Цены выросли в два-три раза
Антимонопольная служба и минэконом Амурской области усилили мониторинг цен на овощи. И он показал, что стоимость отдельных видов продукции выросла более чем в два раза. Как рассказала замминистра экономического развития и внешних связей области Татьяна Величко, за неделю капуста подорожала на 87,5 %, свекла — на 22 %, помидоры — на 193 %. Рекорды побили огурцы и болгарский перец, их стоимость выросла на 225 и 273 процента соответственно. «Морковь производства РФ сохранила прежние позиции — 40—45 рублей за килограмм, а китайская подорожала на 30—35 %, — добавила заместитель министра. — Информацию о том, что происходит в области, уже направили в Минэкономразвития РФ. Кроме того, каждый день будет проводится анализ объема запасов овощной продукции первой необходимости».
Представители торговых сетей объяснили, что цены взлетели из-за того, что вместо китайских овощей им приходится закупать продукцию из других регионов России, доставка которой обходится дороже.
— Мы максимально стараемся выдерживать свою торговую наценку, никто не завысил цены, не пытался заработать на этом. Мы очень дорожим нашим покупателем, мы боремся за него, — заверил владелец торговой сети «Ням-ням» Александр Мясников.
Кроме того, некоторые торговцы пожаловались на недобросовестных поставщиков, которые решили воспользоваться ситуацией и поднять цены. Заместитель руководителя регионального управления ФАС Наталья Горячева предложила сообщать о подобных фактах в антимонопольную службу.
«В сложившейся ситуации несколько торговых компаний, не осуществляющих до этого поставку овощей, переориентировались и включили в свой ассортимент данную категорию продуктов, помогая насыщать рынок», — рассказала замминистра Татьяна Величко.
Границу открыли
На этой неделе овощной вопрос в Приамурье стоит уже не так остро. Удалось наладить поставки дефицитных продуктов из Новосибирска, Турции. В ограниченном режиме, но возобновилось грузовое сообщение с КНР. Китайские овощи снова начали завозить в регион.
— Китайская сторона говорит, что в общей сложности на складах временного хранения сейчас находится около 600 тонн продукции, — рассказала первый заместитель министра экономического развития и внешних связей Амурской области Екатерина Киреева. — Но нас немного волнует информация, которую мы на рабочем уровне получаем от китайских коллег: в КНР продлены государственные праздники и пока невозможно прогнозировать будущие поставки. Потому что основные поставщики продукции сейчас не работают, многие автотранспортные артерии перекрыты.
Как признались представители торговых сетей, у них также есть опасения по поводу стабильности поставок китайских овощей, и не исключено, что проблемы с логистикой в итоге отразятся на цене товара.
Нужны амурские овощи
Как подчеркнула первый зампред областного правительства Татьяна Половайкина, чтобы в будущем избежать подобных проблем, Амурская область должна обеспечивать себя овощами самостоятельно.
— Должен появиться рынок качественной местной продукции. Сейчас, когда международные каналы дестабилизировались, в магазинах представлена продукция из других регионов России. А хотелось бы, чтобы на нашем продовольственном рынке достойное место занимали амурские овощи, — заметила она.
По данным регионального минсельхоза, сейчас Приамурье полностью обеспечивает себя картофелем — на 200 %, излишки урожая продаются в другие регионы. А вот с овощами ситуация гораздо хуже.
— Мы производим 46 тысяч тонн овощей в год при норме потребления чуть больше 100 тысяч тонн. Уровень обеспеченности примерно 44-46 %. Ряд овощей имеют сезонный характер. И если осенью мы себя собственными овощами обеспечиваем на 100 %, то в весенний и летний периоды имеется дефицит местной продукции, — констатировал замминистра сельского хозяйства Владимир Гутник.
Фермеры нуждаются в хранилищах
Как признались на встрече фермеры, несмотря на то, что выращивание овощей требует больших сил и средств, они вполне могут удвоить их производство. Но встает вопрос — как сохранить урожай.
— За последние пять лет наша область потеряла в производстве картофеля и овощей 150 тысяч тонн. Даже нашей картошки вы не купите ни в июне, ни в июле. Хорошая новость в том, что это можно исправить буквально за один год. Главная проблема — это хранение, — рассказал глава КФХ «СЕВ» Евгений Соколовский.
Как отмечают представители минсельхоза, есть региональные и федеральные субсидии на поддержку кооперативов. Эти средства можно было бы пустить на строительство хранилищ.
— Мы готовы поддерживать кооперативы — и весьма существенно — по строительству овощехранилищ. Но, как показывает практика, фермеры заинтересованы в том, чтобы производить и хранить продукцию самим, потому что трудно бывает договориться. В области часть хранилищ есть, и сами фермеры в принципе могли бы вложиться в их строительство, если бы у них были гарантированные рынки сбыта. Если будут договоры не на месяц, и даже не на год — а на долгосрочный период, — заметил Владимир Гутник.
В Якутию продавать выгоднее
Пока же, по словам специалистов, складывается парадоксальная ситуация — область, которая не обеспечивает овощами себя даже наполовину, продает свеклу, морковь и капусту в соседние регионы. Производители объясняют: там качественная амурская продукция ценится выше, чем на родине.
По словам некоторых фермеров, амурские торговые сети ставят производителям такие условия, что работать с ними становится невыгодно.
— У производителя — только обязанности и штрафы, — поделился один из крупнейших амурских производителей глава КФХ «Семена» Владимир Шилов. — Были случаи, когда возвращали продукцию. Начинается с того, что взяли больше, чем смогли продать, а условий для хранения в магазинах нет, товар портится. Нам говорят: у вас плохой товар, забирайте. Один конфликт, второй. Потому я не стал дальше работать с ними.
Фермер рассказал, что в этом году отказался от договорных обязательств с амурскими торговыми сетями. И весь урожай ушел в Хабаровский и Приморский края, Еврейскую автономию и Якутию. «Продать нет никакой сложности, если у тебя качественная продукция и не завышенная цена», — заметил он.
Как подчеркнул замминистра сельского хозяйства Владимир Гутник, эту ситуацию надо исправлять. «Нужно искать компромисс с торговыми сетями. Сельхозпроизводителям это должно быть выгодно. Почему-то нам выгодно поставлять продукцию в Якутию, а невыгодно — в Амурскую область», — подчеркнул он.
Поддержать местного производителя
Осложняет ситуацию конкуренция с Китаем. Покупатель, выбирая между качественным и дешевым, чаще делает выбор в пользу последнего. И магазины ориентируются на спрос. «Сложилось так, что наши товаропроизводители были вытеснены с рынка не всегда качественной, но более дешевой продукцией», — добавил замминистра сельского хозяйства.
Собравшиеся отметили: необходимы отдельные меры господдержки для овощеводов, которые позволят удешевить производство продукции в Амурской области.
— Вся господдержка заложена в одном направлении — поддержка сельхозпроизводителя. И большую часть, конечно, забирают те, кто выращивает сою. Необходимо отдельно выделить поддержку овощеводства. Нужно помочь и с созданием кооперативов, — предложила председатель аграрного комитета Заксобрания Ирина Киевская.
Члены правительства предложили этот вопрос обсудить отдельно и разработать меры поддержки производителей.
— Мы как субъект должны принять все меры, чтобы обеспечить жителей отечественной продукцией. Сейчас нужно принять все меры, чтобы все-таки овощная продукция у нас была отечественная. Однозначно программы и меры поддержки будут перенаправлены. Мы должны обеспечивать себя овощами на 90 %. Я думаю, по всем направлениям будут вводиться меры господдержки, — заметила первый зампред Татьяна Половайкина.
Чего хотят магазины
Представители торговых сетей отметили: чтобы повысить конкурентоспособность амурских овощей, им нужно хотя бы придать товарный вид.
— Я не говорю сейчас о качестве, но с точки зрения внешнего вида, конечно, китайская морковь выгодно отличается от нашей. Почему у нас не моют овощи? На мой взгляд, для покупателя это не очень удобно. Наверное, можно поставить линию помывки картофеля и моркови — предложение с моей стороны. Мне кажется, как минимум это надо сделать, — прокомментировал гендиректор «Ням-ням» Александр Мясников.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии