В самом же кинотеатре среди исторических декораций под дробь военных барабанов вальяжно прохаживались дамы с кавалерами в нарядах XIX века. Тут же фланировали и исполнители главных ролей: Максим Матвеев, Павел Прилучный, Александр Домогаров, Леонид Бичевин, Иван Колесников, Алексей Гуськов, Софья Эрнст, Ингеборга Дапкунайте, Антон Шагин и многие другие. На мероприятии побывали и журналисты ИА «Столица».
Ключ к истории
Сюжет фильма охватывает 12 лет истории Российской империи — промежуток между 1814 и 1826 годами. Воодушевленные победой над Наполеоном офицеры вернулись на Родину и готовы сложить жизни ради высокой цели: свободы и равенства в своей стране. Кто они — изменники, преступившие закон, или освободители, мечтающие о всеобщем благе? Ответ на этот вопрос создатели фильма предлагают зрителям найти самим.
«Союз спасения» — название одной из реально существовавших в то время тайных организаций. Члены общества полагали своей целью не свержение монарха, а спасение страны через пробуждение в душе человека лучших его качеств.
— Мы не навязываем никаких идей, — говорит продюсер фильма Константин Эрнст. — Мы говорим о том, что это было так. Большинство наших соотечественников на вопрос: «Сколько народу погибло на Сенатской площади?» — отвечают: «Убили генерала Милорадовича». А о том, что там тогда погибло почти 1 300 человек, по ним стреляли картечью, не говорит никто. Все слышали про декабристов. Пятерых повесили, остальные с женами — в Сибирь. Давайте честно скажем: большинство людей у нас — обладатели вот такой информации о декабристах. А ведь это — одно из ключевых событий в русской истории XIX века, да и в русской истории вообще, о котором подавляющее большинство соотечественников ну реально просто ничего не знают!
Правда в большом и малом
Во время работы над сценарием и в процессе подготовки к съемкам и было изучено множество исторических источников — от живописных произведений и стихов до мемуаров и документов той поры. Даже при разработке любовных линий создатели ориентировались на литературные и научные труды, повествующие о манерах, ценностях и привычках поколения декабристов, чтобы максимально точно воспроизвести поведение ключевых героев — офицеров и их возлюбленных.
«Большинство на вопрос: «Сколько народу погибло на Сенатской площади?» — отвечают: «Убили генерала Милорадовича». А о том, что там погибло почти 1 300 человек, не говорит никто».
Было уделено большое внимание точности и достоверности воспроизведения тех событий, во время съемок на площадке постоянно находились консультанты — специалисты, глубоко изучившие тот период истории России. Большая часть фильма была снята в Санкт-Петербурге. Натурные съемки проходили на Дворцовой площади, в Петропавловской крепости, Царском Селе, Юсуповском дворце, Михайловском замке, а также в Доме-музее Муравьева-Апостола в Москве. Но без компьютерной графики тут не обошлось.
— Здесь графика практически как в «Звездных войнах», — поясняет Константин Эрнст. — Потому что Петербург в значительной части сейчас выглядит по‑другому. А мы хотели показать людям, где и как все это происходило в реальности.
Такая реальность, в частности, была достигнута с помощью специальной камеры, которая может передвигаться в воздухе по разным траекториям. Таким образом удалось показать всю масштабность происходящих событий.
Послание из прошлого
Каждый актер, задействованный в этом фильме, внимательно изучил биографию своего героя, пытался понять его логику, объяснить его действия.
Максим Матвеев играет князя Сергея Трубецкого, который принимал активное участие в подготовке восстания на Сенатской площади, но в назначенный день не появился перед солдатами. Смертная казнь для него была заменена на каторгу.
На премьере было заметно, что Максим волнуется. И его можно понять: все‑таки такая масштабная премьера, приковавшая большое общественное внимание, и роль ответственная: реальная историческая личность.
— Благодаря этой работе я взглянул на нашу историю с другой точки зрения, — говорит нам актер. — Для меня она стала более доступной для понимания. То, что произошло с декабристами, происходит независимо от эпохи — такое есть в каждом обществе во все времена. На мой взгляд, это типичный конфликт отцов и детей. Когда дети, становясь старше, понимают, что у них есть своя точка зрения на те или иные события, на ту или иную ситуацию, на порядки, которые их окружают. И они пытаются это изменить…
Павлу Прилучному в «Союзе спасения» досталась роль Павла Пестеля — одного из ключевых участников заговора. После разгрома восстания его герой был приговорен к повешению.
— Каждый может увидеть в этом фильме послание себе, — говорит Прилучный. — Здесь нет деления на хороших героев и злодеев, не говорится, что декабристы — спасители Отечества или полные негодяи. Есть некое действие и есть наказание за него. Мой герой был одним из организаторов «Союза спасения». Хотя изначально я пробовался на роль Сергея Муравьева-Апостола. Но потом стало понятно, что это совсем не мой персонаж. Павел Пестель мне близок по своему нраву, по характеру.
Ничего, кроме правды
Представлять фильм на сцену поднялся Константин Эрнст и вместе с ним огромная съемочная группа. Представили каждого.
— Все, что связано с декабристами, знает каждый, кто родился в России, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что об этом никто ничего толком не знает, — сказал со сцены Константин Львович. — Некоторая полуромантическая, псевдоисторическая каша, которая есть в голове у многих, в реальности не соответствует ничему. С детства мы усвоили все совсем другое. Но когда мы взялись за эту тему и залезли в архивы… В общем, мы увидели это несколько по‑другому. И постарались показать, как все было на самом деле. Надеемся, что нам это удалось.
«А вы подумали, что будет потом?»
Алексей Гуськов на премьере появился вместе с женой — актрисой Лидией Вележевой.
— Мой герой князь Алексей Щербатов — военный генерал-губернатор Киева, он командир южных армий — главный человек там, где возник заговор под названием «Союз спасения», — рассказывает Гуськов о своем персонаже. — И это тот человек, который ни одного из них не выдал, который не пролил русской крови в период восстания. Для меня этот человек — невольник чести, понимающий радикализм молодости, но всегда задающий вопрос: «А вы подумали, что будет потом?» Мы повторяем свою историю, неоднократное количество раз наступая на те же грабли… Про себя скажу: я с удовольствием окунулся в эти съемки. Честно признаюсь: про восстание Семеновского полка что‑то помнил, что‑то знал. Но таких подробностей, какие показаны в фильме, конечно же, не знал… Мне нравятся образы героев этой картины. Наверное, таких уже не будет никогда. Мы можем только в Третьяковской галерее посмотреть их портреты, увидеть эти горящие внутренней силой глаза.
Фото Вадима Тараканова и пресс-служба Первого канала.
Афишу благовещенских кинотеатров смотрите ЗДЕСЬ.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии