амурские власти вдвое увеличили финансирование на прямые субсидии бизнесу
150 тысяч рублей для машиниста: 8 рабочих вакансий на предприятиях Дальнего Востока
Все больше амурских бизнесменов объединяются в кластеры
Система Orphus