Фото: Архив АПФото: Архив АП

80

лет исполнилось в сентябре Вячеславу Степановичу Попову. Свою трудовую деятельность на благовещенской судоверфи он начал еще в 1966 году, с 1987-го и до последнего дня трудился на родном заводе

В Благовещенске давно уже нет мебельной, хлопкопрядильной и спичечной фабрик, осталось только здание от электроаппаратного и одно воспоминание от спиртового заводов. А судостроительный выполняет гособоронзаказы и конкурирует с сильнейшими судостроителями стран АТР в производстве гражданских речных и морских судов малого и среднего тоннажа. Один из таких, рыболовецкий сейнер со счастливым номером «777», ушел со стапелей завода имени Октябрьской революции к берегам Камчатки 22 сентября — в день, когда Вячеслав Степанович отмечал свое 80-летие. Активный, энергичный, полный сил и идей! Никто не ожидал, что этот юбилей — последний. Его уход из жизни стал горем не только для семьи — для всех амурских корабелов, для которых Вячеслав Попов долгие годы был примером, надеждой и главным направляющим.

Леонид Коротков: «Он дал заводу шанс на выживание»

Известный амурский политик Леонид Коротков, который семь лет руководил областью в начале нулевых, а до этого несколько лет был на депутатской работе в Госдуме, вспоминает: впервые узнал Вячеслава Попова в конце 80-х годов. Накануне распада СССР в стране начинались большие перемены. Одной из мер, направленных на демократизацию общества, были выборы директоров на государственных предприятиях. Состоялись такие в 1989 году и на Благовещенском судостроительном заводе. Решением трудового коллектива у руля предприятия встал Вячеслав Попов. 

— Это было очень неожиданно для многих, в том числе для руководства области, — признался «Амурской правде» Леонид Викторович. — До этого директором завода был Владимир Ильич Чекулаев. Я его тоже хорошо знаю, мы с ним вместе потом работали. Грамотный, толковый специалист, хороший организатор, но таким он был человеком, что всегда умел держать дистанцию в общении с подчиненными, коллективом. А Вячеслав Степанович — более демократичный, доступный. Тогда, видимо, это для людей было важно. И довольно неожиданно признанный лидер, орденоносец Чекулаев проиграл Вячеславу Попову. Тогда-то я его фамилию услышал впервые. Позже мы познакомились ближе, когда я стал депутатом Совета Федерации, а затем Госдумы. 

«И довольно неожиданно признанный лидер, орденоносец Чекулаев проиграл Вячеславу Попову выборы директора завода».

Та эпоха для страны и любого промышленного производства была очень тяжелой. Неслучайно в начале 90-х годов прекратили свое существование очень многие промышленные предприятия: домостроительные комбинаты, швейная фабрика, «хлопка», «спичка»… И судостроительный завод имени Октябрьской революции вполне мог пополнить этот печальный список, но выстоял. Как показала жизнь, то, что новым директором был избран Вячеслав Попов, имело решающее значение — для предприятия это был шанс.  

— Помню, как мы сотрудничали по вопросам обеспечения заказами амурских корабелов. То, что было написано в Федеральном бюджете, в самом лучшем случае выполнялось процентов на 70, а иногда и вовсе финансирования не было. Вместе с Вячеславом Степановичем мы ходили по кабинетам министров, рассказывали о бедственном положении завода, получали более или менее одобрительную резолюцию на очередном обращении, потом уже начиналась работа в низах — через отделы, департаменты, чиновников и клерков пытались реализовать все на практике, — вспоминает экс-губернатор. — Работали и с Минприроды по природоохранному судну, и с Минобороны  по вопросу строительства танкера для Тихоокеанского флота.

Но особенно плотно работали с Госкомрыболовством, где была непростая ситуация — руководители менялись практически каждый год. Анекдот состоял в том, что вначале каждый из них делал главное дело на своем посту — распределял квоты на вылов биоресурсов в водах РФ и после этого (как зло шутили, обеспечив своих правнуков и праправнуков) уходил. Очередная замена главы Госкомрыболовства была уже как народная примета: скоро в Москву приедет Попов, мы с ним пойдем знакомиться с новым руководителем и снова будем выпрашивать деньги на строительство траулеров на судостроительном заводе. В отдельных случаях это приносило успех. И тогда на заводе был праздник, закладывалось новое судно.

