— Возможно, такое и было у других исследователей, но на моей памяти происходит впервые, чтобы тигрица, используя коготь, открыла фотоловушку и достала из нее все батарейки, — прокомментировал Сергей Арамилев. — Откуда она узнала, как это сделать, и как, собственно, сделала, остается вопросом. Спишем это на случайность и инстинкты, хотя, вполне возможно, ей уже приходилось наблюдать за тем, как ученые устанавливают фотоловушки, и она уже знала, за что потянуть и куда нажать. Явление удивительное, но, если серьезно, то стоит понимать, что «нападение» зверя на фотоловушку — это всегда недоработка исследователей. Постараемся в будущем этого избегать.
За время обитания в дикой природе редуцированная тигрица показала себя замечательной охотницей. В ее рационе — все копытные обитатели Хинганского заповедника, начиная косулей и заканчивая лосем, причем добывает она их без особого труда. Елена практически всегда находится в Хинганском заповеднике, а если и покидает его, то редко и ненадолго. За последний месяц она лишь раз вышла за пределы охраняемой территории, прошла вдоль нефтепровода ВСТО к федеральной автотрассе.
— В нашу задачу входило проверить точки, согласно которым Елена прошла недалеко от НПС (нефтеперекачивающая станция) нефтепровода ВСТО, и, двигаясь на юг, последовательно пересекла трассу нефтепровода и автодорогу Чита — Хабаровск, — рассказывает Вячеслав Кастрикин, заместитель директора Хинганского государственного заповедника по научной работе. — Наша группа выдвинулась на место локаций для осмотра местности и поиска следов Елены. Предыдущей ночью, уже после прохождения Елены, шел дождь, поэтому мы беспокоились, что следы оказались смыты. Однако, на грунтовой дороге вдоль нефтепровода были найдены тигриные отпечатки, по размерам соответствующие Елене. Тигрица прошла ранней ночью примерно в трехстах метрах от построек НПС, но не подходила к ним. С трассы нефтепровода она свернула на юг и через несколько сотен метров подошла к автотрассе. Сразу выходить на дорогу не стала, какое-то время стояла в кустарнике на высоком пригорке, с которого трасса прекрасно просматривалась в обе стороны. Через дорогу она перешла в полночь, сразу углубилась в лесной массив и через 12 часов уже была в заповеднике. Причем железнодорожные пути Транссиба она пересекла там, где уже делала это ранее, в прежние прогулки. В целом, мы видим, что тигрице пока комфортно в заповеднике, где у нее есть все, что нужно для счастливой жизни: охраняемая территория и высокая численность копытных.
Брат Елены Павлик последовательно изучает труднодоступные районы Амурской области. Не так давно тигр поставил рекорд. Он дошел до берегов реки Зея в районе Никольска — так далеко на запад никто из его собратьев не уходил последние 20 лет. Правда, потом Павлик быстро отправился на север, дошел чуть выше поселка Этыркэн Хабаровского края, развернулся и побрел на юг вдоль границы с Хабаровским краем по направлению к Бурейскому водохранилищу.
— Как мы сообщали ранее, Павлик уже посещал это водохранилище (и даже пытался его переплыть), но тогда он пришел к нему с юга. Возможно, он таким образом все-таки хочет исследовать недосягаемый для него, на тот момент, берег, подойдя к нему с северной стороны. Если же отойти от фантазий, то, скорее всего, Павлик оценил малопригодность северных территорий для постоянного обитания, и повернул на юг, чтобы вернуться в Хингано-Архаринский заказник. Время покажет, лишь бы элементы питания GPS-модуля на ошейнике не подвели. Из-за отдаленности территории и отсутствия там дорог группа мониторинга не может проверить кластеры Павлика, но, судя по их количеству и продолжительности пребывания на них, тигр регулярно успешно охотится на крупных копытных животных, следовательно, не голодает, — пояснил генеральный директор центра «Амурский тигр» Сергей Арамилев.
Передвижение тигров отслеживается по GPS-модулям на их ошейниках. Благодаря устройствам специалисты в курсе и об их местоположении, и о том, чем питаются хищники. Также оперативные данные помогают свести к минимуму столкновение людей с тиграми. Павлик и Елена пока держатся в стороне от населенных пунктов, сообщает пресс-служба центра «Амурский тигр».
Тигры Павлик и Елена попали из дикой природы в руки человека в феврале 2018 года. Их мать стала охотиться на собак в селе Алексей-Никольское Приморского края и ее пришлось отловить. Шести-семимесячных тигрят специалисты центра спасения диких животных «Тигр» решили не оставлять в тайге и забрали к себе. У взрослой хищницы не было шансов вернуться в привычную среду обитания — ее отдали в Красноярский зоопарк. Тигрята больше года готовили к выпуску на волю и 15 мая 2019 года привезли в Амурскую область. Спустя неделю их выпустили на свободу в тайгу Архаринского района.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии