Юрий Викторович всю свою жизнь посвятил служению Родине — сначала в рядах Вооруженных сил, затем на общественном поприще. И на гражданских  должностях его продолжали называть «генерал Кузнецов». За 18 лет в отставке он сохранил  военную выправку и командирский голос, который еще издалека узнавали во властных  коридорах. Скоропостижная смерть оборвала мечты, все планы о встречах с друзьями, осиротила семью — жену, сыновей и внучат, чья счастливая улыбка была для боевого генерала-героя дороже всех орденов.

 «Он был заботливым командиром»

Проводить в последний путь героя, ветерана боевых действий в Приамурье приедут его боевые друзья и бывшие сослуживцы из Москвы, Новосибирска и других городов России. Кузнецова называли командиром легенды, потому что он командовал легендарным отдельным 345-м парашютно-десантным полком — тем самым полком, бойцы которого обеспечивали ввод войск в Афганистан, захватывали стратегические объекты на начальном этапе войны. 

— Командиром он был настоящим — требовательным, очень ответственным и заботливым, — рассказывает генерал-майор запаса, экс-военком Приамурья Владимир Бородавкин, у которого за плечами десятки боевых операций под руководством Юрия Кузнецова в должности начальника штаба полка. — Наш полк стоял севернее Кабула в Баграме.  Все снабжение с Союзом осуществлялось по воздуху. Из Ферганы к нам постоянно летали самолеты. С разрешения командира в каждом подразделении составлялись списки, которые объединялись в общий полковой, и раз в квартал один счастливчик, кто не уходил на операцию, мог слетать на свидание к жене в Фергану.

Разрешая подчиненным редкие «свидания», Кузнецов подчеркивал: «Чтобы знали за кого воюют и чувствовали поддержку тыла». И очень гордился тем, что за два афганских года у него в полку не распалась ни одна семья! У самого командира за это время родился третий сын. И, как признался Юрий Викторович в одном из  интервью «Амурской правде», за счастливые минуты первой встречи с новорожденным он сам чуть командирской должности не лишился.

«Жизнью солдат никогда неоправданно не рисковал»

На вопросы журналистов, за что получил звание Героя СССР, Юрий Кузнецов всегда отвечал с улыбкой: «За своих подчиненных». Он очень строго относился к тем командирам, которые имели потери личного состава в боевой обстановке. Однажды Кузнецов отказался выполнять приказ командования, оценив, что «слишком велика опасность для его личного состава — велика и неоправданна».

Прощание с Юрием Кузнецовым состоится в ДВОКУ. С 10.30 до 11 часов пройдет отпевание по православным канонам,  с 11 до 14 часов — светская панихида прощания.

Руководство военного училища предупреждает: чтобы пройти на территорию, при себе обязательно нужно иметь паспорт. 

— Это было в 1982 году между 23 февраля  и 8 марта. Мы две недели воевали в Панджшерском ущелье и уже возвращались назад. Оставалось всего 7 километров до места нашей дислокации, как поступил приказ возвращаться — полк завести в крепость Махмуд-Раки, а один батальон  направить к мосту через реку Нижраб, где душманы окружили зенитный дивизион — вспоминает Владимир Илларионович, который ехал с Кузнецовым в одной машине. — Колонна стоит на узкой дороге, кругом виноградники, разъехаться нельзя. Чуть вправо или чуть влево — бронемашины по башню садятся. Оценив обстановку, комполка сказал: «Возвращаться назад не будем. Иначе положим здесь всех». Приказал командиру нашей разведроты, которая  дошла до Баграма, немедленно выйти нам навстречу, а сам с батальоном решил идти на выручку мотострелкам. При себе у Юрия Викторовича был только один пистолет. Я снял с себя и отдал командиру каску, бронежилет и автомат.

Десантники ушли на выручку своим. Всю ночь наводили переправу, вывозили убитых, раненых, искореженную технику. К рассвету задача была выполнена. А утром уже в Баграме узнали, что из штаба армии комиссия летит: «Как это так — боевой офицер не выполнил приказ командования?!» Когда на вопрос, сколько  раненых и погибших в его полку, Кузнецов ответил: «Ни одного», — доложив численные потери «духов», в штабе  усомнились. Все подтвердили результаты аэрофотосъемки. Из той операции Кузнецов вышел победителем, а победителей не судят.

— Когда он получал свою «Золотую Звезду», я уже был в Союзе на другой должности — командовал полком в Болграде Одесской области. Но жизненные пути наши с Юрием Викторовичем потом еще не раз пересекались. Мы служили в Туле в одной воздушно-десантной дивизии, он был замкомандира, а я — начальником штаба.  Сейчас все вспоминается, как будто это было вчера, — вздыхает Владимир Бородавкин. — Мне звонят наши боевые товарищи из разных концов страны, никто не хочет в это верить.  

 «Ушел из жизни настоящий патриот»  

— Ужасная новость, не могу в это поверить, — директор Кадетского корпуса  Следственного комитета РФ в Москве, в прошлом выпускник ДВОКУ и сослуживец Юрия Кузнецова Игорь Запорожан впервые узнал печальное известие от корреспондентов АП. — Раньше нас было трое выпускников ДВОКУ — Героев Советского Союза: Альберт Слюсарь, Юрий Кузнецов и я. Теперь я остался один.

Свою «Золотую звезду» Игорь Владимирович получил тоже за мужество и героизм в Афганистане. Рота, которой он командовал, уничтожила в неравном бою 69 мятежников, захватив при этом большое число пленных душманов и их вооружение. При этом с нашей стороны обошлось без потерь.  

— Мы служили вместе уже после Афганистана, когда я  получил назначение в Среднеазиатский военный округ  на должность командира роты  8-й гвардейской панфиловской дивизии, которой командовал Юрий Викторович. — Буквально через полгода меня назначили начальником штаба мотострелкового батальона, а затем комбатом.

Все, кому довелось служить под командованием Кузнецова, говорят: «Как командир Юрий Викторович очень заботился о своих офицерах, их дальнейшей военной карьере. Многие потом шли в академию, занимали высокие должности, стали генералами. В заместителях у комполка Кузнецова служил будущий министр обороны РФ Павел Грачев, одним из батальонов командовал известный Александр Лебедь — пришел молодым необученным капитаном и вырос потом до генерал-лейтенанта. Другим батальоном командовал легендарный Валерий Востротин — Герой Советского Союза, ставший прототипом героя популярной песни «Батяня комбат». А еще он был участником штурма дворца Амина и обороны высоты 3234 на пакистано-афганской границе — той самой, о которой Федор Бондарчук снял основанный на реальных событиях фильм «9 рота».  

— Мы с Юрием Викторовичем заканчивали  одно  военное училище, оба получили звание Героя Советского Союза за Афганистан — нам было что вспомнить, о чем поговорить при встрече. В прошлом году мы виделись, было все нормально, такой энергичный… 11 февраля исполняется 80 лет родному училищу, он с таким воодушевлением ждал этой даты. У меня сейчас, к сожалению, приехать не получается.  А летом я планировал обязательно побывать в Благовещенске — в июле будет 40-летие нашего выпуска. И я искренне рассчитывал, что мы снова встретимся с Юрием Викторовичем на амурской земле. Ушел из жизни настоящий патриот, — выразил генерал-майор юстиции Запорожан мнение тех, кто знал Юрия Кузнецова и служил когда-то под его началом.

Генеральский забег на эстафете АП

После Афганистана Юрий Кузнецов с семьей, исколесив пол-Союза, вернулся в Приамурье на должность заместителя командующего 35-й армией. Затем почти десять руководил ДВОКУ. И после отставки продолжал жить интересами родного училища.

— Он бывал у нас на каждом выпуске, на каждом принятии присяги, интересовался всем — сколько и каких курсантов мы набрали, куда они ездят на соревнования, какую технику новую мы получаем. И очень переживал, что последнее время для семей военнослужащих уже никто не строит многоэтажных домов, как раньше, а муниципального жилья не дают, — говорят старшие офицеры Дальневосточного высшего общевойскового командного училища им. Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского. — Каждый год 9 мая ветераны боевых действий именитого афганского отдельного 345-го парашютно-десантного полка собираются в Москве, берут в музее свое полковое знамя и вспоминают былое.  Но Герой Советского Союза Юрий Кузнецов оставался в Благовещенске. Потому что в этот день проходит легкоатлетическая эстафета на призы газеты «Амурская правда», в которой всегда участвует команда военного училища. Он так болел за своих!

Еще как болел —  до срыва голоса и до слез. Помню, как в 2000 году готовила репортаж. Будущие офицеры тогда победили в 24-й раз. Юрий Кузнецов, которого переполняли эмоции по случаю очередного успеха его команды, решил лично вручить российский стяг приближающемуся к финишу двоковцу. Выхватив из рук  стоящего в толпе курсанта флаг, он с криком «Ура-а!» рванул вперед. Публика ликовала, наблюдая за генеральским забегом — как начальник ДВОКУ с флагом в руке финишировал рядом со своим курсантом.

Не мог понять чиновников

Известный в Приамурье политик и общественный деятель — он семь лет возглавлял в Законодательном собрании региона комитет по делам ветеранов, общественных организаций и молодежной политике, координировал проект «Историческая память Приамурья», много лет возглавлял комиссию по вопросам помилования на территории Амурской области, последние годы вел депутатскую работу в гордуме Благовещенска. И не скрывал, что за 18 лет так и не смог понять и принять того, что «некоторые ответственные чиновники ответственностью не отличаются — понятия не имеют, что такое дисциплина и соблюдение делового регламента». 

Наше сотрудничество началось еще в далеких девяностых, когда Юрий Кузнецов стоял у руля ДВОКУ, а я написала бьющую статью под названием «Полковник Сафронов, не снимайте погоны» о том, что ветеран боевых действий с женой и двумя детьми вынужден ютиться в казарме училища, потому что не решается жилищный вопрос. Тогда я впервые услышала всю мощь его генеральского голоса, возмущенного тем, что не выслушала его мнение. С тех пор не было случая, чтобы Кузнецов отказал в комментарии или ушел от вопроса — даже самого острого и неудобного, что свойственно многим  политикам. Прямо или шуткой с пометкой «Только это не для печати», но отвечал всегда.

Когда мы ездили по знаковым для Кузнецова местам Благовещенска —  есть в АП такая рубрика «Любимый маршрут» — Юрий Викторович, смеясь, заметил: «Ирина, ты про меня уже столько раз романы писала, что лучше меня самого помнишь мою биографию. Вот как стану помирать, попрошу опубликовать мои мемуары». Кто мог подумать, что это произойдет так скоро…

В нем было море энергии, которая, казалось, не иссякнет. Этим летом брала интервью и спросила: «Юрий Викторович, и откуда только у вас берутся силы на всю эту общественную деятельность?» — «Афганская закалка, — засмеялся Герой СССР. — У меня свои Канары в Верхнеблаговещенском — там и заряжаюсь, черпаю силы. Рядом с Амуром воздух свежий и грядок хватает, чтобы экологически чистых овощей в зиму вырастить. Еще и детей угощаем с супругой. В Благовещенске у нас два сына с семьями живут, внуки — это мой самый лучший стимул к жизни». Теперь они все осиротели...

С верной спутницей жизни Аллой Максимовной.

Прощание с Юрием Кузнецовым состоится в ДВОКУ. С 10.30 до 11 часов пройдет отпевание по православным канонам,  с 11 до 14 часов — светская панихида прощания. Руководство военного училища предупреждает: чтобы пройти на территорию, при себе обязательно нужно иметь паспорт. 



Юрий Кузнецов в материалах «Амурской правды»:

Юрий Кузнецов: «Сегодня курсанты даже в караул не ходят!»

Афганские откровения генерала КузнецоваГерой Советского Союза даже сегодня не хотел бы вернуться уже в мирный Афганистан

Война и мир генерала Кузнецова

Любимый маршрут генерала Юрия Кузнецова

Юрий Кузнецов: «Нагиев извращает армейскую форму»

Возрастная категория материалов: 18+