Александр Ярошенко
Валеркины слёзы
Взрослые дяди и тёти по-прежнему не спешат дать правдивую оценку драматической ситуации, которая сложилась в школе отдаленного Октябрьского, что в Зейском районе Приамурья.
Скандал в этом большом, но безмерно далеком от цивилизации селе, которое долгие годы гордо называлось поселком, случился еще 7 ноября. В этот день учитель физкультуры местной школы Александр Десятов отмечал день рождения. По одной из версий, Александр Сергеевич в этот день распустил не только руки, но дал волю ногам — испинал ученика пятого класса.
Именинник бросил детей и ушел с занятий. Оставленные без присмотра пятиклашки вели себя, как хотели. Мальчишки затеяли потасовку. Одному из них, по версии детей, крепко досталось от гуляющего физрука.
…Валера — сирота. У него несколько лет назад умер отец, мама на длительных заработках в областном центре, ребенок живет с бабушкой. Свидетели уверяют, что именно его выволок из класса учитель для «мужского» разбирательства. После которого заплаканный ребенок прибежал к своему классному руководителю Татьяне Черновой и, глотая слезы, все ей рассказал. Затем мальчик о своем унижении рассказал родным. Поднялся шум сельского масштаба, который, по моему стойкому ощущению, пытаются загасить.
Сразу в этой «непедагогической поэме» единолично разбирался сельский участковый. Он опрашивал детей и, как говорят селяне, делал это с нарушением закона, без присутствия родителей или других законных представителей малышей. Первый вердикт местного силовика был скорый и категоричный: учитель не виноват, ребенка никто не бил.
— Все хорошо, мальчик с Александром Сергеевичем готовятся к районным соревнованиям, — убеждала меня по телефону супруга физрука, она же директор школы.
Дети честно сказали следователю СК РФ, что Александр Сергеевич бил Валеру. Весь разговор записывался на камеру.
Но мой сотовый телефон каждый день переполнялся тревожными сообщениями из Октябрьского, приходили копии писем от бабушки мальчика, его тети, в которых они описывали совсем иную картину сельской педагогики.
Тревожным и честным маркером прозвучало признание начальника отдела образования Зейского района Андрея Сотника, который сказал мне следующее: «Мне не дают провести в этой школе полноценную проверку!»
Кто не дает? Догадайтесь с трех раз! Да что там с трех, с одного достаточно. У Сотника есть единственный работодатель — глава Зейского района Дмитрий Василенко. Дмитрий Александрович, это вы не давали главному педагогу района провести полноценную и честную проверку в этой проблемной школе? Которая кроме этой некрасивости имеет в своем педагогическом анамнезе два детских суицида!.
Будьте добры, объясните народу-работодателю ситуацию? И еще объясните, почему вдруг Андрей Николаевич Сотник вскоре после того, как его признание было опубликовано в нашей газете, написал заявление об уходе в отпуск с последующим увольнением?!.. И это заявление срочно-обморочно было удовлетворено…
К слову, министр образования Амурской области Светлана Яковлева считает Сотника честным и совестливым человеком. Дмитрий Александрович, получается, вы не согласны с министром?..
Только после моей публикации в «Российской газете» и двух материалов, опубликованных в «Амурской правде», в Октябрьский приехал следователь Следственного комитета РФ.
— Он в моем присутствии и в присутствии родителей детей опросил учеников. Дети честно сказали, что Александр Сергеевич бил Валеру. Весь разговор записывался на камеру, — говорит Татьяна Чернова, классный руководитель класса, в котором случилась эта взрослая некрасивость.
Татьяна Анатольевна так вспоминает тот ноябрьский день:
— Валера стоял и плакал. На мой вопрос, что случилось, он сказал, что его ударил Александр Сергеевич. Это слышали другие дети.
Для меня крайне удивительно, почему до сих пор хранит молчание министерство образования Амурской области?!.
Светлана Вячеславовна Яковлева, здравствуйте!.. Здравствуйте долго, долго… Скажу вам честно, мне непонятно, чего вы ждете? Где ваши профессионалы от педагогики и психологии? Где их проверки и выводы?.. Вас не смущает спешный и необъяснимый уход вашего коллеги Андрея Сотника после того, как он публично сказал, что ему не дают провести в Октябрьской школе полноценную проверку? Меня смущает! Смущает от слова «очень».
Крайне непонятно, почему учитель Десятов, которого обвиняют в избиении ребенка, не отстранен от работы на период разбирательства этого инцидента. Он же только одним своим присутствием в классе психологически давит на детей! Как минимум… Дети безмерно зависят от учителя. Особенно младшеклассники!
У меня есть видео, на котором Валера рассказывает, как его бил учитель. Вот дословный монолог мальчишки:
— Мы подрались с Никитой из-за мячика. Мы начали драться, пришел Александр Сергеевич, он нас разнял. Потом опять ушел, мы начали опять драться. Он потом зашел, меня взял за руку, вывел в раздевалку и там три раза пнул. Потом я пошел к классному руководителю и рассказал, как все было. Оставшиеся уроки я пробыл в школе и пошел домой. Потом учитель физкультуры и завуч приходили извиняться, они извинились и сказали, чтобы я пришел в школу. Я боялся идти в школу… Александр Сергеевич еще Андрея много раз пинал…
Эта история — честное зеркало отношения нашей большой страны к слезам и бедам маленького человека. Отношение равнодушное, отстраненное и циничное.
Товарищи взрослые, следователи, педагоги, чиновники! Если вы позволите Валеркиным слезам безнаказанно упасть на Землю — вы проиграете. Вы потеряете авторитет не только в глазах этого мальчика и его одноклассников. Вы навсегда останетесь бесчестными в сознании всех детей той отдаленной школы, которые знают всю правду! Согласитесь, сельская «Республика Шкид» — организм особый…
Они выйдут за сельскую околицу с непоколебимым убеждением, что в этом большом мире правды нет. Что учителя, полицейские, а также тети и дяди от власти могут лгать.
Они уедут из своего Октябрьского с твердым убеждением, что зло остается ненаказанным. В их душах обязательно сформируется корявый рубец обиды и боли, который потом выстрелит по нам, взрослым. Через года, но выстрелит. Бахнет жутким залпом ненависти в аудитории колледжа, училища или на автобусной остановке.
Все светлое и доброе, которое будет несомненно встречаться на жизненном пути этих мальчишек и девчонок, долго будет раскалываться об этот бугристый рубец зла, который взрослый мир не желает разгладить справедливым решением.
Эта история — честное зеркало отношения нашей большой страны к слезам и бедам маленького человека. Отношение равнодушное, отстраненное и циничное.
Неуважаемые товарищи взрослые, боль души мальчика, у которого нет папки — самая сильная из детских болей. Самая!.. Вы даже себе представить не можете, как он беззвучно шепчет подушке, что если бы у него был папка, то он за него обязательно бы заступился! Обязательно его защитил бы и не дал в обиду. А так его можно обижать: папы нет, мама далеко… Как же ему обидно и горько!..
И это детское горе он никогда нам не простит! Слышите, никогда!..
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 17.12.2019
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Спасибо за корреспонденцию. Детей защищать нужно и должно. Униженные и оскорблённые — кого защищать, как не их?
Извините, но выглядят излишними слова: «безмерно далеком от цивилизации», «безмерно зависят от учителя». Не так уж и безмерно. Философы утверждают, что всё относительно...
— Порфирий Петрович Раскольников