За свой завод болел он всей душой. Благодаря усилиям Вячеслава Степановича и его  команды, завод сохранился, приносит пользу городу и области.

«Он вникал в тему и прямо говорил: «Да, я решу», либо «Нет, не берусь». Никогда не юлил. Честный, прямой, откровенный, коммуникабельный».

— Разумеется, кто-то может сказать, что не за просто так Вячеслав Попов работал. Став директором, он проводил мероприятия по акционированию государственного предприятия и, насколько знаю, сам стал довольно крупным акционером. В 1994 году завод преобразовали в ОАО «Благовещенский судостроительный и судоремонтный завод» — это довольно объективный процесс. Такие же прошли на всех крупных предприятиях. Главное, что завод с вековой историей сохранился, работает, дает рабочие места, платит налоги.

Вячеслав Попов окончил в Благовещенское речное училище, а позже заочно институт.

— В трудные самые времена Вячеслав Степанович оказался в нужный момент в нужном месте и со своими коллегами, партнерами сумел сохранить производство. Я знаю, что Попову поступало много предложений продать, грубо говоря, завод на металл. Можно было что угодно сделать из судостроительного завода, превратить его в какую-то крупную оптовую базу, через которую трелевать китайский ширпотреб: подъездные пути есть, ангары. Вячеслав Степанович на это не пошел, — рассказывает Леонид Коротков. — При том что выживали как могли. Пытались параллельно развивать и непрофильное производство, когда заказов было мало.

Попов сумел  быстро и грамотно изменить структуру управления заводом, что позволило сохранить территориальную и техническую целостность предприятия, сумел сплотить вокруг себя грамотных специалистов интеллектуального труда и рабочих профессий. Сохранив в трудные годы рабочие места. Но главное — профильное дело свое благовещенские корабелы сохранили.  За что коллективу большое спасибо, а Вячеславу Степановичу — светлая память. Передайте от меня искренние соболезнования его родным, друзьям и коллективу судостроительного завода.

Василий Орлов :«Это большая потеря для всех нас»

— Вячеслав Степанович почти четверть века руководил Благовещенским судостроительным заводом имени Октябрьской революции. Человек, к мнению и авторитету которого прислушивались не только работники предприятия, но и многие амурчане. Он руководил крупным заводом в неспокойные времена. И смог сохранить коллектив, традиции, получать и с честью выполнять новые заказы. Не преувеличиваю — на таких людях держатся предприятия, отрасль, экономика», — выразил соболезнования родным и близким губернатор Василий Орлов.

Олег Кожемяко: «Люди чувствовали себя уверенно за его спиной»

Вячеслав Попов возглавил завод в конце советской эпохи. Только начали серийное строительство средних добывающих судов неограниченного района плавания «Приморье», но развал страны поставил на нем жирный крест на долгие годы. Изменить ситуацию удалось с приходом в область Олега Кожемяко. Корабелам не пришлось долго убеждать нового губернатора в значимости судостроительного завода для экономики региона. Раньше сам возглавлявший Преображенскую базу тралового флота, Олег Николаевич оценил потенциал предприятия и стал помогать Вячеславу Попову в его возрождении.

«В истории Амурской области, да и в истории судостроения Дальнего Востока, Вячеслав Степанович оставил яркий след».

— Это был человек большой души и очень хороший организатор, производственник, хороший технолог. Мы с ним вместе начинали программу «Судостроение малых рыболовных сейнеров». Вместе ездили на Камчатку, разговаривали с рыбаками, предлагали им долговременное сотрудничество с использованием лизинговых схем, — рассказал «Амурской правде» Олег Кожемяко — сегодня губернатор Приморского края. — Вячеслав Степанович очень глубоко понимал проблемы не только судостроения, но и непосредственно рыбной отрасли. Он вывел такую стоимость судов, которая была интересна и рыбакам, и могла устроить его предприятие. Он умел находить нужные моменты в технологии, в цене, в качестве продукции.

Поэтому в 2010 году завод вновь приступил к строительству малых рыболовецких судов для Дальнего Востока — и тогда построил 16. Это довольно значительный объем. Я думаю, что в истории Амурской области, да и в истории судостроения Дальнего Востока, Вячеслав Степанович оставил яркий след. К сожалению, после того как я ушел из Приамурья на Сахалин, мы потеряли связь. Но у меня он навсегда в душе останется таким настоящим трудовым человеком, производственником. Человеком еще той советской закалки, который не изменил своему предприятию, отдал ему годы свой жизни. Он делал все, чтобы судостроительный завод существовал и работал. О таких говорят: человек на месте. Люди чувствовали себя уверенно за его спиной. 

Павел Печковский: «Корабелы смотрели на него как на лидера»

Ветеран труда, почетный гидроэнергетик, почетный гражданин Благовещенска. Среди заслуженных наград Вячеслава Попова есть и благодарность Главнокомандующего ВМФ России. За последние семь лет судостроительный завод исполнил 32 заказа Минобороны на постройку судов различного назначения, из них 23 — досрочно. При этом гидрографические корабли проектов 19910 и 19920 построены Благовещенским судостроительным заводом в рекордные сроки в сравнении со всеми другими российскими предприятиями, строящими корабли этих же проектов.

«Я понял давно, что мое богатство — это друзья», — признался Вячеслав Попов на своем последнем юбилее.

— Это заслуга коллектива и самого Вячеслава Степановича, принимавшего значимые решения на всех этапах производства. От Министерства обороны России выражаем глубокие соболезнования его близким, друзьям и коллегам, — сказал «Амурской правде» начальник управления Департамента военного ведомства РФ  по обеспечению государственного оборонного заказа кораблей и морского вооружения Павел Печковский. —  Вячеслав Степанович был незаурядным человеком. Порой был, как мальчишка, а порой удивлял глубокой мыслью мудреца.

Под его руководством завод даже в самые непростые времена выполнял задачи, в том числе для нужд обороноспособности страны. Вячеславу Степановичу удавалось с честью выходить из многих сложнейших ситуаций и обеспечивать сдачу кораблей в интересах Военно-морского флота с должным качеством и в установленные сроки. Корабелы смотрели на него как на лидера, который обеспечивал не только свое сегодня и будущее, но и будущее работников завода, их детей. И это, наверное, самое ценное, что было в этом человеке. Постараемся, чтобы дело, которому вы посвятили всю свою жизнь, продолжалось сегодня и завтра на благо и процветание нашей Родины.

Фото из семейного архива.

Александр Гаркин: «Как-будто кусок жизни отняли»

Все, кто работал с Поповым много лет, говорят: «Это был не только талантливый руководитель и крепкий хозяйственник, но еще и успешный предприниматель. В тяжелейший для отечественного судостроения период он выбрал верное направление диверсификации производства продукции завода». Это была идея Вячеслава Попова создать отдел маркетинга, благодаря чему благовещенские  корабелы стали получать еще и заказы на изготовление продукции для крупных предприятий нефтегазовой отрасли, гидроэнергетики. Для Бурейской ГЭС судостроители давно стали самыми надежными партнерами, а генеральные директора — еще и настоящими друзьями.

— Достойный человек. Только 80-летний юбилей ему отметили, радовались, поздравляли — и вдруг… — генеральный директор ОАО «Нижне-Бурейская ГЭС» Александр Гаркин, с которым мы связались в понедельник вечером по телефону, с трудом находил слова.  —  Я сейчас как раз в пути, еду в Благовещенск, чтобы проводить в последний путь Вячеслава Степановича. Мы знакомы были и сотрудничали с ним почти двадцать лет. Он же участвовал в строительстве Бурейской ГЭС: на судостроительном заводе изготавливали для нас облицовки торов, водоводы к отдельным турбинам и другое нестандартное оборудование. Он по Нижне-Бурейской ГЭС инженерные мысли выдвигал.

Александр Гаркин вспомнил, как начали заполнять Бурейское водохранилище, и плавник пошел с берегов. Вячеслав Попов тогда решил эту задачу.

— Под его руководством были разработаны конструкции наплавных сооружений, комплекс оборудования для сбора и утилизации древесного плавника на водохранилище, а еще мы с ним вместе разрабатывали новый проект буксира, — делился успехами многолетнего сотрудничества Александр Сергеевич. — Вот я упомянул о водоводах, а проработал технологию и воплотил ее в жизнь Вячеслав Степанович. Теперь на Бурейской ГЭС водоводы из металла, которые сделал наш судостроительный завод. Коллектив он подобрал достойный, который ответственно относится к поручениям, работу выполняет четко, качественно.

Заказчику с Поповым комфортно было работать. Он вникал в тему и прямо говорил: «Да, я решу» либо «Нет, не берусь». Никогда не юлил. Честный, прямой, откровенный, коммуникабельный. Город много потерял. Теперь и судостроительному заводу будет сложно — такой опытный управленец ушел. Коллектив его уважал. До сих пор не верится: вот только недавно был у него в гостях, и вдруг такая печальная, печальная новость. Очень жалко. Столько лет шли рядом. Как-будто кусок жизни отняли...

Альбина Попова: «Важнее рыбалки и охоты для него были только корабли»

У каждого свои важные даты, а для судостроителя Попова  это было открытие сезона охоты. Этому увлечению ничего не могло помешать. Даже рождение сына.

— Бабушка даже спустя многие годы обижалась, вспоминая, как она была уже на сносях, а молодой супруг умчался с ружьем в лес, — рассказала семейную историю невестка Вячеслава Степановича, известная благовещенская общественница и бегунья Альбина  Попова.  — Ей так не хотелось отпускать мужа, и она сделала вид, будто роды приближаются, обхватила живот руками: «Ой, Слава, что-то в боку колет, не уезжал бы ты никуда». А он жену в охапку, быстренько отвез в больницу — и  на охоту!  «Другие мужики под роддомом ходят, дежурят, ждут, кто у них родится, а моего ничего не могло  остановить. Важнее рыбалки и охоты для него были только корабли», — вздыхала Людмила Михайловна, вспоминая то время, когда на свет появился их сын и мой будущий муж.

Коренной камчадал, где всегда обилие снега, Вячеслав Попов с детства ходил на лыжах и привил любовь к зимнему виду спорта своим детям и внукам. Он до последнего участвовал в пробежках «Лыжня России». И даже когда зимой ездил поправить здоровье в приморскую Шмаковку, всегда брал с собой в санаторий лыжи.

Сестра: «Он с детства был влюблен в корабли»

Вячеслав Попов всегда шутил, что он в три месяца видел в бинокль Японию, а его бесконечная любовь к морю и кораблям от того, что он родился в пути между материком и полуостровом, когда родители возвращались из отпуска домой на Камчатку.  

— Мы жили в небольшом поселке рядом с перерабатывающим заводом, куда постоянно прибывали рыболовецкие сейнеры, — вспоминает старшая сестра Лариса Степановна. —Смотришь, мальчишки во дворе мяч гоняют или на велосипедах, а брата нет. Мы знали, где его найти: он постоянно на судах отирался. Вылезал оттуда весь в мазуте, а лицо светилось счастьем, что ему разрешили гайки покрутить. Он с детства был влюблен в корабли. 

Мечта о мореходке во Владивостоке не сбылась — комиссию по здоровью не прошел. А в Благовещенское речное училище приняли, позже окончил заочно институт. Капитаном не стал, но рулил заводом, который корабли строил и выпускал в далекие синие моря.

Лариса Степановна вспомнила времена, когда москвичи хотели прибрать к рукам судостроительный завод: «Мы так переживали: борьба же шла. Но от брата чего-то добиться было трудно. Судить, рядить, кого-то осуждать: кто-то плохой, а кто-то хороший — это было не в его характере. Он на все вопросы отвечал: «Трудно. Будем бороться». В нем была внутренняя уверенность. И завод действительно отстояли. Самое главное, что я в нем ценила, это то, что он не ожесточился, сохранил душевную теплоту. Всегда найдет чем удивить: рыбу поймал или дичь подстрелил, всех угощал. Любил сюрпризы делать.  Иногда смотришь, человек только выбился в начальники, и сразу меняет круг знакомых. Начинает водить дружбу с теми, кто ему по статусу подходит. Слава друзей не менял. Он и на юбилее сказал: «В песне поется, что мои года — мое богатство, а я понял давно, что мое богатство — это друзья».

Фото из семейного архива

 

Возрастная категория материалов: 18+