Театральный роман
В «Ленком» Николай Караченцов пришел сразу после окончания Школы-студии МХАТ еще в 1967 году и был верен этому театру всю свою жизнь. Он играл на сцене вместе с Евгением Леоновым, Инной Чуриковой, Олегом Янковским, Александром Збруевым, Александром Абдуловым и другими легендарными артистами-ленкомовцами.
— Однажды бывший директор «Ленкома» позвонил нам с Глебом (муж Инны Чуриковой кинорежиссер Глеб Панфилов. — Прим. авт.) в нашу маленькую квартиру, мы были удивлены и обрадованы, — вспоминает о своем знакомстве с Караченцовым Инна Чурикова. — Он сказал, что посмотрел фильм «Начало» и теперь знает, кто должен играть в новом спектакле «Тиль» главную женскую роль. Так я была приглашена в театр. В этой же постановке главную мужскую роль исполнял Николай Караченцов. Я не знала про него ничего раньше, мы с ним знакомились и узнавали друг друга постепенно. Когда выпустили этот спектакль, то мир узнал, кто такой Коля Караченцов, потому что это было волшебное исполнение этой роли. Здесь было все, что он скрывал в себе, это был настоящий герой. Это был хулиган, любящий всех женщин мира, который божественно двигался и пел. Это был Коля Караченцов. Я любила этот спектакль. Мы дружили семьями, дружили наши дети. Он был тонкий, удивительный партнер. Он был настоящим товарищем. И все те актеры, с которыми он начинал работать в этом театре, были его друзьями по жизни. Он не предавал друзей, он был настоящим человеком, в любых ситуациях он был вместе с ними… Я должна сказать, что больше всего ценила в Караченцове. После каждого спектакля Коля звонил маме. Мама у него периодически находилась в разных зарубежных странах. Она была балериной, была учительницей танцев (Янина Евгеньевна Брунак — балетмейстер-постановщик, ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах в России и Монголии, вела балетное училище и организовала Первый национальный ансамбль Вьетнама, работала в Сирии, Великобритании. — Прим. авт.). Коля рассказывал маме каждый свой день. Меня это потрясало!.. Он всегда торопился жить, и я это чувствовала — как будто ощущал, что у него времени не так много… Я думаю, что талантливые актеры рождаются из талантливых людей.
Незабываемый поцелуй
Николай Караченцов умел быть разным. Для кого‑то он — хитрый и коварный гангстер Урри из «Приключений Электроника», для кого‑то — непутевый, но добрый Василий из «Белых рос», для кого‑то — авантюрный, но тоже добрый и чуткий студент Бусыгин из фильма «Старший сын». И для всех вместе — тот самый любимый граф Резанов из рок-оперы «Юнона и Авось», и эта роль как будто сама выбрала его, ведь Николай Петрович Караченцов и Николай Петрович Рязанов — полные тезки.
«Он всегда торопился жить — как будто ощущал, что у него времени не так много», — говорят об актере его друзья и близкие.
А кто‑то помнит его с самого раннего детства, потому что рос рядом.
— В первый раз меня привели на спектакль совсем маленькой девочкой, это был «Золотой ключик», — рассказывает Александра Захарова. — В роли кота Базилио был Николай Петрович Караченцов. Когда я увидела эти усы, очки и услышала этот голос — я была ошарашена и впечатлена. Позже, когда я пришла работать в театр, я сказала ему: «Конечно, я понимаю вашего гениального Тиля и божественные «Юнона и Авось», но котик… Он произвел на меня неизгладимое впечатление!» Надо сказать, что Николай Петрович обладал прекрасным чувством юмора и потом мне часто это напоминал. Прошло какое‑то время, и мы с ним встретились в спектакле «Шут Балакирев». Я играла Екатерину I, а Николай Петрович — князя Меньшикова. Во время одного из представлений он — как обычно, по сценарию — наклонился, целовал меня в плечо и что‑то говорил. Я поднимаю голову, а усов нет, они лежат у меня на плече! В зале — гробовая тишина, и ни один мускул не дрогнул на его лице. Он так же медленно наклонился к плечу, приклеил усы на место и очень медленно ушел со сцены под длительные бурные аплодисменты.
Единственная любовь
Караченцов был одним из самых востребованных актеров: фильмы, спектакли, множество поклонниц — казалось бы, вот оно, счастье! Но все остановилось в один миг, когда произошла страшная автомобильная авария, в которой Николай Петрович сильно пострадал, едва не простился с жизнью.
— У нас была семья, были гастроли, нам открылась Европа, было много поездок, мы покорили Париж, Нью-Йорк, и вдруг — этот удар! — рассказывает вдова артиста актриса «Ленкома» Людмила Поргина. — И жизнь останавливается. Дальше были 14 лет борьбы за жизнь…
Николай Караченцев прекрасно пел.
Многие упрекали Людмилу Андреевну в том, что она открыто говорит обо всем, что происходит с великим артистом, настаивали на том, что не нужно таскать его на светские мероприятия — усматривали в этом какую‑то показуху, желание супруги артиста «попиариться», демонстрируя на публике свою заботу о нем. Но на самом деле мало кто из этих критиков знал, про происходит на самом деле, почему она так поступает. Николай Караченцов не мог и не хотел просто доживать свой век без общения с другими людьми, ему хотелось также присутствовать на премьерах и спектаклях, общаться с друзьями и поклонниками — ему хотелось жить настолько, насколько позволяла болезнь. И самые близкие друзья и члены семьи, хорошо зная характер Караченцова, понимали Поргину и всячески ее поддерживали.
— Это был трудный период, когда случилась эта беда с Колей, и Люда взвалила на себя все это, — рассказывает Инна Чурикова. — Вы знаете, что такое «люблю»? Это глубокое чувство. Это чувство не только гордости и радости, но и это чувство — помочь, вынести человека на своих плечах из его трудностей и сделать все, чтобы он жил. Она это сделала, и добавить тут больше нечего!
Уже после аварии и сложного периода восстановления, бывая в гостях у Николая Караченцова и Людмилы Поргиной, мы ни разу не слышали от нее ни единой жалобы на то, как тяжело ей нести эту ношу. И все разговоры у Людмилы Андреевны были только о нем — о ее любимом Коленьке. О том, что скоро нужно будет ехать на море, потому что он очень любит солнце, да и врачи советуют, что предстоят сеансы массажа, занятия в реабилитационном центре… Она помогала ему привыкнуть к новой жизни и делала абсолютно все, чтобы ему было максимально комфортно.
А для нее были поддержкой и опорой сын Андрей, невестка Ирина, внуки Петр, Янина и Ольга.
Боль утраты
Людмила Поргина до последних дней Николая Караченцова была его поддержкой и опорой.
— Он ушел в полном сознании, со словами: «Тело не может быть на этой земле, а душа жаждет быть здесь. Я ухожу», — вспоминает Людмила Поргина. — Проходит время, а потом наступает момент… Я одна на даче. Шесть кошек, которых дарили Коле для релаксации, собака, которая сопровождала на всех прогулках и защищала его, четыре попугая, которых подарили нам школьники… И ты сидишь и думаешь: была ли та жизнь? Было ли то счастье? Была ли эта сцена, любовь и верность друзей? Да — все это было, есть и будет всегда! Коля верил в веру, надежду, любовь. И мы будем верить и помнить всегда!
Фото Валерии Хващевской, Вадима Тараканова и из архива семьи Караченцовых
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии